Файл: Общая характеристика воображения как психического процесса. Воображение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Общая характеристика воображения как психического процесса.

Воображение — это психический процесс сознание новых образов идей и представлений, путем переработки уже имеющегося опыта.


9 Различные классификации видов мышления (по форме, новизне и оригинальности и др).

По форме:

  1. Наглядно-действенное. Вид, при котором мыслительная задача решается путем выполнения конкретных действий с предметами. Вид появляется на ранних этапах жизни.

  2. Наглядно-образное. Вид, при котором человек решает мыслительную задачу с опорой на образы восприятия или памяти. Человек может решать практическую задачу без непосредственного контакта с практикой. Для детей раннего детского и дошкольного возраста.

  3. Абстрактно-логическое. Вид, при котором человек решает задачу в уме, без опоры на образы. Результатом его мыслительной деятельности является мысль или идея, выраженная в форме слова и в другой знаковой форме. Этот вид мышления появляетсяконцу дошкольного возраста.

По характеру решаемых задач:

  1. Теоретическое. Это вид мышления, с помощью которого человек открывает Наиболее общие и существенные свойства, законы и принципы. Он лежит в основе научной деятельности и предполагает высокий уровень абстрагирования.

  2. Практическое. Этот вид мышления, который значим при решении практических задач (постановка цели, создание плана, его успешная реализация).

По степени развернутости и осознанности:

1. Дискурсивное. Это вид мышления, в котором мыслительный процесс развернут во времени, хорошо структурирован и осознан,

2. Интуитивное. Это вид мышления, при котором мыслительный процесс характеризуется быстротой протекания, отсутствием четких этапов и минимальной осознанностью.

По степени новизны и оригинальности:

  1. Репродуктивное (воспроизводящее).Это вид мышления, в процессе которого человек не открывает принципиально нового знания.

  2. Продуктивное (творческое). Это вид мышления, при котором человек в процессе решения задачи открывает принципиально новое знание.

В Зависимости от характера познаваемой реальности:

  1. Предметное. Это вид мышления, направленный на познание предметов окружающего мира. Он позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире.

  2. Психологическое. Это вид мышления, направленный на познание внутреннего мира

В зависимости от верности результатов отражения:

  1. Реалистическое. Вид который позволяет нам, верно понимать окружающую реальность и разумно действовать в ней.

  2. Аутистическое. Вид который искажает истинную картину мира, представления этого мышления соответствуют не объекту, а эффекту



17.Теории формирования речи.

1. Теория научения речи. Возникла в рамках бихеоризма. Сторонники этой теории считают что основной механизм формирования речи явл. подражание и подкрепление. Ребенок слышит речь взрослого, копирует ее и таким образом учится говорить.

2. Теория Хомского.В организме ребенка от рождения существуют задатки к формированию речи. Они созревают к 1ому году, поэтому в этом возрасте ребенок начинает говорить. С наиболее благоприятным периодом развития речи явл возраст до 3 лет. Если до 3 лет ребенок не освоил речь, то в дальнейшем этот процесс затруднен или даже не возможен.

3. Когнетивная теория. Развитие речи зависит от присущей человеку от природы способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать инф. На развитие речи чел. Решающее внимание оказывает уровень развития мышления. Чем лучше развито мышление, тем лучше он говорит. Другим важнейшим фактором явл. мотивация.


  • Вопрос25. Классификация теорий личности.

    Теория личности
    1) теория черт личности.
    Эти теории относятся к разряду пмиходинамических, экспериментальных, структурно-динамических.
    Представители: Г.Олпорт, Р.Кетелл, Г.Айзенн.
    Главной характеристикой личности является черта. Личность - набор взаимосвязанных черт. Базовые черты у всех людей одинаковы, но выражены в разной степени. Эти черты выявлены экспериментальным путём (факторный анализ) . Зная черты личности, можно прогнозировать ее поведение.
    2) Теория социального научения.
    Они относятся к категориям социодинамических, экспериментальных, структурно -динамических .
    Представители: А.Бандура, Б.Скиннер, Р.Сирс.
    Данные теории созданы в рамках бихевиоризма. Основной характеристикой личности является поступок или серия поступков. Существенное влияние на формирование личности оказывают другие люди и условия, в которых человек живёт. Различия в личности обусловлены тем, что мы взаимодействовали с разными людьми и воспитывались в разных условиях. Новые формы поведения человека-это результат научения. Научение, в основном, происходит путём

    3) психоаналитические теории.
    Эти теории относятся к разряду пмиходинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических.
    Представители: З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг.
    Поведение человека определяется бессознательными вличениями и инстинктами, которые направляют это поведение в определенное русло. Личность человека включает в себя 3 компонента.
    1. Оно-бессознательное вличение и инстинкты
    2.Я- наше самосознание
    3. Сверх Я-нормы и правила, которые мы заимствовали из общества , но воспринимаем их как часть своей личности.
    "Оно" находится в конфликте со "Сверх Я". Задача "Я" найти такие способы реализации наших влечений и желаний , которые не приходили бы в противоречие с нормами и правилами. Для этого "Я" использует механизмы психологической защиты.

