Файл: Роль и проблемы железнодорожного транспорта в экономике страны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова
Кафедра экономической эксплуатации водного транспорта
Дисциплина: «Экономическая теория транспорта»
Реферат на тему:
«Роль и проблемы железнодорожного транспорта в экономике страны»
Выполнил студент гр. У-262:
Шестерикова П.Р.
Проверил: Юткин А. Л.
Санкт-Петербург
2022 г.

Роль железнодорожного транспорта в экономике страны
Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Протяженность железных дорог в России меньше чем в США и Китае, но работа, выполняемая ими,
больше, нежели в других странах мира, поэтому необходимо уделять особое внимание состоянию и качеству железнодорожных линий.
Известно, что железные дороги РФ, располагая 11-12% общей протяженности железных дорог мира, выполняют более 50% грузооборота железных дорог. «Железные дороги обслуживают 1,2 млн. работников, магистральные пути составляют 87 тыс. км (из 158 тыс.
км) - 19 региональных железных дорог. Железные дороги перевозят ежегодно около 1 млрд.
т. груза и 120 тыс. контейнеров, что составляет 80% грузооборота страны.
Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части Российской Федерации.
Однако в целом развитие железных дорог и улучшение экономических показателей их деятельности стали явно отставать от потребностей народного хозяйства. Несмотря на это,
железные дороги остаются наиболее экономичным видом транспорта (в отличии от воздушного и автомобильного транспорта), уступая по уровню себестоимости перевозок лишь трубопроводному и морскому транспорту».
Преимуществом железнодорожного транспорта является независимость от природных условий. Значение железных дорог особенно велико при перевозках грузов на дальние расстояния. Для большинства отправителей массовых грузов (таких как уголь, руды, лесные грузы, строительные материалы и др.) перевозка по железной дороге является единственной альтернативой.
Железные дороги - крупнейшая государственная монополия в России, по разным оценкам,
обладает от 4% до 15% всех основных средств производства в российской экономике.
Железнодорожный транспорт является в целом прибыльным, хотя пассажирские перевозки
(и особенно пригородные) являются убыточными. Убытки от пассажирских перевозок покрываются за счет доходов от грузовых операций. Основные потребители услуг железных дорог - производители массовых грузов.
2


Проблемы железнодорожного транспорта в экономике страны
1. Физическое и моральное старение технических средств
Средний износ основных фондов магистрального железнодорожного транспорта составляет
59%, а по тепловозам и грузовым вагонам - более 80%.
Моральное старение — ситуация, при которой невозможно полноценно использовать оборудование из-за появления сложности (в покупке запчастей и дополнительных модулей;
в нахождении специалистов, умеющих эксплуатировать или ремонтировать/исправлять данное оборудование; во взаимодействии с другим оборудованием).
Физическое старение - это результат воздействия времени, окружающей среды и механических нагрузок, радиации и др. Из-за чего наблюдается ухудшение технических характеристик (точности, быстродействия, экономичности, безопасности).
2. Большое количество «узких мест»
Основной причиной наличия таких мест является недостаточная пропускная способность перегонов, а также недостаточная мощность устройств тягового электроснабжения. Все это приводит к задержкам поездов и в целом снижает скорость пассажирских и грузовых потоков. Протяженность «узких мест» по пропускной способности уже составляет около 8
тыс. км, а это почти 30% основных грузонапряженных направлений сети железных дорог.
3. Низкая скорость пассажирских и грузовых потоков
Средняя скорость пассажирских поездов на железных дорогах России составляет 47 км/ч,
что почти в 4 раза ниже, чем скорость на железных дорогах в странах Западной Европы.
Это обусловлено состоянием путей, износом подвижного состава и традиционно тихоходным графиком движения поездов.
4. Крайне низкий уровень транспортного обеспечения целого ряда регионов
Хотелось бы также остановиться на территориально неравномерном распределении железнодорожного транспорта. С одной стороны, четверть железных дорог в центральных регионах страны и крупных городах работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки. А с другой - семь субъектов федерации (Республики Алтай и Тыва,
Ненецкий и Корякский автономные округа, Магаданская область, Чукотка и Камчатка)
вообще не имеют рельсовых путей. А еще в десяти железнодорожная сеть недостаточно развита.
3


