Файл: Имеет ли военная юстиция возможные перспективы развития в современной Российском государстве.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Имеет ли военная юстиция возможные перспективы развития в современной Российском государстве?
Многие, задаваясь этим вопросом, затрудняются ответить, ведь для того, чтобы верно и обоснованно ответить на поставленный вопрос необходимо довольно углубленно изучить современные тенденции развития права в военной среде.
Для ответа на вопрос нужно изначально разобраться в основах военной юстиции. Вообще, военные суди возникли в России при появлении регулярной армии, следовательно появилась необходимость в реализации прав военных и соблюдении определенных норм службы, и ответственности за несение службы.
В современном мире действия военных судов регламентируются Федеральным Конституционным Законом «О судебной системе», в которой помимо основных судов закрепляется деятельность и военных судов, об этом говорит статья 22 указанного выше нормативно-правового акта. Также нужно сказать и о ФКЗ «О военных судах» принятого в 1999 году. Ведь после его принятия завершилась реорганизация военно-судебной системы в Российской Федерации. Создавались такие органы управления, в том числе и военные, которые становились гарантом законности и справедливости в государственных структурах типа Вооруженных Сил Российской Федерации и других, также касательно тех, в которых предусмотрена военная служба.
Также стоит разобраться и в вопросе об основных задачах военной юстиции. В статье 4 ФКЗ «О военных судах» сказано, что основной задачей поенных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов человека и гражданина, юридических лиц или объединений, также защита интересов местного самоуправления или же государства в целом.
Говоря о перспективе развития военной юстиции, нужно сказать, что в современном мире представляется невозможным выделение военных судов, как четвертой ветви судебной системы, то есть наряду с судами общей юрисдикции, арбитражными судами и конституционными судами. Также важным аспектом в рассмотрении компетенции военных судов становиться возможность разрешения судами дел порядком и гражданского и уголовного и административного судопроизводства, то есть военного судопроизводства как отдельного вида не существует обособленно, оно опосредовано.
Однако и полное упразднение такого рода судов не представляется возможным, ведь именно данный тип судов в настоящее время занимается множеством дел, которые пришлось бы распределять между другими видами судов, которые и без этого довольно загружены.
Есть возможность создания в Российской Федерации отдельного вида юстиции – а именно административной, которая взяла бы в себя все дела, касательно административных правонарушений и военнослужащих. Во главе бы стоял Верховный Административный Суд РФ. В данной ситуации происходила бы ликвидация Военной коллегии при Верховном Суде РФ. Однако такой путь предполагал и бы внесение поправок в Конституцию РФ, так как статья 126 предусматривает «Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом». То есть необходимо вывести административную юстицию из под контроля судов общей юрисдикции. Но нужно понимать, что изменение Конституции совершенно не лучший вариант, так как это может породить возможное созревание конфликтов, из-за слома уже устоявшейся конституционной стабильности. Также на создание новых органов уйдет время и потребуется огромная материальная база, что не удовлетворяет современные потребности.
Второй путь – это создание специализированной системы, основой которых станет неравноправие положений данных субъектов. Необходимо будет и объединить две коллегии Верховного суда РФ. Чтобы не испортить структуру судебных инстанций и правовую логику. В данном случае необходимо будет передать все уголовные дела, касающиеся военнослужащих в общие суды, при этом сохранив за административными функции рассмотрения надлежащих дел. Происходит объединение судов на структурном уровне, и разделение на функциональном, что не может не сказаться на функциональности и продуктивности работы системы в целом. Также можно подумать о варианте передачи всех общеуголовных дел, касающихся военнослужащих в суды общей юрисдикции, но это является нерациональным действием, способным привести систему к парализованному состоянию из-за перегруза. Но нужно учитывать и факт того, что в данной ситуации не сходится даже система формирования типов судов. Военные формируются по месту нахождения военных частей, а административные же – на основе межмуниципального объединения судебных районов. Реорганизация подсистемы военных судов – дело масштабное, материально затратное. Общегосударственная тенденция создания новых видов судов отрицает возможность растворения военных судов в системе административной юстиции.
Так же существует возможность возникновения административных судов как отдельной ветки судов общей юрисдикции. Данная модель позволит сохранить автономность военных судов. Изменения коснуться в этом случае не структуры судов, а именно регламентации их действий из-за возможного возникновения новых регулирующих нормативно-правовых актов. Следовательно, будет происходить расхождение трактования норм, их неоднозначность, будут возникать проблемные дела и споры, и как итог усложнение в выполнении основной задачи судебной системы – защиты прав и свобод. Однако эта модель представляется наименее затратной.
Отдельным предложение реформации судебных подсистем, является создание определенных специализированных административных палат, органов, способных на рассмотрение жалоб по не рассмотрению дел. Главным плюсом такого рода изменений станет то, что палаты смогут оценивать дела по существу: то есть учитывать их экономическую целесообразность и прочее. Однако вопрос в том, будет ли рациональным создание военной палаты, которая будет подчинена администрации.
В заключение можно прийти к выводу о том, что реорганизация судебной системы касательно военных судов нужна в Российской Федерации, однако она не имеет острой необходимости. Для военных судов возможности и перспективы развития в современном мире есть, однако они не всегда являются рациональными и как уже говорилось, не имеют острой необходимости. Самыми оптимальными могли бы быть вариант с созданием палат, или же реорганизация по второму описанному мной пути. Поэтому вопрос в перспективе развития военных судов заключается только в действиях и желаниях государства и общества.