ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6 класс ТЕМА: Передвижение веществ в организме животного.
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;
научить учащихся определять значение передвижения веществ в жизни животных;
формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процесса передвижения веществ у животных; учатся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.
Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с разными источниками информации.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению
жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.
Основные понятия урока: гемолимфа, кровь, сердце, кровеносные сосуды.
Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении тем проекта.
Ход урока
1.Организационный момент:
Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?
( внимательными, активными, смелыми, организованными)
2.Актуализация знаний.
- Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:
-
Какие вещества необходимы для жизни растений? -
Откуда растения получают воду и минеральные соли?
-
Какие вещества образуются в листьях? -
Какой ещё орган занимается транспортом? -
Как поступают вода и минеральные вещесва в растение? -
По чему и куда передвигаются органические вщества в растении?
-Молодцы! А сейчас самое время определить тему сегодняшнего урока.
-Посмотрите на фрагмент карты нашей страны. СЛАЙД 2
-Что на ней обозначено? ( Реки)
-Каково назначение крупных рек ( Перевозят различные грузы)
-Как одним словом это назвать? (Транспорт)
-В любом организме существуют транспортные линии.
Тема урока «Передвижение веществ в организме животного» - запись в тетрадь. СЛАЙД 3
-Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.
3.Определение тем проектов.
Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. СЛАЙД 4
-
Какие вещества и как перемещаются в организме животных? -
Какая система органов занимается перемещением этих веществ? -
Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?
-Для одноклеточных и многоклеточных организмов характерно движение. Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. СЛАЙД 4
Тема проекта 1. Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь. СЛАЙД 5
- Вспомните представителей одноклеточных животных.
-Может ли быть кровеносная система у простейших?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?- запись в тетрадь. СЛАЙД 5
Тема проекта 2. Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь.СЛАЙД 6
-В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных, отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь. СЛАЙД 6
Тема проекта 3. Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь. СЛАЙД 7
-Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. СЛАЙД 8
( И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)
-В чем произошло усложнение кровеносной системы? ( Появилось хорошо развитое сердце)
- У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. СЛАЙД 9
-
Сердце состоит из предсердий и желудочков. -
Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки. -
Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии. -
Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды. -
Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны. -
Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 9
Тема проекта 4 Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 10
- Сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника и заполните схему: «Состав крови». СЛАЙД 10
-
Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови. -
Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска. -
Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов. -
В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.СЛАЙД 10
4.Домашнее задание.
Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест. § 34 прочитать, учить осн. понятия учить (ксилема, флоэма), ответить устно на ? §.
СЛАЙД 11
1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по А) сосудам Б) цитоплазме В) кровеносной
2. У дождевого червя кровеносная система А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая
3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется
А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген
4.Красные клетки в крови А) свёртывают крови Б) разносят кислород В) убивают микробов
Проверка теста. СЛАЙД 11
Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор
Вспомним:
-Как мы можем оформить проект? (презентация, сообщение, макет).
- Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора, выполнение работы, вывод, используемые источники)
5.Рефлексия
Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:
-
Вам понравился урок -
Было трудно -
Довольны ли вы темой проекта.