    4. Гуманистические теории личности.
    Относятся к категории пмиходинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических .
    Представители: К.Роджерс, А.Маслоу.
    Основное внимание в этих теориях уделяется внутреннему опыту человека. Центральные понятия с помощью которых описывается личность-сознание, самосознание, самооценка, образ "Я". Они считают, что человек-замуное существо, которое само определяет цели и смысл своей жизни, а не продукт социальных влияний.
    В структуре личности выделяют 2 компонента:
    1. "Я опыт" (то, что мы на самом деле пережили)
    2. "Я концепция" (то, каким человек должен казаться)
    Они должны быть между собой согласованы. Главное стремление человека- стремление к самосовершенствованию.




  1. Различные классификации видов воображения.

1. По наличию волевой регуляции:

1.1. Непроизвольное (непреднамеренное). Это вид воображения, при котором человек не прилагает усилий для создания образов, они возникают спонтанно. Слушая рассказ, читая книгу, мы невольно представляем себе героев и события, описываемые автором. Иногда такое воображение заменяет человеку реальную деятельность. Непроизвольное воображение активизируется тогда, когда ослабляется работа сознания (полудрёма, сильное обострение значимых потребностей).

1.2. Произвольное (преднамеренное). Это вид воображения, при котором образы возникают сознательно, благодаря усилиям человека (прежде чем написать сочинение, необходимо его придумать).

2. По новизне и оригинальности:

2.1. Репродуктивное (воссоздающее). Это вид воображения, при котором реальность воспринимается практически в неизменном виде, элемент фантазии незначителен. Оно необходимо при чтении литературы, когда мы воссоздаем образы, созданные писателем.

2.2. Продуктивное (творческое). Это вид воображения, при котором действительность сознательно реконструируется человеком, а не просто копируется. Оно активизируется там, где открывается что-то новое, оригинальное. Важную роль в процессе работы творческого воображения выполняет язык, который является продуктом создания творческого замысла.


10 Мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение и др).

Сравнение- это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходств и различий

Анализ-это мысленное разделение предмета на части с целью понимания строения предмета

Синтез- это мысленное объединение отдельных частей, признаков и свойств в единое, качественно новое целое. В результате синтеза складывается целостное понимание предмета

Абстрагирование- процесс мысленного отделения одних из признаков и свойств предмета от других и от самого предмета, которому они присущи. Абсрогирование позволяет глубже понять сложные явления действительности, путем создания их схем и моделей.

Конкретизация- процесс мысленного отнесения конкретного предмета к определенному классу предметов. Эта операция противоположна абстрогированию. Конкретизация позволяет проверить правильность какого-либо научного предположения.

Обобщение- это мысленное выделение общего и существенного в предметах и явлениях. Выделение существенных признаков свидетельствует о понимании сущности и ведет к образованию понятий.

Классификация- группирование предметов по общим существенным признакам. Она используется с целью разграничения и последующего объединения объектов на основе общих признаков

Систематизация- упорядочивание знаний на основании предельно широких общих признаков групп объектов.



18. Методы и приемы развития у младших школьников. 3-5 упражнений.

1. Угадать предмет по его признакам или действием:

Шагаешь- впереди лежит,

Оглянешься- домой бежит.( дорога)

2. Прочитайте. Отчетливо выделяйте ударные слоги.

А) я громко плачу. Я плачу за ужин.

Б) тетрадь стоит 2 рубля. Ученик стоит у доски.

3. Прочитайте пословицы. Обьсните их смысл.

4. Прочитай слова. Раздели их на 2 группы.

Гора, горелка, горка, горный, горения, горит, гористый, горняк.


26. Основные теории личности.
1. Теории черт личности - относятся к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических.
Представители:
Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк
Главная характеристика личности - черта. Личность - набор взаимосвязанных черт. Базовые черты у всех людей одинаковые, но выражены в разной степени. Эти черты выявлены экспериментальным путём (факторный анализ). Зная черты личности можно прогнозировать ее поведение.
2. Теории социального научения - относятся к категории социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических.
Представители:
А. Бандура, Б. Скиннер, Р. Сирс
Данная теория создана в рамках бихевиоризма.
Основная характеристика личности - поступок или серия поступков.
Существенное влияние на формирование личности оказывают другие люди и условия, в которых человек живет. Различия в личностях обусловлены тем, что бы мы взаимодействовали с разными людьми и воспитывались в разных условиях.
Новые формы поведения человека - результат научения. Научение в основном происходит путем подражания.
3. Психоаналитические теории (сиходинамических, неэкпериментальных, структурно-динамических).
Представители:
З. Фрейд, А. Альберт, Карл Густов Юнг
Поведение человека определяется бессознательными влечениями и инстинктами, которые направляют это поведение в определенное русло.
Личность человека вкл в себя 3 компонента:
• «Оно» - бессознательное влечение инстинктов
• «Я» - самосознание.
• «Сверх Я» - нормы и правила, которые мы заимствовали из общества, но воспринимаем их как часть своей личности. Оно находится в конфликте со «сверх я». Задача «я» найти такие способы реализации наших влечений, желаний, которые не приходили бы в противоречие с нормами и правилами. Для этого Я использует механизмы психологической защиты.
4. Гуманистические теории (психодинамические, неэкспериментальные, структурно-динамические).
Представители:
К. Роджерс, А. Маслоу
Основное внимание в этих теориях уделяется внутр опыту человека. Центральные понятия, с помощью которых описывается личность - сознание, самосознание, самооценка, образ «Я». Они считают, что человек - разумное существо, которое само определяет цели и смысл своей жизни, а не продукт социальных влияний.
В структуре личности выделяют 2 компонента:
• «Я-опыт» - то, что мы пережили на самом деле
• «Я-концепция» - то, каким я хочу казаться.
Они должны быть между собой согласованы.
Главное стремление человека - стремление к самосовершенствованию (самоактуализации).

