Файл: Содержание Введение 3 Виды художественной росписи в России 4 Миниатюра 4 Роспись по дереву 8 Заключение 15 Список литературы 16 Введение.docx
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
1. Виды художественной росписи в России 4
2. Миниатюра 4
3. Роспись по дереву 8
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живёт и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные, задачи. И мы, научившись ценить и понимать это особое содержание народного искусства, стали наследниками того духовного богатства, которое хранит для нас художественная культура человечества. Народные художественные промыслы занимают видное место в декоративно-прикладном искусстве. Во многих районах нашей страны наряду с высочайшим уровнем техники и промышленности сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и художественные промыслы. Знакомство с русскими народными художественными промыслами поможет понять их многообразие, самобытность и эстетическую значимость в современной художественной культуре русского народа.
Цель реферата – рассмотреть особенности росписей.
1. Виды художественной росписи в России
За долгие века в разных уголках России сформировалось множество уникальных художественных традиций, видов росписи. Самые старинные из них, безусловно, связаны с росписью деревянных предметов быта. Позже с развитием технологий мастера начинали расписывать изделия из металлов, керамики, папье-маше и других материалов.
Талица 1 - Виды художественной росписи
Виды | Примеры и особенности |
Миниатюра: Палех и Федоскино | Палех – роспись темперой по папье-маше на сюжеты из былин и сказок. Федоскинская роспись выполняется масляными красками по папье-маше, характерный сюжет – изображения русской тройки, народных гуляний |
Роспись по металлу: Жостово | Роспись жестяных подносов масляными красками по черному фону, чаще всего изображаются букеты цветов |
Роспись по дереву: Хохлома, Городецкая и Мезенская | Роспись по дереву: Хохлома, Городецкая и Мезенская |
2. Миниатюра
Техника лаковой росписи на изделиях очень сложна в исполнении, ведь она требует от художника кропотливости при изображении мелких деталей рисунка. Для этого промысла использовали темперу (водорастворимые краски на основе порошковых пигментов, которые были известны еще во времена Древнего Египта) и масляные краски.
Палехская роспись уникальна своей историей. Этот вид народного промысла сложился не в древности и даже не в XVIII–XIX веках, а в советское время. Село Палех (сейчас это Ивановская область) до революции славилось своей иконописной школой. Палехские иконы отличала особая тонкость письма, плавность линий. Но с приходом советской власти палехским мастерам-иконописцам пришлось искать новые сюжеты и осваивать новые материалы.
Так и родилась палехская миниатюра. От древнерусской иконописи мастера взяли технику росписи темперой и живописные приемы: тонкость и условность изображения, сложную композицию с параллельным развитием нескольких сюжетов. А вот в качестве сюжетов стали выбирать русские сказки, былины, жанровые сценки. Чаще всего палехская роспись украшает шкатулки и сундучки.
Федоскино
В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счет табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры.
Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу: тройки, чаепития, сказочные мотивы. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.
Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором — «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце. Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище.
Палех
Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля, храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря. Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков — потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру — она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже. В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров и, по предложению Максима Горького, открыли музей при Артели живописи. Так традиционная технология темперной живописи закрепилась на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины, сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.
3. Роспись по дереву
Пожалуй, наиболее старинный вид росписи. К примеру, мезенская роспись считается вообще одним из самых древних народных промыслов, дошедших до наших дней. И хотя самый старый из дошедших до нас предметов – расписная прялка – датируется «всего лишь» 1815 годом, ученые возводят истоки мезенской росписи к архаичным временам. На берегах Белого моря и Онежского озера археологи находят схожие мотивы даже в наскальных изображениях
Красные и золотые узоры расцветают на глубоком черном фоне. Это хохлома – один из самых известных и растиражированных видов русских народных промыслов. Ее яркие, сочные краски с легкостью узнает каждый.
Для хохломы характерны изображения цветов, ягод, птиц, зверей. Роспись наносится мастером на специально обработанную деревянную заготовку от руки, без предварительной разметки. А особый богатый золотой блеск достигается без применения золота.
Этот вид росписи по дереву возник в XVII веке в деревнях на левом берегу Волги, в окрестностях крупного села Хохлома – сейчас это Нижегородская область. А сегодня традиции хохломской росписи сохраняются в городе Семенов и деревне Семино, где работает сразу несколько предприятий и мастерских.
Под хохлому расписана самая большая ложка в мире. Деревянный столовый прибор длиной 2,67 м сейчас находится в музее при фабрике хохломы в Семенове.
История подмосковной жостовской росписи родилась… на Урале. Тагильские мастера изобрели особый вид росписи по металлу, превращая подносы в настоящие картины. А на основе их работ в XIX веке в Жостово родился отдельный, особый вид народного промысла.
Мезенская и петриковская роспись по дереву
Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:
орнаменты красно-чёрного цвета;
дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.
Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.
Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.
Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.
Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.
Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами
, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.
Техника нанесения состоит из нескольких этапов:
нанесение фона;
рисование крупных цветных элементов;
прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.
Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.
Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.
Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.
Основная гамма цветов:
золотой;
красный;
чёрный.
В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.
Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево.
Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.