ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Основы конституционного строя.
Конституционный строй — это система общественных отношений (экономических, социальных, политических, духовных), установленных и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. Фундаментом конституционного строя являются основные принципы, которые служат началом всей системы общественных отношений, установленных в нашей стране Конституцией.
Конституционный строй РФ
Основные принципы
(глава 1 Конституции РФ)
Наименование принципа | Его содержание | Статьи Конституции РФ |
Основы организации государственной власти: | | |
Суверенитет народа | Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ осуществляет власть непосредственно — путем выборов и референдумов, а также через органы государственной власти и местного самоуправления | Ст. 1, 2, 3,4 |
Федерализм | Децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления | Ст. 1, 5 |
Республиканская форма правления | Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетенции (полномочий, прав) органов власти разграничена | Ст. 1 |
Разделение властей | Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий. | Ст. 10, 11 |
1. Правовое государство | Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод. | Ст. 1, 4, 15,18 |
Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина: | | |
| Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства. Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина. | Ст. 2 Ст. 1, 2, 3, 30, 32 |
Основы организации жизни гражданского общества: | | |
Социальное государство | Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп населения. | Ст. 7 |
Светское государство | Отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным. | Ст. 14, 28 |
Идеологический и политический плюрализм, многопартийность | Установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). Основа для утверждения в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции, для утверждения в стране многопартийности. | Ст. 13 |
Многообразие и равноправие форм собственности | Признание различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы. | Ст. 8,9 |
Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения основного закона не могут противоречить основам конституционного строя.
Основные принципы конституционного строя:
1) регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности;
2) составляют исходную правовую базу для последующего содержания самой Конституции и для всей системы российского права;
3) являются абсолютно неизменными: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция.
2. Личные, политические, социально-экономические и духовно-культурные права человека.
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав: гражданские (личные) политические экономические социальные культурные
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений. Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ. Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность. Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
3. Президент, его правовой статус и полномочия.
Президент Российской Федерации является главой государства, выступает гарантом Конституции РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный статус Президента Российской Федерации характеризуется следующей спецификой: Президент не входит в структуру существующих ветвей власти, находясь на особом положении в общей системе высших органов власти. Функции главы государства, также закрепленные конституционно, служат проявлением его особого положения.
Правовой статус Президента РФ, несущего функциональные обязательства главы государства и «арбитра» в государственном аппарате и наделенного широкими полномочиями, вполне оправдан. Россия в силу истории своего развития не владеет демократическими традициями, и усиление правового положения Президента имеет большое значение, в том числе, при проведении реформ.
Функции Президента РФ
Деятельность Президента РФ регламентируется конституционными положениями и соответствующими правовыми актами. Так, на главу государства налагаются следующие обязательства:
-
быть гарантом Конституции, реализации прав и свобод граждан; -
реализовывать меры по поддержанию стабильности конституционного строя; -
формулировать базовые стратегии внутренней и внешней политики государства; -
обеспечивать согласованность взаимодействия существующих органов государственной власти; -
инициировать применение мер по обеспечению сохранности суверенитета, независимости, целостности страны; -
обеспечивать реализацию полномочий федеральной власти государства в территориальных границах всей России; -
быть представителем страны внутри нее и за ее пределами (на международном уровне).
Специфика статуса, которым обладает глава РФ, определяет направленность его действий на координирование и контроль деятельности всех ответвлений власти, как то судебной, законодательной, исполнительной. Задачей в данном случае является создание условий, в которых система сдержек и противовесов будет стабильно эффективна.
Для выполнения указанных задач Президент РФ должен использовать конкретные полномочия, закрепленные законодательно, в каждом из существующих направлений.
Полномочия главы РФ относительно охраны прав и свобод человека и гражданина
В отношении реализации основополагающих личных и гражданских прав и свобод Президент уполномочен:
-
осуществлять решение вопросов, связанных с российским гражданством и предоставлением политического убежища; -
присуждать государственные награды страны; -
осуществлять присвоение высших специальных званий, в том числе, высших воинских и почетных; -
принимать решения о помиловании; -
инициировать формирование органов-посредников между гражданами страны и главой государства по вопросам сохранности прав и свобод, как то: Уполномоченный по правам ребенка, Совет по развитию гражданского общества и правам человека; -
определять кандидатуры из числа граждан РФ, обладающих заслугами перед государством и обществом, для вхождения их в состав Общественной палаты; -
реализовывать иные полномочия.
Полномочия главы РФ относительно создания органов власти государства и согласования их функционирования
По данным вопросам Президент РФ вправе применять следующие полномочия:
-
выносить решение об отставке Правительства РФ; -
утверждать совместно с Госдумой кандидатуру на пост Председателя Правительства; -
выполнять функцию Председателя на заседаниях Правительства и Президиума Правительства; -
назначать кандидатуру на позицию Председателя ЦБ; ставить перед Госдумой вопрос, касающийся снятия с должности Председателя ЦБ; -
утверждать кандидатуры на должности министров РФ, заместителей Председателя Правительства или освобождать с них; -
назначать кандидатуры на исполнение функциональных обязанностей судей (Конституционного, Верховного судов); на должности: Генерального прокурора и его заместителей, прокуроров существующих субъектов РФ, Председателя счетной палаты, а также его заместителя, и, соответственно, вносить предложения о снятии с указанных должностей; -
осуществить роспуск законодательного органа какого-либо субъекта РФ, в результате деятельности которого был принят нормативно-правовой акт, вступающий в конфликт с действующим законодательством.
4. Федеральное собрание РФ. Структура, порядок формирования и полномочия палат.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
-
утверждение изменения границ между субъектами РФ; -
утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения; -
решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны; -
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности; -
лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; -
назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ; -
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; -
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента; -
проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности; -
прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий; -
заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.