  1. Формы воображения (сновидения, мечты, грёзы и др.)

1. Фантазии— это образы воображения, не соответствующие или мало соответствующие реальности.

2. Мечты— это образы воображения, направленные на будущее, связанные с реальностью и вполне осуществимые.

3. Грёзы— это образы воображения, направленные на будущее и неосуществимые.

4. Галлюцинации — это фантастические видения, никак не связанные с реальностью. Они возникают в результате соматических и психических расстройств или под воздействием веществ, вызывающих изменения в сознании (алкоголь, наркотики).

5. Сновидения— это образы воображения, возникающие во сне.

Они связаны с потребностями человека, которые не могут быть реализованы в реальности.



11.Формы мышления (суждение, умозаключение, понятие).

суждение- высказывание , содержащее определенную мысль. Суждения бывают утвердительными и отрицательными. Истинные и ложные. Кроме этого они бывают:

1. общими (их можно отнести ко всем предметам данной группы)

2. частные- суждения которые можно отнести только к некоторой части предметов данной группы

3. единичные (их можно отнести только к 1-му предмету данной группы)

Умозаключение- это серия логически взаимосвязанных суждений, их которых вводится новое значение

Виды:

  1. дедуктивные (от общего знания к частному), 

  2. индук­тивные (от частного знания к общему), 

  3. умозаключения по аналогии (от частного знания к частному).

Виды понятий:

  1. по объекту

а) родовые (с большим объемом)

б) видовые (с мал. Объемом)

2. по хар-ру связей и отношений

А) конкретные ( реальные связи и отношения между предметами окр мира

Б) абстрактные ( в них отраж. Свойства предметов в отвлечении от самих предметов, которыми они принадлежат)



19. Общая характеристика деятельности
Деятельность- эта форма активности человека направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира условий жизни человека и самого человека.
В Отечественной психологии деятельность рассматривается исходя из трёх основных принципов:
1 принцип “единства сознания и деятельность”
сознание формируется и проявляется в деятельности. человека сознает своей деятельности и способы ее осуществления.
2 принцип “деятельностного опосредованния”
содержание деятельности опосредуют все психические процессы и состояние личности то есть они проявляются в ходе деятельности.
3 принцип единство деятельности и общения”
деятельность человека осуществляется в определенной системе взаимоотношений с другими людьми.
этап осуществления деятельности
1. Постановка цели
2. Составление плана
3. исполнение составленного плана
4. проверка результатов исправления ошибок
5. подведение итогов и оценка деятельности
отличительные признаки человеческой деятельности
1. носит продуктивный творческий характер мы создаем новые продукты
2. в ходе деятельности человека используют и создает орудие труда
3. деятельность человека способствует развитию самого человека
4. деятельность есть продукты стори не дается готовом виде, он ей учится
активность
1. носит потребительский характер не создается ничего нового
2. животные не используют орудие труда
3.активность животных практически ничего не меняет ни в них самих ни в условиях жизни
4. активность животных продукт биологической эволюции активность задана изначально заложена генетически.


27. Социализация личности (стадии, механизмы, факторы).
Социализация - процесс вхождения человека в общество, в ходе которого он усваивает социальные нормы, ценности, элементы культуры.
Содержание понятия:
1. Усвоение соц норм, умений и стереотипов.
2. Формирование соц установок и убеждений.
3. Вхождение в индивидуальную соц среду.
4. Приобщение к системе соц связей
5. Усвоение соц влияний
6. Самоактуализация личности
Стадии социализации (по Петровскому):
1. Адаптация - приходится на детство. Человек входит в общество и усваивает соц нормы, правила, ценности.
2. Индивидуализация - подростковый и юношеский возраст. На этой стадии человек обретает свою уникальность и неповторимость.
3. Интеграция - зрелость, взрослость. Человек пытается найти баланс между своей индивидуальностью и требованиями общества. Найти подходящие для себя способы самореализации.
Механизмы социализации
1. Традиционные - через семью и ближайшее окружение
2. Институциональные - через соц институты
3. Стилизованные - через субкультуру
4. Межличностные - через авторитетных людей
5. Рефлексивный - через осознания и переживания
Факторы влияющие на социализацию
1. Макрофакторы - влияют на социализацию больших по численности групп населения. (Страна, государство, историческая эпоха)
2. Мезофакторы - влияют на средних по числ групп насел (национальную территориальную принадлежность, принадлежность к опр аудитории сми)
3. Микрофактор - влияет на социализацию отдельного человека или небольшой группы людей (семья, класс, компания друзей).



23. Личность, Индивидуальность, индивид. История изучения категории “личность”
личность — это человек как социально психологическое существо формирующееся в процессе жизни человека в обществе входя в условия общественных форм поведения сознания.
индивидуальность — это сочетание индивидах и личностных особенностей человека составляющие его своеобразия и неповторимость.
индивид — это человек как отдельный биологический организм носитель общих генетических свойств биологического рода. понятие индивид использует тогда когда хотят подчеркнуть биологическую основу человека. Индивидам человек рождается, индивид является отправной точкой для развития личности.
история изучения личности:
1 этап. философсколитературный(с древности до середины 19 века)
изучением личности на этом этапе занимались философы и писатели они широко трактовали данное понятие акцент делали на изучение социальных и духовных аспектов.
2 этап. Клинический (середина 19 начала 20 века)
изучение личности стали заниматься врачи психиатры у них было узкое понимание личности они изучали личность психически больного человека они установили что различия между здоровым и больным человеком некачественные а количественное.
3 этап. Экспериментальный (начало 20 века)
изучением личности занимается профессиональной психологи а не стремятся определить содержание понятия личность они вводят экспериментальные методы изучения личности создает тесты для изучения качеств личности.



31. Типы темперамента. Сильные и слабые стороны разных типов темперамента.
Типы темперамента

1. Сильный, неуравновешенный (холерик).

2. Сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник).

3. Сильный, уравновешенный, инертный (флегматик).

4. Слабый (меланхолик)
3. Типы темперамента

Холерики — это люди активные, инициативные, деятельные. У них быстрые порывистые движения, быстрая резкая мимика и жестикуляция. Речь быстрая, но невнятная. Быстро приступают к работе, работают рывками, часто не доводят начатое до конца. В коллективе стремятся быть лидерами, любят управлять другими людьми. В отношениях с людьми часто резкие, прямолинейные и бестактные. Они часто конфликтуют с людьми, у них часто проявляются негативные эмоции, эмоции проявляются бурно, они их плохо контролируют.
Сильные
Холерик: сильные стороны. Эмоциональная сфера. Холерики – прирожденные лидеры, динамичные и активные, постоянно нуждающиеся в переменах. Всегда считают необходимым исправлять чужие ошибки, обладают сильной волей и решительностью. Они независимы и самодостаточны, невозмутимы, их сложно лишить уверенности в себе, и они распространяют эту уверенность на других. Способны взять на себя любую задачу.
Слабые
Недостатки холерика. К слабым сторонам этого типа темперамента можно отнести следующие особенности: Вспыльчивость. С холериком иногда трудно общаться, потому что невозможно знать, на каком шаге он «взорвётся». Его очень легко рассердить, он остро реагирует практически на любой раздражитель извне.

Сангвиники— это люди активные, деятельные, у них быстрые, но плавные движения, выразительная мимика и жестикуляция. Они хорошо скоординированные, они быстро приступают к деятельности, но не доводят дело до конца, если оно им не интересно. Общительны, легко адаптируется к новым людям и обстоятельствам, но в отношениях не глубок и не надёжен. Эмоции проявляются ярко, преобладают положительные эмоции.
Сильные

душа компании, он поднимет всем настроение

легкий в общении, уравновешенный человек

прекрасный оратор обладает даром убеждения

Читать ещё 1 пункт

Слабые

Отрицательные черты характера. Непостоянство; Зацикленность на своем “Я”; Самоуверенность; Поверхностность; Азартность; Доверчивость; Хаотичность действий. Сангвиник и отношения. В романтических отношениях сангвиники не постоянны. Если в отношениях что-то идет не так, то они без проблем их разрывают. Они не привязываются к партнеру глубоко и надолго.

Флегматик — это люди малоподвижные, инертные, вялые, движения медленные, речь медленная, мимика и жестикулируя не выразительная. К деятельности приступает медленно, хорошо её планирует, доводит дело до конца. Малообщителен, плохо привыкает к новому, мало-эмоционален.
Сильные

Основные черты флегматика: невозмутимость; спокойствие, ровность в отношениях; высокая работоспособность; настойчивость, иногда упрямство; молчаливость; надежность; некоторая пассивность; вежливость и сдержанность; бережливость; добросовестность; неприхотливость. Флегматиков относят скорее к интровертам — малообщительным и замкнутым людям. Общаются они, главным образом, “по делу”.

Не лишён флегматик и недостатков:

Замкнутость и склонность к апатии
Инертность
Сложности в адаптации – тяжело переносить изменения и смену вида деятельности
Проблемы с близкой коммуникацией
Отсутствие проявления эмоций, как плохих, так и хороших
Меланхолик — люди малоактивные, движение медленные и нерешительные, речь тихая, жестикулируя и мимика невыразительная. Предпочитает монотонную работу, не может работать в стрессовых условиях. Малообщителен, предпочитает общество близких людей. В отношениях надёжен, эмоции сильные и глубокие при слабой выраженности. Склонен «зацикливается на негативных переживаниях».
Сильные

У меланхолика легко выявить сильные стороны, выделяющие его среди других людей:

умение нестандартно мыслить

повышенную чувствительность

высокий интеллект

способность анализировать

постоянство в любви

уважение к родителям

преданность в дружбе

Скрыть

Слабые

Поэтому, они очень преданны и стараются найти интерес во всем обычном. Слабые стороны меланхолика. Обидчивость. Они могут найти любой повод для обиды, очень злопамятны и долго не могут отпустить обиды. Ранимость. Меланхолик испытывает страх перед многими вещами, воспринимает их слишком серьезно, настороженно, с недоверием и опаской. Зависимость от чужого мнения.

8 Общая характеристика мышления как психического процесса.

Мышление- это процесс обобщенного и опосредованного отрашения действительности в ее наиболее существенных свойствах и отношения.

Особенности:

  1. Мышление носит опосредованный характер (открываем свойства предметов и явлений, которые не даны нам в непосредственном чувственном образе)

  2. Благодаря мышлению мы открываем наиболее общее и существенные связи, признаки и отношения. Закреплены в виде закона

  3. Отношение в форме мышления носит обобщающий характер. Т е отражаются свойства присущие целому классу предметов и явлений.


Мышление включается тогда когда он попадает в проблемные ситуации и у него нет готового ответа как ее решить.
Мышление связано с его практическим опытом. Именно практика является источником постановки мыслительных задач.
Мышление связано с речью человека.
Значение мышления в жизни человека состоит в том, что оно дает ему возможность познания мира.



16. Виды речи.

-По "локализации" различают следующие виды речи:

внешняя – звучащая, осознаваемая речь, используемая в повседневном общении для обмена информацией с другими людьми;

внутренняя – невокализируемая речь, которая обслуживает процесс мышления человека, не выполняя функцию общения; является производной формой внешней речи;

эгоцентрическая – звучащая речь, обращенная к самому себе; возникает как промежуточная форма между внешней и внутренней речью.

-По форме речь подразделяют на два вида:

устная – внешняя, вокализируемая и воспринимаемая на слух речь;

письменная – речь, закрепленная в виде письменного текста, доступного для зрительного восприятия;

-По количеству участников речевой деятельности выделяют виды речи:

монолог – непрерывная связанная речь одного человека в течение продолжительного промежутка времени;

диалог – одновременная речь двух человек;

полилог – одновременная речь нескольких человек.



24. Биологическое и социальное структуре личности. Структура личности по к. Платонову.
индивидом человек рождается а личность установится. Понятие личность можно использовать по отношению практически к любому человеку с определенного возраста. Дискуссионным в науке является вопрос о соотношении личности биологического и социального.
сторонники биологизаторского подхода считают что индивиды биологические свойства человека полностью определяют личность.
сторонники социолозаторского подхода держи дают что свойства индивида не оказывают никакого влияния на свойства личности
большинство ученых сходятся на том что биологические индивиды ее качества оказывают на влияние на формирование личностных качеств, но входя в структуру личности они приобретают социальную окраску.
они могут активизировать развитие одних качеств личности и тормозить развитие других
биологическая основа личности включает в себя тип ВНД( высшая нервная деятельность, темперамент, пол, возраст. конструкции телосложения)
реальное измерение части обусловлено влиянием культуры и структурой общностей в которые человек входил, оно включает в себя: самосознание человека, образ “Я”, социальная роль.
структура личности по К. К. Платонову
1. биологически обусловленная подструктура
2. Индивидуальные особенности психических процессов и способностей они зависят от биологических задатков так от тренировок
3. Индивидуальный сексуальный опыт он в основном социально обусловлен включать в себя знания умения навыки привычки человека
4. направленность— полностью социально обусловлено включать в себя мотивы цели ценностей идеалы и интересы.
несмотря на многообразие взглядов на личность большинство ученых сходятся на том что личность это конкретный человек являющийся представителем определенного общества занимающихся определенными видами деятельности осознающих себя и свое отношение к миру обладающим следующими качествами:

1.Самосознание
2. активность
3. наличие образа”я”
4. Направленность
5. Способности
6. Характер

