Файл: Передвижение веществ в организме животного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6 класс ТЕМА: Передвижение веществ в организме животного.

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями процесса передвижения веществ у животных;

научить учащихся определять значение передвижения веществ в жизни животных;

формировать у учащихся познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями процесса передвижения веществ у животных; учатся определять значение передвижения веществ в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного в осуществлении связи между его органами.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению

жизнедеятельности животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру.

Основные понятия урока: гемолимфа, кровь, сердце, кровеносные сосуды.

Деятельность учащихся: работа с текстом учебника и в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении тем проекта.

                                                    Ход урока

1.Организационный момент:

Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, решения проблем, подготовка к выполнению проекта. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

( внимательными, активными, смелыми, организованными)

2.Актуализация знаний. 

- Итак, ребята, для начала давайте вспомним, то, что вы уже знаете и ответим на несколько вопросов по прошлой теме:

  • Какие вещества необходимы для жизни растений?

  • Откуда растения получают воду и минеральные соли?

  • Какие вещества образуются в листьях?

  • Какой ещё орган занимается транспортом?

  • Как поступают вода и минеральные вещесва в растение?

  • По чему  и куда передвигаются органические вщества в растении?


-Молодцы! А сейчас самое время определить тему сегодняшнего урока.

-Посмотрите на фрагмент карты нашей страны. СЛАЙД 2

-Что на ней обозначено? ( Реки)

-Каково назначение крупных рек ( Перевозят различные грузы)

-Как одним словом это назвать? (Транспорт)

-В любом организме существуют транспортные линии.

Тема урока «Передвижение веществ в организме животного» - запись в тетрадь. СЛАЙД 3

-Сегодня на уроке нам предстоит составить темы проектов, поставить цели, определить объекты исследования, наметить пути выполнения работы.

3.Определение тем проектов.

Ребята, как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы. СЛАЙД 4

  • Какие вещества и как перемещаются в организме животных?

  • Какая система органов занимается перемещением этих веществ?

  • Есть ли различия в строении этой системы органов у разных животных?

-Для одноклеточных и многоклеточных  организмов характерно движение.  Движение осуществляет не только организм, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это перемещение веществ. Таким образом, перенос веществ в организме – это важный процесс жизнедеятельности. СЛАЙД 4

 Тема проекта 1. Перемещение веществ у одноклеточных организмов - запись в тетрадь. СЛАЙД 5

- Вспомните представителей одноклеточных животных.

-Может ли быть кровеносная система у простейших?

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить, как перемещаются вещества в их клетке?-  запись в тетрадь. СЛАЙД 5

 Тема проекта 2. Перенос веществ у беспозвоночных животных- запись в тетрадь.СЛАЙД 6

-В ходе эволюции появилась особая система органов – кровеносная система. Дождевой червь имеет развитую кровеносную систему, которая состоит из сосудов. По ним циркулирует кровь. Кровь разносит питательные вещества и кислород. Движение крови по сосудам обеспечивается у червя сокращением «сердец». Кольцевые сосуды соединяют спинной и брюшной сосуды в единую замкнутую кровеносную систему. У моллюсков и насекомых по сосудам течет гемолимфа – бесцветная или зеленоватая жидкость, которая выполняет функции крови. Их кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Из сердца гемолимфа поступает в сосуды, а из них изливается в промежутки между органами – полость тела. Потом она вновь собирается в сосуды и поступает в сердце. Такая кровеносная система называется незамкнутой.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть циркуляцию жидкости у беспозвоночных животных, отличие замкнутой кровеносной системы от незамкнутой- запись в тетрадь. СЛАЙД 6

Тема проекта 3. Строение кровеносной системы позвоночных- запись в тетрадь. СЛАЙД 7

-Прежде чем начать рассматривать роль кровеносной системы позвоночных животных в переносе веществ, попробуйте найти черты сходства в строении кольчатых червей и позвоночных. СЛАЙД 8

( И у тех, и у других кровеносная система замкнутая и состоит из сосудов)

-В чем произошло усложнение кровеносной системы? ( Появилось хорошо развитое сердце)

- У всех позвоночных животных кровеносная система устроена по единому плану. СЛАЙД 9

  • Сердце состоит из предсердий и желудочков.

  • Предсердия собирают кровь из вен, проталкивают ёё в желудочки.

  • Желудочки принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ёё в артерии.

  • Артерии несут кровь от сердца, самые крупные сосуды.

  • Вены несут кровь к сердцу, имеют клапаны.

  • Капилляры мельчайшие сосуды, пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Рассмотреть особенности строения и работы кровеносной у позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 9

Тема проекта 4 Состав крови позвоночных животных- запись в тетрадь. СЛАЙД 10

- Сейчас поговорим о составе крови позвоночных животных. Для этого поработайте с текстом учебника и заполните схему: «Состав крови». СЛАