ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Новогордеевка Анучинского муниципального округа Приморского края»
Окружная научно-практическая конференция
"Наследие В.К.Арсеньева",
посвященной 150 - летию со дня рождения В.К.Арсеньева
Проект:
«Из истории фильма «Дерсу Узала»
Выполнила: Шулепова Екатерина,
ученица 7 класса
Куратор: Мишина Александра,
ученица 9 класса
Руководитель: Казарцева Е.А.
учитель истории и обществознания
с. Новогордеевка
декабрь 2022г.
Содержание
Введение стр. 3
Глава 1. Все о фильме «Дерсу Узала» стр. 4
Глава 2. «Прикоснуться к съёмкам киноленты «Дерсу Узала». стр. 7
Глава 3. Места съёмок фильма «Дерсу Узала». стр. 11
Заключение стр. 14
Литература стр. 15
Приложение: «Кадры из фильма «Дерсу Узала» стр. 16
Введение
Познающий природу познает истину, возвышающую душу»
Древняя мудрость
Эпиграфом к своей работе я взяла слова «Познающий природу познает истину, возвышающую душу». Природа – это все, что существует во вселенной. Истина – это правда. Душа - это внутренний, психический мир человека, его сознание. Смысл древней мудрости в том, что тот, кто познает, изучает природу, познает ту правду, которая возвышает душу, делает ее благородной. Именно таким был выдающийся путешественник, видный ученый и талантливый писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев, для которого познанием была вся его жизнь.
Объект исследования моей работы – произведения В.К.Арсеньева “По Уссурийскому краю”, “Дерсу Узала”; фильм «Дерсу Узала» и экспедиционные дневники.
Предмет исследования – съёмки фильма «Дерсу Узала».
Цель работы: расширить и углубить знания о создании фильма, по произведению В.К. Арсеньева - «Дерсу Узала».
Задачи: изучить труды В.К. Арсеньева, экспедиционные записи участников съёмочной группы. Выяснить, как и где проходили съёмки фильма «Дерсу Узала» на территории Анучинского муниципального округа.
Актуальность выбранной темы обозначена тем, что каждый человек должен знать историю своего народа, своей страны, воспитывать в себе чувство гордости за свой родной край.
Проблема: многие мои сверстники не знают о том, что фильм «Дерсу Узала» В.К. Арсеньева снимался на территории нашего муниципального округа
Практическая значимость – материалы работы можно использовать на уроках истории Приморского края.
При выполнении исследования я применяла следующие методы исследования: анализ; сравнение; обобщение; изучение литературы.
Глава 1. Все о фильме «Дерсу Узала»
«Дерсу Узала» - советско-японский художественный фильм Акиры Куросавы, созданный в 1975 году по мотивам произведений В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Первый фильм режиссера не на японском языке и в тоже время единственный, снятый им на широкоформатной кинопленке. Вторым режиссером на картине стал Владимир Васильев.
Аки́ра Куроса́ва (яп. 黒澤 明 Куросава Акира) родился 23 марта 1910 года, умер 6 сентября 1998 года — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Считается одним из самых влиятельных кинорежиссёров за всю историю кино. В течение 57 лет своей творческой деятельности создал 30 фильмов. (Прил. 1.)
В феврале 1971 года советский режиссер С.А.Герасимов во время визита в Японию сделал предложение Акире Куросаве снять фильм в СССР. Режиссер дал свое согласие.
На создание фильма было затрачено 4 миллиона долларов. Некоторые сцены фильма снимались в Москве на территории бывшего села Волынского (ныне районы Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково ЗАО Москвы), а также в Ядринском районе Чувашской АССР.
Сюжет фильма основан на одноименном романе ученого и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева - о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таежным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали В. К. Арсеньева.
Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета. Время действия – 1902-1908 годы.
Акира Куросава надеялся снять этот фильм еще в 1950-х годах, но у него возникли проблемы с адаптацией сюжета к японской обстановке, не думая, что однажды он сможет снять его на месте в России и с русскими актерами.
Японский режиссер снял этот фильм в СССР, потому что ни одна японская студия не хотела его финансировать.
Куросава с детства был преданным поклонником русской литературы - этот факт, конечно, уже хорошо известен Мосфильму, когда эта студия попросила его предложить литературный источник для режиссера, чтобы он адаптировался к фильму, который будет снят в Советском Союзе. Тем не менее, студия «Союз» была ошеломлена, когда он предложил ему снять фильм Арсеньева о Дерсу Узала: они были удивлены, что он даже слышал об этом, потому что книга в то время была так мало известна за пределами СССР.
Сценарий к фильму Куросава написал в соавторстве с драматургом Юрием Нагибиным. На роль Дерсу режиссёр планировал позвать японского актёра Тосиро Мифунэ, который снимался во всех его фильмах, но тот был на гребне популярности и не мог оставить другие проекты. Тогда Куросава начал искать исполнителя главной роли среди советских актёров.
Искали по всей стране, в числе кандидатов был, например, известный советский певец Кола Бельды (любимый советский фольклорный чукча, но на самом деле нанаец по национальности).
Процесс выбора актеров для исполнения главных ролей был непростой. Так после длительных кинопроб, тщательного просмотра мастер выбрал Юрия Соломина на роль В.К. Арсеньева. (Прил. 2.)
Юрий Мефодьевич Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите - советский и российский актер и режиссер, художественный руководитель Малого театра в Москве с 1988 года. Министр культуры РСФСР в 1990-1991 годах.
На роль Дерсу выбрали тувинского актера Максима Мунзука. Куросава увидел в нем родственную душу.
Максим Монгужукович Мунзук (15 сентября 1912 - 28 июля 1999 г.) — советский тувинский и российский актёр, один из основателей национального театра. Народный артист РСФСР (1975). Народный артист Тувинской АССР (1966). (Прил. 3.)
Дружба и духовная связь между А. Куросавой и М. Мунзуком длилась до конца их жизней.
Первые кадры фильма были сняты 28 мая 1974 года. Съемки продолжались 8 месяцев, о которых с большой теплотой и ностальгией затем вспоминали все участники. Вспоминали о том, как жили в палатках без электричества, как снимали без выходных с раннего утра до позднего вечера. (Прил. 4.)
Места для съемок оператору Федору Добронравову и художнику Юрию Ракше помогал выбирать известный арсеньевский краевед Вячеслав Гусельников, чей отец был лично знаком с Арсеньевым.
«Если во время киноэкспедиции нам удалось добиться таких результатов, то этим и Куросава, и весь съемочный коллектив обязаны прежде всего арсеньевцам», - отметил на премьере директор картины Карлен Агаджанов.
Согласно результатам различных опросов, картина часто присутствует в списках величайших фильмов, снятых за всю историю кино.
Куросава настолько проникся добротой местных жителей, что пообещал им, что именно они станут первыми зрителями картины. И сдержал свое обещание. Премьера фильма «Дерсу Узала» состоялась в Арсеньеве в кинотеатре «Космос» 24 октября 1975 года.
Рассказывают, что, покидая СССР после окончания работы, японский мэтр плакал в московском аэропорту.
Глава 2. «Прикоснуться к съёмкам киноленты «Дерсу Узала»
Начало съёмок легендарного фильма «Дерсу Узала», режиссёр Акира Куросава, началось в окрестностях города Арсеньева и Анучинском районе в 1974 году.
Съёмочная группа фильма почти на год обосновалась в городе Арсеньеве. Город и его жители во всём старались помочь мастеру, откликаясь на любую мелочь. Существенную помощь «мосфильмовцам» тогда оказали заводы «Прогресс» и «Аскольд», городская администрация, пассажирское автотранспортное предприятие, воинские части, авиатехникум и многие другие организации. Да и каждый из жителей считал за честь поучаствовать в процессе, прикоснуться к таинственному акту создания кино.
Замысел экранизации книг В.К. Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала" появился у Акиры Куросавы еще в 1940-х годах, но тогда он собирался снимать уссурийскую тайгу на острове Хоккайдо. Осуществить задуманное удалось лишь спустя три десятка лет, зато к тому времени у режиссера появилась возможность поставить картину там, где разворачиваются события романов.
Прикоснуться к съёмкам настоящей киноленты – мечталось каждому. И двоим жителям города Арсеньева, счастье улыбнулось, они смогли попробовать себя в роли актёров. Анатолий Терентьевич Зайцев, заслуженный работник культуры, ведущий вечеров и шоумен, исполнил в фильме эпизодическую роль возчика. А Сергей Нестерович Синявский мог наблюдать весь процесс съёмок от начала и до конца, он снялся в роли одного из казаков-стрелков, сопровождающих Арсеньева.
Так как режиссёр и некоторые члены съёмочной группы были иностранцами, то для нормального общения требовались переводчики с японского. Одним из них и стал уроженец города Арсеньева Евгений Парфёнов. В фильме снимались также и животные, и огромную помощь в съёмках оказывали охотоведы Леонид Андреевич Данилевич и Владимир Оленин.
В городе Арсеньеве Приморского края живёт один из участников съемок знаменитого фильма Акира Куросавы «Дерсу Узала». Леонид Андреевич Данилевич в то время (1974 год) был егерем Даубихинского охотничье-промыслового хозяйства, а на время съемок фильма неожиданно для себя стал дрессировщиком диких животных. Именно так называлась его должность в съемочной группе Куросавы.
Из воспоминаний Л.А. Данилевич:
«Пригласил меня сниматься в этом фильме сам Куросава. Когда выяснилось, что для съемок нужен дрессировщик, местные жители тут же меня и назвали: мол, есть у нас человек, который общается со зверями. А у меня звери постоянно жили дома: кто-то подранка приносил, кто-то найденного малыша, я их выхаживал и выпускал. И вот я смотрю – подъезжают «Волги», выходят какие-то иностранцы… Вообще-то я таксидермист, изготовлением чучел занимаюсь, и тогда этим был известен – в Ярославле в музее научился. И ко мне приходили иногда целыми школами, делегациями. Ну и тут я думал – наверное, чучела смотреть приехали. Заходят, говорят здрасьте-здрасьте, я директор фильма Агажданов, это вот Куросава, представили всех…
И говорят: «Мы вас приглашаем дрессировщиком фильма». Я сразу ответил, что я не умею, не знаю это дело, отказываться стал… Потом Куросава посмотрел все мои чучела, а еще лежала у меня книжка «Японские трехстишья». Он меня спросил: «Это вам нравится?». Я ответил: «Нравится», тогда он попросил, чтобы я прочитал несколько стихов. Куросава говорил через переводчика, он по-русски только «сипасибо» знал. А вот Нагами-сан прекрасно говорила по-русски, она обычно общалась с нами. Послушал он мое чтение и сразу сказал: «Тебя берем». Я говорю: «Ну я не знаю, я же егерем работаю». А они мне отвечают: «Мы договоримся в управлении, завтра приходи в гостиницу». Так я стал работать у Куросавы».
Из воспоминаний дрессировщика диких животных о съемках тигра. «Куросава хотел только дикого зверя, он говорил: «У дрессированного – добрые глаза». Поэтому привезли тигра Артема с Дальнереченской зообазы. Вольер закрыли осенней листвой, перед ним был ров с водой, а камера установлена так, что рва не видно. К его краю должны были подойти Арсеньев-Соломин и Дерсу-Мунзук, а на экране бы казалось, что они стоят прямо перед тигром. На первом дубле я пугнул Артема из воздушки, он зарычал, а Мунзук крикнул: «Моя твою не трогай!». А вот второй дубль не получался, тигра долго пугали, а потом он вдруг прыгнул в воду и поплыл. Весь народ врассыпную! Водитель автобуса потом рассказывал: «Сижу, читаю газету, вдруг народ начал в двери запрыгивать, и каждый кричит: «Скорее закрывай!». В салон больше сотни набилось». Рогатиной кое-как отпихнули Артема обратно в воду, съемки свернули. Тигр вымок – виду кинематографического никакого.