Файл: Контрольная работа дисциплина Управление нововведениями в организации Тема вариант 5 Государственное регулирование инновационной деятельности Институт Экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономики предприятий»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Управление нововведениями в организации

Тема - вариант № 5 «Государственное регулирование инновационной деятельности»


Институт Экономики

Исполнитель: Кузнецова А.И.

Направление подготовки:

080100.62 Экономика

Профиль Экономика предприятий и организаций

Группа: ЗЭП-19

Кафедра «Экономика предприятий»

Дата защиты ___________________

Преподаватель: Гиниятуллин Р.Н.

Оценка ________________________


Екатеринбург

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Задание 1 5

Цели, задачи и основные направления государственного регулирования инновационной деятельности 5

Механизм реализации государственной инновационной политики 7

Формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов 9

Осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности 13

Задание 2 16

Задание 3 17

Заключение 19

Список использованной литературы 20


ВВЕДЕНИЕ

Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:


  1. разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности — осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

  2. определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

  3. осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов.

Актуальность темы обуславливается тем, что инновации – это основа стратегического развития Российской Федерации в научном и промышленном секторах бизнеса. Инновационная деятельность является приоритетом дальнейшего развития страны, что подтверждается анализом Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Правительством РФ.

Целью работы является изучение проблемных аспектов законодательства в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.

Задачи работы:

  1. Определить цели, задачи и основные направления государственного регулирования инновационной деятельности;

  2. Рассмотреть механизмы реализации государственной инновационной политики;

  3. Описать формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов;

  4. Рассмотреть осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности;

  5. Определить функции инновационного менеджмента на предприятии.


Задание 1

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие инновационной сферы (области деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг, товаров), включающей создание и распространение инноваций) выступает в качестве важнейшей предпосылки превращения нововведений в один из главных источников роста экономического потенциала страны.

В организации процесса развития инновационной сферы ведущая роль принадлежит государству, поскольку использование рыночных механизмов в указанной сфере и особенно в части продуцирования новшеств на этапе фундаментальных исследований весьма ограничено. [2, стр.169]


В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года [4] была определена такая цель как «перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития». А также были определены задачи:

  1. Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

  2. Повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;

  3. Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий;

  4. Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;

  5. Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений;

  6. Активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Основными направлениями в этой стратегии являются:

  1. Формирование компетенций инновационной деятельности.

  • Образование;

  • Обучение инновационному предпринимательству;

  • Молодежь и инновации;

  • Формирование культуры инноваций и повышение престижа инновационной деятельности.

  • Инновационный бизнес.

    • Инновационная среда;

    • Объединение усилий бизнеса, науки и государства по реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития;

    • Содействие инновационному развитию секторов экономики;

    • Стимулирование инноваций на существующих предприятиях и поддержка создания новых инновационных компаний.

  • Эффективная наука.

    • Структурная модернизация сектора исследований и разработок;

    • Развитие негосударственного сектора исследований и разработок;

    • Эффективность государственных расходов в сфере науки;

    • Государственные приоритеты в области науки и технологий;

    • Кадровый потенциал науки.

    1. Инновационное государство.

    • Инновации в общественном секторе, инфраструктурных отраслях и социальной сфере;

    • Государственные закупки;

    • Внедрение инноваций в системе государственного управления.

  • Инфраструктура инноваций.

    • Развитие инновационной инфраструктуры;

    • Развитие механизмов финансовой поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации.


    1. Участие в мировой инновационной системе.

    • Поддержка российских высокотехнологичных компаний на внешних рынках;

    • Создание высокотехнологичных производств и исследовательских центров международных компаний;

    • Активизация международного научно-технического сотрудничества.

  • Территории инноваций.

    • Развитие инновационных кластеров;

    • Инновационная политика на региональном уровне.

    МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

    Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

    Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

    Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.

    В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью.

    В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.


    К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т.е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам — потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений. [3, стр.98]

    ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

    Правовое обеспечение инновационного процесса обычно основывается на законодательных и нормативных актах, принятых на федеральном (государственном) и республиканском уровне. К этим актам следует отнести действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы, постановления республиканских правительств и др.

    Отметим, что нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую и другие составляющие. Сюда же следует отнести правовое обеспечение морально-психологических методов воздействия на инновационную деятельность.