Файл: Название процедуры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмблема организации
Стандартная операционная проце- дура
Код СОП
Стр. 1 из 9
Дата введения документа:
Версия
Название процедуры
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Дата актуализации/подпись ответственного лица
стандартная операционная процедура
использования санитарной одежды, обуви и сИз
в аптечной организации
1. Предназначение, область применения
Процедура определяет порядок учета и использования санитарной оде- жды, обуви и СИЗ в аптечной организации. Положения, изложенные в данном документе, обязательны для персонала аптечной организации.
2. Определения и сокращения, принятые в документе
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это средства индивидуаль- ного пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Санитарная одежда – медицинский халат и шапочка, предназначенные для защиты медикаментов, материалов и готовой продукции от допол- нительных микробиологических и других загрязнений, выдаваемых персоналом.
3. Общие положения
Санитарная одежда, санитарная обувь и СИЗ выдаются работникам апте- ки в соответствии с действующей нормативной документацией с учетом выполняемых производственных операций. Приказ Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 «О введении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, а также норм санитар-
ной одежды и санитарной обуви» установил нормы выдачи санитарной одежды для работников аптечных учреждений.
Статья 221 ТК предоставляет работодателям право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специ- альной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие защиту работников по сравнению с типовыми нормами. Руководитель аптечной сети внутренним локальным актом может утвердить повы- шенные нормы выдачи специальной одежды для провизоров и фарма- цевтов. Для обоснования повышенных норм аптеке следует провести специальную оценку условий труда в соответствии с утвержденным порядком (Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и СИЗ утверждены приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009
№ 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индиви- дуальной защиты» (с изменениями на 12 января 2015 года). Правила приказа
№ 290н подлежат применению всеми организациями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Работодатель обязан приобрести за свой счет и выдать бесплатно ра- ботникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия санитарную одежду, обувь и СИЗ. Они должны соответствовать полу, росту, размерам сотрудников, а также характеру и условиям выполняемой ими работы. Работодатель обязан информировать работников о полагающихся им санитарной одежде, обуви, СИЗ.
Нельзя выдавать работникам санитарную одежду, обувь и СИЗ после испытательного срока. Сотрудник вправе получить их сразу, даже если он временно переведен на эту работу, проходит обучение или практику.
Работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать уход за санитарной одеждой, обувью и СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять их химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дез- инфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, а также ремонт и замену.
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 2 из 9
Версия СОП


В случае пропажи или порчи по независящим от работников причинам санитарной одежды, обуви, СИЗ, которые хранились в установленных местах, работодатель выдает им другие исправные санитарную одежду, обувь, СИЗ. Работодатель обеспечивает замену или ремонт санитарной одежды, обуви, СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.
Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в уста- новленном порядке санитарной одежды, обуви, СИЗ, а также при их неис- правности или загрязнении. Работникам запрещается выносить по оконча- нии рабочего дня санитарную одежду, обувь и СИЗ за пределы территории работодателя или территории выполнения работ работодателем –инди- видуальным предпринимателем.
4. Ответственность персонала
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия санитарной одежды, обуви, СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля правильности их применения ра- ботниками, а также за хранение и уход за санитарной одеждой, обувью и СИЗ возлагается на работодателя.
Персонал аптечной организации несет ответственность за сохранность санитарной одежды, обуви и СИЗ, за соблюдение требований по ее ис- пользованию.
5. Материалы и оборудование
Заполняемые формы:
– личная карточка учета выдачи средств индивидуальной защиты
(приложение 1);
– ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (приложение 2).
6. Порядок учета санитарной одежды в аптечной организации
Порядок учета спецодежды установлен Методическими указа ниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специ альных
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 3 из 9
Версия СОП
приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. № 135.
Приемка и оприходование санитарной одежды, обуви и СИЗ проводится на основании товарной накладной и счетов-фактур. Для учета выдачи работникам санитарной одежды, обуви и СИЗ используют личную карточ- ку учета выдачи СИЗ (приложение к приказу Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н), а также ведомость учета выдачи спецодежды, спе- цобуви и предохранительных приспособлений – типовая межотраслевая форма № МБ-7 (утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.1997
№ 71а).
При увольнении работник обязан вернуть выданную санитарную одежду, обувь и СИЗ – спецодежду. Такой же порядок действует при завершении срока ношения. Получив новую спецодежду, сотрудник возвращает ту, что получал ранее.
Сроки носки (эксплуатации) санитарной одежды, обуви и СИЗ исчисляются со дня ее фактической выдачи в эксплуатацию. Списанию подлежит толь- ко не пригодная для носки одежда, обувь или СИЗ, которые невозможно восстановить или восстановление которой экономически нецелесообразно.
Истечение срока носки не является основанием для ее списания.
Санитарная одежда, обувь и СИЗ, возвращенные работниками по истече- нии сроков носки, но еще годные для дальнейшего применения, могут быть использованы по назначению после стирки, чистки, дезинфекции, обезвреживания и ремонта. Определение непригодности и процента из- носа определяет постоянно действующая в аптеке комиссия. Эту комис- сию из числа сотрудников своим приказом (распоряжением) назначает руководитель организации.
Если работник при увольнении сдал санитарную одежду, обувь, СИЗ, срок носки которых не истек, комиссия определяет процент износа. При повторной выдаче этих предметов срок носки исчисляется с учетом уста- новленного процента износа. При этом в личной карточке учета выдачи
СИЗ необходимо поставить отметку «б/у» (бывшая в употреблении).
Если работник уволился и не сдал санитарную одежду, обувь или СИЗ, к нему применяют нормы пункта 2 статьи 243 ТК. Эти нормы предполагают, что с ра- ботника взыскивается сумма ущерба, причиненного аптечной организации.
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 4 из 9
Версия СОП


По истечении срока носки санитарная одежда, обувь, СИЗ списываются на основании Акта на списание материалов.
7. Порядок использования персоналом санитарной одежды, обуви
и СИЗ в аптечной организации
7.1. Требования по применению санитарной одежды, обуви, СИЗ действу- ют в отношении всех сотрудников, которые входят в производственные помещения, включая временно и постоянно работающих и не работающих
(гости, инспекция, высшее руководство и др.).
7.2. При входе в аптеку персонал обязан снять верхнюю одежду и обувь в гардеробной, вымыть и продезинфицировать руки, надеть санитарную одежду и санитарную обувь.
7.3. Перед посещением туалета обязательно снимать халат.
7.4. Запрещено выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви.
7.5. Смена санитарной одежды должна производиться не реже 2 раз в не- делю, полотенец для личного пользования – ежедневно.
7.6. Требования к санитарной одежде персонала, работающего в асепти- ческих условиях:
– Комплект специальной одежды для персонала, работающего в асепти- ческих условиях, должен быть стерильным перед началом работы. При возможности используют комплект одноразовой стерильной одежды.
– Целесообразно предусмотреть в санитарной одежде персонала отличи- тельные знаки, например спецодежду или ее детали другого цвета, кроме белого, чтобы легче распознать нарушения порядка перемещения персонала в асептической зоне, между помещениями или за пределами асептического блока, в других производственных зонах.
– Специальный комплект санитарной технологической одежды для работы в асептических условиях: халат, или брючный костюм, или комбинезон (оптимально: ворот-стойка, перетянутый в талии, ман- жеты плотно прилегающие); спецобувь и бахилы; шапочка или шлем с прикрывающей рот и нос маской или капюшон, при необходимости –
резиновые перчатки без талька. Комплект должен быть изготовлен из материалов или смешанной ткани, отвечающих гигиеническим требованиям, с минимальным ворсоотделением.
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 5 из 9
Версия СОП

– Комплект специальной одежды для персонала стерилизуют в бик- сах в паровых стерилизаторах при 120 °C в течение 45 минут или при 132 °C – 20 минут и хранят в закрытых биксах не более трех суток.
– Обувь персонала перед началом и после окончания работы дезинфи- цируют и хранят в закрытых шкафах или в ящиках в шлюзе.
– Вход и выход в асептических помещениях, перенос необходимых предметов и материалов должны осуществляться только через воз- душный шлюз. При каждом входе в асептическое помещение должна производиться смена комплекта стерильной одежды.
– Запрещено входить в асептическую комнату в нестерильной одежде и выходить из асептического блока в стерильной.
8. Нормативно-справочная информация
1. Трудовой кодекс (ред. от 16.12.2019).
2. Приказ Минздрава от 21.10.1997 № 309 (ред. от 24.04.2003) «Об утверждении
Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)».
3. Приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н (ред. от 24.12.2010) «Об утвержде- нии Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды».
4. Приказ Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении
Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»
(с изменениями на 12 января 2015 года).
5. Приказ Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 «О введении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви».
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
7. Постановление Госкомстата от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении уни- фицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 6 из 9
Версия СОП


Приложение 1
к СОП «Использование санитарной одежды,
обуви и СИЗ в аптечной организации»
Приложение к приказу, утвержденному
Минздравсоцразвития от 1 июня 2009 г. № 290н
(в ред. приказа Минздравсоцразвития от 27.01.2010 № 28н)
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА №
учета выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ)
Фамилия
Пол
Имя Отчество
Рост
Табельный номер
Размер:
Структурное подразделение одежды
Профессия (должность) обуви
Дата поступления на работу головного убора
Дата изменения профессии (должности) или противогаза перевода в другое структурное респиратора подразделение рукавиц перчаток
Предусмотрена выдача:
(наименование типовых (типовых отраслевых) норм)
наименование средств
индивидуальной защиты (сИз)
пункт
типовых норм
единица
измерения
Количество
на год
1
2
3
4
Руководитель структурного подразделения
(подпись) (Ф.
И.
О.)
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 7 из 9
Версия СОП

наименование
средств инди­
видуальной
защиты
№ серти­
фиката или
декларации
соответ­
ствия
выдано
возвращено
д
ат
а
ко­
личе­
ство
%
изно­
са
подпись
получивше­
го сИз
д
ат
а
ко­
личе­
ство
%
изно­
са
подпись
сдавшего
сИз
подпись
принявше­
го сИз
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 8 из 9
Версия СОП

Приложение 2
к СОП «Использование санитарной одежды,
обуви и СИЗ в аптечной организации»
Типовая межотраслевая форма № МБ-7
Утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а
ВЕДОМОСТЬ №
учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений
Коды
Форма по оКуд
0320003
Организация
по оКпо
Структурное подразделение
да та
сос тав ле ния
Код ви да
опе ра ции
струк тур ное
под раз де ле ние
вид
де я тель нос ти
но мер
по по­
ряд ку
Фа ми лия,
имя,
отчест во
та
б
ель
ный
но
м
ер
спец о деж да, спец о бувь
и пре дохра ни тель ные
при спо соб ле ния
еди ни ца
из ме ре ния
К
о
л
и ч
ес
т во
да та по­
ступле ния
в эксплу а­
та цию
срок
служ­
бы
под­
пись
в по лу­
че нии
(сда че)
на и ме но ва­
ние
но менк ла­
тур ный
но мер
ко
д
на и ме­
но ва ние
1
2
3
4
5
6 7
8
9
10
11
ИспользованИе санИтарной одежды,
обувИ И сИз в аптечной органИзацИИ
Код СОП
Стр. 9 из 9
Версия СОП