Файл: 1. Мышление как объект изучения логики. Роль мышления в познании. Мышление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


26. Логические отношения между несовместимыми суждениями.

Основу отношений между суждениями составляет их сходство по содержанию, выражаемое в таких логических характеристиках, как смысл и истинность суждений. Соответственно логические отношения устанавливаются только между сравнимыми суждениями, т.е. теми, которые имеют общий субъект и предикат, но различаются по количеству и качеству. Несравнимые имеют различные субъект и предикат. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые. Несовместимые – суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Виды несовместимости:

1) Противоположность характерна для суждений, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными, т.е. выражают противоположные мысли. Все адвокаты – юристы. Ни одни адвокат не является юристом. Истинность одного суждения определяет ложность второго. При ложности одного из противоположных суждений второе считается неопределённым.

2) Противоречие характерно для суждений, исключающих друг друга. Они одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них второе будет ложно, а при ложности первого второе будет истинным. Все судьи являются подкупными и некоторые судьи не являются подкупными.

27. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями.
Отношения между простыми суждениями обычно иллюстрируют с помощью схемы, получившей название логического квадрата. Логический квадрат (квадрат противоположностей) – это диаграмма, служащая для мнемонического запоминания логических отношений между видами суждений по объединённой классификации. Вершины квадрата обозначают вид суждения: A-общеутвердительное, E-общеотрицательное, I-частноутвердительное, О-частноотрицательное. Стороны и диагонали символизируют логические отношения между простыми суждениями (кроме эквивалентных). Верхняя сторона есть отношение между A и Е – противоположность, нижняя сторона – отношение между I и О – частичная совместимость, две вертикальные стороны – отношения между A и I, E и О – подчинение, диагонали – отношения между A и О, Е и I – противоречие.

28. Понятие о модальности суждений. Виды модальности.


Модальность – явно или неявно выраженная в суждении дополнительная информация о логическом или фактическом статусе суждения, о регулятивных, оценочных, временных и других его характеристиках. Наиболее важными и распространёнными выступают такие виды модальности, как алетическая, деонтическая, эпистемическая и аксиологическая.

Алетическая модальность выражает характер связи между мыслимыми предметами, следовательно между субъектом и предикатом суждения. Модальными словами являются слова «возможно», «случайно» и их синонимы. С точки зрения алетической модальности различают следующие виду суждений:

1) Ассерторические суждения – суждения о реальных фактах. В них модальность не выражена, констатируется лишь факт чего-либо.

2) Проблематические суждения – суждения о возможности чего-либо.

3) Аподиктические – суждения о необходимости чего-либо.

Деонтическая модальность распространяется только на деятельность людей, нравственные и правовые нормы их поведения в обществе. Выражается с помощью слов «разрешается», «запрещается», «обязательно» и т.д. В зависимости от характера норм деонтическая модальность имеет следующие разновидности:

1) Суждение о наличии или отсутствии какого-либо права («разрешено», «запрещено», «вправе»).

2) Суждение о наличии или отсутствии какой-либо обязанности («обязан», «должен», «необходимо»).

Эпистемическая модальность характеризует степень достоверности знания. Она выражается с помощью слов «доказано», «недоказуемо», «опровергнуто». Разновидности:

1) Суждения, основанные на вере

2) Суждения, основанные на знании

Аксиологическая модальность выражает отношение человека к материальным и духовным ценностям («хорошо», «плохо»).

29. Сущность и логическая структура вопроса.

Необходимым звеном познавательного процесса является вопросно-ответная форма развития знаний. Постановка вопросов и поиск информации всегда выступают направляющим началом в развитии познания. В результате чего закрепляются и развиваются знания об окружающем мире, а также осуществляется целенаправленная их передача от одного человека к другому.

Вопрос – логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на её недостаточность в целях получения новой информации в виде ответа. В языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом. Не являются вопросом риторические предложения, побуждения, просьбы, запрещения, призыв. Вопрос может выражаться и повествовательным предложением (вопросы к экзамену).