  • 32. Свойства темперамента (реактивность, пластичность, ригидность и др.)
    Кроме типологического подхода к изучению темперамента сущ структурный подход, согласно которому темперамент - набор определены качеств, которые выражены в разной степени.
    1. Активность - степень энергичности, с которой человек воздействует на мир. Проявляется в том, на сколько активно человек вовлечен в различные виды деят и общение с разными людьми.
    2. Реактивность - проявляется том, на сколько человек способен контролировать свои психические процессы и действия. Проявляется в таком качестве как импульсивность.
    3. Темп реакций - проявляется в скорости протекания психич процессов речи и движений.
    4. Сензитивность - восприимчивость человека к внеш воздействию. Она определяется тем, на сколько сильное нужно человеку воздействие чтобы возникла реакция. Проявляется в таком качестве как чувствительность.
    5. Резистентность - проявляется в способности человека не отвлекаться на воздействия мешающие осущ деятельности. Определяет степень сопротивления человека к стрессу.
    6. Пластичность - способность психики перестраиваться в ответные изменения, происходящие в окр среде. От нее зависит адаптивность человека.
    7.Ригидность - свойство психики проявляющихся в способности изменяться, перестраивать уже имеющиеся навыки, взгляды, представления и т.д. Противоположное пластичности.
    8. Экстраверсия(общество) - ориентированы на других людей и на внеш мир.
    9. Интроверсия - на себя и свои внутренние переживания.











  • 34. Темперамент и проблемы воспитания детей. Рекомендации по обучению детей с разными темпераментами.
    Как лучше воспитывать сангвиника:
    - Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
    - Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца.
    - Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках.
    - Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
    - Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства данного ребенка.
    Как лучше воспитывать флегматика:
    - Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным.
    - Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить рационально время, чтоб не попасть в цейтнот.
    - Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.
    - Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
    - Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность.
    - Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений точность, ловкость и поощрять, когда он выполняет правила игры.
    - Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребенка.
    - Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, все время тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств - в их нищенскую скудость.
    Как лучше воспитывать холерика:
    - Замедлить темп его кружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки.
    - Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
    - Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.
    - Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить.
    - В зачатке погашать любую агрессивность.
    - Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
    - Не забывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.
    - Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал. Да, да, не уговаривать, а требовать..
    - Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только лишь на требования родителей.
    Как лучше воспитывать меланхолика:
    - Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
    - Стараться поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.
    - Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить.
    - Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.
    - Поддерживать его самостоятельность.
    - Воспитывать в нем инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
    - Учить бесстрашию и помогать избавиться от страха.
    - Ни в коем случае, даже из благих пробуждений, не запугивать его.
    - Стараться вызвать больше положит эмоций, используя их для специальной ретушевки отрицательных.
    - Учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность ребенка - кривое зеркало всех Ваших воспитательных воздействий и может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, Вам надо принять тактику жонглера. Однако помните, что вышеперечисленные свойства - залог отзывчивости, преданности и жалеющей всех доброты, а эти качества - предтеча благородства и порядочности человека.




35 Понятие характера. Сферы проявления характера.

Четра Характера- Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами..

Общий смысл в том, что животные используют разные модели поведения для достижения своей цели. Также и люди, для достижения цели, используют разные модели поведения. В чем проявляется наш характер? Именно в различных моделях поведения.
Также, характер проявляется в мотивации своей деятельности. Люди могут делать одно и то же, а мотивы при этом сильно отличаться. Одна из характеристик дружбы это бескорыстная помощь.
Один человек дружит с другим, потому что они духовно близки, а другой дружит, потому что это ему выгодно. Эти люди могут делать одни и те же вещи для друга, но мотивация у них разная. А все потому, что у них разный набор ценностей.

  • 36. Понятие «черта характера». Характеристики черт характера (социальность, инструментальность, обобщенность и др.)
    Черты характера находятся в закономерных зависимостях друг с другом и образуют целостную структуру. Структурность характера проявл в наличие закономерных зависимостей между чертами, т.е. наличие одной черты предполагает наличие другой черты и отсутствие третьей.
    Встречаются люди с гармоничными типами характера и люди с противоречивыми типами характера.
    Каждая черта обнаруживается в опр соответствующих ей ситуациях. Вне этих ситуаций черту обнаружить нельзя. Наши знания о людях ограниченны те объемом ситуаций, в которых мы с ними бывали.
    1. Мотивационный потенциал - черты характера обладают побудительной силой, подталкивают нас к совершению определенных поступков.
    2. Социальность - в чертах характера зафиксирован соц опыт человека, усвоенные им способы поведения. Характер во многом это результат воспитания.
    3. Инструментальность- в чертах характера зафиксированы определенные способы поведения. Они повторяются и со временем могут превратиться в привычки.
    4. Содержание - в каждой черте характера выражены отношения к кому-либо или чему-либо.
    5. Устойчивость - временнАя характеристика характера. Она определяет на сколько неизменной остаётся черта в течении жизни.
    6. Обобщенность - пространственная характеристика характера. Она определяет на сколько широк круг людей или ситуаций, в которых проявляется данная черта.
    7. Черты характера имеют нравственные измерения. Они соотносятся с существующими в обществе моральными нормами и делятся на: моральные и аморальные.
    8. Осознанность - выражается в способности человека осознавать наличие у себя определенных качеств характера. Человек часто не осознает своих отрицательных качеств так как это понижает его самооценку. Человек использует механизмы психической защиты, отрицает часть своей личности тем самым личность становится менее устойчивой. Плохо осознают себя люди, которые не склонны заниматься самоанализом.
    9. Уровень выраженности - с этой точки зрения черты можно поделить на 3 группы;
    А) нормальные - выражены в средней степени, не выделяются, по ним ничего нельзя сказать о характере человека.
    Б) акцентуированные - заметные черты, составляют своеобразие человека, могут создавать ему проблемы. Особенно ярко они выражены в подростковом возрасте и старости.
    В) психопатические - очень ярко выражены, находятся на грани между нормой и патологией, приводят к соц дизадаптации людей.