При этом многие крупнейшие месторождения полезных ископаемых не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного сообщения!
5. Отсутствие приоритетной ориентации на использование транзитного потенциала
Это является серьёзным недостатком развития российского железнодорожного транспорта.
Только совсем недавно начали строить железные дороги в связи с транзитными потребностями европейских и азиатских стран. Начали реализовываться меры по включению российских железных дорог в проекты создания международных транспортных коридоров, лучшей стыковке отечественных дорог с зарубежными и т.д.
6. Низкая степень безопасности
Необходимость качественного повышения уровня обеспечения транспортной безопасности:
- сокращение количества аварий и других чрезвычайных ситуаций, обусловленных высокой степенью износа и техническим несовершенством этих систем;
- снижение высокой степени риска диверсионно-террористической деятельности на транспорте;
- противодействие организованной преступности, такой как, контрабанда, нелегальная миграция и другие криминальные действия, тесно сплетающиеся с терроризмом;
- предотвращение различных форм и способов противоправного вмешательства в функционирование транспортной системы (блокирование транспортных путей, хищение и разрушение транспортных средств, разрушение систем управления движением и т.д.), что приводит к авариям и дестабилизации ее работы.
7. Преодоление технического и технологического отставания России от передовых
стран мира по уровню железнодорожной техники
За последние 20 лет уровень отечественной железнодорожной техники и технологии стал существенно отставать от соответствующего уровня передовых стран мира.
Отечественные грузовые вагоны имеют относительно низкую грузоподъемность, по сравнению с
зарубежными,
требуют дополнительных затрат,
связанных с
погрузкой-выгрузкой и креплением грузов, имеют малые межремонтные пробеги и низкий уровень специализации.
4

В сфере производства пассажирских вагонов применение в европейских государствах нашли двухэтажные пассажирские вагоны. Япония, Китай и Германия внедряют опытный пассажирский подвижной состав на магнитном подвесе, а также поезда на гибридной тяге.
Для повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внешнем и внутреннем рынках, просто необходим инновационный прорыв в отечественном машиностроительном комплексе и смежных отраслях промышленности.
8.
Не полностью реализованы возможности взаимодействия железнодорожного
транспорта
с
отечественным
транспортным
машиностроением,
приборостроением и связью
9. Сохраняется относительно низкий уровень оплаты труда отдельных категорий
работников
Из-за этого снижается численность работников. За 2020 год списочная численность работников ОАО «РЖД» снизилась на 2,6 % относительно 2019 года, а это почти 18 тыс.
человек.
10. Критическая недостаточность инвестиционных ресурсов
Сегодня отрасль переживает инвестиционный кризис. Имея достаточно высокие международные инвестиционные рейтинги, открытое акционерное общество «Российские железные дороги» не может полноценно реализовать свои преимущества первоклассного заемщика для привлечения средств на обновление материально-технической базы. Низкая рентабельность ограничивает возможности по возврату кредитных ресурсов и делает ОАО
«РЖД» мало привлекательным для частных инвесторов.
11. Низкий уровень сервиса
Многие пассажиры жалуются на низкий уровень сервиса, который в свою очередь входит в стоимость билета, но никак не выполняется. В первую очередь это неработающие кондиционеры и низкое качество питания в поездах дальнего следования.
12. Загрязнение окружающей среды
Считается, что вклад ОАО "РЖД" в общее загрязнение России составляет 1%. Основные экологические риски компании ОАО "РЖД" связаны с негативным воздействием объектов компании на окружающую среду, использованием природных ресурсов, включая невозобновляемые. В атмосферу выбрасывается свыше 120 видов загрязняющих веществ.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от тепловозов содержат оксид углерода,
5

оксиды азота, сажу, свинец, диоксид серы. Для уменьшения загрязнения к 2030 году почти треть тепловозного парка структур РЖД вместо дизельного топлива будет использовать природный газ. Очень серьезно стоит вопрос загрязнений - "накоплений прошлых лет",
которые оказывают негативное влияние на окружающую среду.
Заключение
Железнодорожный транспорт - важная и неотъемлемая составляющая экономики страны.
Он имеет низкую себестоимость, сравнимую только с трубопроводом и морскими перевозками, а также высокий уровень грузооборота не только страны, но и мира. Однако железнодорожный транспорт сталкивается с множеством серьёзных проблем, которые требуют срочного вмешательства, чтобы перевозки осуществлялись в полном режиме.
Список источников
1)
https://studopedia.ru/11_177954_ob-ektivnie-problemi-kotorie-voznikli-v-sfere-zheleznod orozhnogo-transporta-rossiyskoy-federatsii.html
2)
https://kazedu.com/referat/190997/3 3)
https://otherreferats.allbest.ru/transport/00181101_0.html
4)
https://referatbank.ru/referat/preview/53487/kursovaya-zheleznodorozhnogo-transporta-ek onomike-rossii.html
5)
https://vuzlit.com/1025067/rol_zheleznodorozhnogo_transporta_ekonomike_rossii
6