Термин «вопрос» связан с терминами «проблема» и «проблемная ситуация». Проблема – вопрос или комплекс вопросов, возникший в ходе познания. Проблема – вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации, т.е. это знание о незнании, осознанное незнание. Вопрос – форма выражения проблемы. Проблемная ситуация – всякая ситуация, теоретическая или практическая, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет поэтому остановиться и задуматься.

Логическая структура вопроса:

1) Искомое знание

2) Исходное знание (базис или предпосылка вопроса)

3) Требование перехода от незнания к знанию, от исходного знания к искомому.

При постанове вопроса искомое не является абсолютно неизвестным. Оно фиксируется в вопросе в виде незавершённого, неопределённого знания, имеющего нередко обобщённый характер.

Постановка вопроса связана с убеждением, что существует по крайней мере один истинный ответ на него – позитивная предпосылка вопроса. Выдвигая вопрос, исходят из допущения, что не всякий ответ на вопрос является истинным. Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на поставленный вопрос – негативная предпосылка вопроса.

Вопросы могут обладать сильным внушающим воздействием. Оно обусловлено тем, что вопрос, наряду с затребованием информации, в своих предпосылках заключает определённые сведения, воспринимаемые тем, кому он адресован. Если эти сведения ложны, но хитроумно скрыты выразительными средствами, то вопрос может быть опасным для отвечающего в том смысле, что побуждает его к неявному признанию лжи за истину. Поэтому в ходе судебных заседаний записываются как ответы сторон, так и вопросы, которые им задавались, т.к. вопрос образует с ответом единое целое.

30. Виды вопросов.

1) По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок. «всё больше граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно появляется желание их продать» -> что такое акция? Почему их надо продавать? Как правильно продавать акции? И т.д.


2) По структуре различают простые и сложные вопросы. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Не может быть расчленён на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если…,то». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые.

3) О способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие (ли-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждениях. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включённая в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли». Восполняющие вопросы (к-вопросы) направлены на выявление новых свойств у исследуемого объекта, на получение новый информации. «кто?», «что?», «почему?», «когда?», «где?».

4) По количеству возможных ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый – вопрос, на который существует неопределённое множество ответов. Закрытый вопрос – вопрос, на который имеется конечное, ограниченное количество ответов.

5) По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Узловой – вопрос, верный ответ на который служит непосредственному достижению цели. Наводящий – вопрос, ответ на который подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса.

6) По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный – вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного суждения, противоречащего суждения, смысл которого не определён. Виды некорректных вопросов: 1) тривиально некорректные (выражен предложением, содержащим неясные или неопределенные слова/словосочетания) 2)нетривиально некорректный – вопрос, предпосылкой которого является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Если в основе вопросе лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если спрашивающий знает о ложности базиса и задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называют провокационным, а его поставка есть софистический приём.


31. Правила постановки вопросов

1) вопросы необходимо ставит корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределённый вопросы недопустимы.

2) В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы.

3) Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них

4) Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный, его лучше разбить на несколько простых.

5) В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы.

6) При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы являются суждениями, т.к. в них содержится утверждение или отрицание. Обычные вопросы суждениями не являются.

Требования к формулировке вопросов:

▪ Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции

▪ Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе

▪ В вопросе не следует употреблять многозначные слова

▪ Контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными

▪ Вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов

▪ При необходимости конкретизации ответа в вопрос следует ввести краткое предисловие

▪ Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос

▪ Нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы.

32. Логическая сущность и виды ответов.

Ответ – суждение или совокупность суждений, вызванных вопросом. Функции ответа: 1) уменьшение неопределённости, заключённой в вопросе; 2) указание на неправильную постановку вопроса. Виды ответов:

1) По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные. Прямой – ответ, который берётся непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений и рассуждений. Косвенный – ответ, который берётся из более широкой области, нежели область поиска ответов, связан с прямы ответом логическим отношением истинности. По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения, поэтому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.