  • Вопрос 37. Типологии характера в психологии.

    Типология характера.
    В науке воспринимаются попытки классифицировать характер людей по определенным параметрам. Создаются типологии характера.

    Типологии:
    1. Конституциональная типология характера Э. Кречмер
    В основе этой типологии лежит идея соматотипов. Поведение личности определяется ее физическими характеристиками ее тела и прежде всего конституции. Исходя из этой идеи он выделил 3 типа характера:
    1. Астеники- люди худые, тонкокостные, со слабо развитым стилетом и мускулатурой, узкоплечие и узкобедрые, у них тонкие и длинные конечности, тонкие черты лица и бледный цвет кожы.
    2. Атлетики- люди высокого и среднего роста, с хорошо развитым скилетом и мускулатурой, широкоплечие.
    3. Пикники- люди не высокого роста с короткими и полными конечностями, короткой шеей и круглой головой, склонны к полноте
    4. Диспластики- люди с непропорциональным типом телосложения.
    По мнению Кречмера отлетики и отненики относятся к шизотипному типу, им свойственно спокойствие, выдержка, склонность к самоонализу невысокая эмоциональность.
    Пикники относятся к циклотивному типу. Им свойственны подвижность, импульсивность, общительность, легкомыслие, эмоциональность.
    2. Типология личности эррекрофромы
    Он исследовал роль социальных, политических, экономический и религиозных факторов в формировании характера. Он пришел к выводу, что неотъемлемой чертой существования человека в современном обществе является одиночество, изоляция отчуждения. Люди приобрели свободу, но потеряли безопасность. Люди преодолевают чувство одиночества путем отказа от свободы и подавление своей индивидуальности.
    1. Садомазахизм- люди склонные видеть причины своих проблем в других людях или самих себе. Если причина в других людях, агрессия направляется во вне. - садизм. Если проблема в самом человеке, то агрессия направляется во внутрь - мазохизм. Такие люди постоянно занимаются совершенствованием себя и других, они не принимают ни себя ни других такими какие они есть. Пытаются улучшить, усовершенствовать и делают это из лучших побуждений. Такие люди не выносят одиночества, им нужно или подчинять или подчиняться.
    2. Разрушители. он пытается разок объект, который не оправдал свои надежды, ему нужно обязательно наказать или отомстить ему. Иначе он думает, что мир выйдет из под контроля.Такой ориентир свойственный людям с высоким уровнем тревоги, которые не смогли реализовать себя.
    Конформист- такой человек боится быть самим собой и поэтому склонен подчиняться к мнению окружающих. Он не высказывает свое мнение, ведет себя как все, сливается с толпой, чтобы обрести чувство безопасности.




Билет 38.Понятие акцентуации характера. Классификация по Личко.
Акцентуация характера по Личко это чрезмерное усиление отдельных черт характера при котором наблюдается не входящие в пределы нормы отклонения в психологии и поведения человека.
Классификация:
1.Гипертимный тип. Подвижные, общительные, склонны к озорству. Много шума и любят неспокойные компании. Неусидвичы,недисциплинированы.Всегда хорошее приподнятое настроение. Много увлечений, но поверхностно. Переоценивают себя свои возможности, произвести впечатление.
2.Циклоидный тип .Характеризуется повышеной раздражительностью и склонны к апатии. Любят быть дома одни, сильно переживают, на замечания реагируют раздражительно. Настроение периодически меняется в период примерно в 2,3 недели.
3.Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроение, непредсказуемо. Способны погрузить в уныние и мрачное расположение духа в отсутствии каких либо серьёзных неприятностей и неудач. Поведение зависит от настроения. Нуждаются в помощи. Хорошо понимают как к ним относятся окружающие люди.
4.Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. При выполнение трудной умственной работы.
5.Сензитивный тип. Повышенная чувствительность ко всему. Не любят большие компании,азартные игры.
Застенчивы, робкие-замкнуты. Открыты только с теми кто им хорошо знаком. Предпочитают общение с малыми и взрослыми. Послушны,привязанны к родителям. Может быть комплекс неполноценности. Рано формируются чувство долга, высокие моральные требования к себе и окружающим.
Приявязаны к дружбе, любят друзей которые старше их по возрасту.
6.Психастенический тип.Ускоренное раннее интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям и рассуждениям, самоанализ и оценка.Сильны на словах но не на деле.самооуверенны но не решительны,быстро принимают решения, когда нужна осторожность и рассудительность.
7.Шизоидный тип. Главная черта-замкнутость .Не тянуться к сверстникам, предпочитают быть одни ,находиться в компании взрослых.Безразличие, нет интереса к людям ,плохо понимают состояние других,не умеют сочувствовать. Любят фантазировать, это их увлечение. Сдержаны, мало понятны для окружающих, как правило для сверстников .
8.Эпилептоидный тип.Ч асто плачут. Любят мучить животных ,дразнить младших.В детских компания ведут себя как диктаторы.
Жестоки ,властны. В условиях жёсткого дисциплинирования чувствуют себя на высоте ,хотят получить власть, угождают начальству.
9.Истероидный тип. Главная черта эгоцентризм, внимание на себя. Склонны к театральности ,позерству. Ждут в свой адрес похвалу, восторги.
Часто терпят фиаско.
10.Неустойчивый тип .Слабовольны, плывут по течению, тяга к развлечениям, безделью. Не думают о будущем.
11.Конформный тип .подчиняются авторитетам. Главное кредо быть как все .Ради своих собственных интересов может предать .
Но что бы он не совершил найдёт моральное оправдание себе.

  • 39.Социальное и природное в характере.
    2.Природное социальное в характере.
    Возникновение характера, его природа , причины различий в характере-это дикусионные вопросы в науке.Большинство учёных сходится на том, что характер это невражденное образование, он формируется в процессе жизни. Исследования проводимые на моно- зиготных близнецах показали что если такие дети вырастали в разных семьях, они значительно отличались друг от друга по характеру ,сходство сохранялась только на уровне невербалики и интелектуальных способностях это опровергает идею вражденность характера.
    Факторы влияющие на характер:
    1.Биологические особенности человека (пол, конституция,т ип нервной системы, темперамент).
    Все эти компоненты накладывает опечаток на формирование качеств.
    Темперамент является биологической основой характера.
    Он влияет на характер но не определяет его полностью. Темперамент определяет внешнюю динамическую сторону характера.
    Свойства темперамента могут способствовать или препятствовать формированию определенных черт характера, однако при правильном воспитание, желательные качества можно сформировать у человека с любым темпераментам.

  • Социальные факторы -характер это прижизненное формирование .он начинает формироваться в детстве и меняется всю жизнь. Большое влияние на формирование характера оказывает условия жизни человека и те группы в которые он входит. В зависимости от того какая черта была недеферетной ,на какие ценности она была ориентированы у человека будут сформированы те иди иные качества характера. на формирование характера человека оказывается ее семья именно там закладываются основные качества характера которые часто остаются на всю жизнь.
    Значимыми являются такие параметры семьи как количественый качественный состав семьи, порядок рождение, образовательный уровень родителей, материальный уровень, достаток семьи, стиль семейного воспитания.
    В школьном и подросковом возрасте большое влияет на формирование характера человека оказывает группа сверстников (в классе ,дружеская компания, секция).В этом возрасте сверстники являются примеров для подражания.кроме того а этом возрасте серьёзное влияние на формирование характера оказывается СМИ,интернет который задают определённые модели поведения.
    3 фактор самовоспитание характер человека это плод его собственных усилий в подросковом возрасте у человека формируются определенный идеальный образ самого себя он стремится развить желаемые качества и исправить не желательные.




Вопрос 40. Формирование характера.

Характер начинает формироваться в раннем детстве. Решающее влияние него оказывает окружающий мир. Ребенок подражает своим близким и таким образом становится на него похожим. Хотя характер формируется с первых месяцев жизни, сензитивным периодом для формирования характера является возраст от 2-3 лет до 9-10. В этот период складывается основа характера. В этот период ребенок много общается со взрослыми сверстниками , доверяет взрослым и открыты к влиянию. Для становления характера ребенка важен стиль его взаимоотношений со взрослыми. Ребенок принимает этот стиль, приспосабливается к нему и у него формируется определенные качества характера. По мере развития ребенка он начинает более критично относиться ко взрослым. Он стремится осмыслить его влияние, перестает слепо копировать взрослых, а иногда может действовать на перекур. Ребенок пытается сформировать свою собственную модель поведения. Одни из первых характера ребенка складываются качества связанные с общением с людьми. Эти качества закладываются а раннем детстве и со временем приобретают устойчивость. В этот же период начинают закладываться качества связанные с отношением к деятельности и вещам. Большое влияние на развитие этих качеств оказывает стимуляция со стороны взрослый. В характере закрепляются те качества, который взрослый поддерживает и одобряет. В начальной школе под влияние нового социального опыта черты характера ребенка оформляются и корректируются. Если то, чему учили ребенка дома, совпадает с тем что требует школа, черты характера преображаются устойчивость. Если нет, то может произойти ломка характера.
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются волевые качества характера. Подросток активно занимается самовоспитанием. В раннем юношеском возрасте окончательно формируются базовые нравственные качества характера, складывается мировоззрение. К концу школьного возраста, характер в основном сложился и в дальнейшем он координально не меняется.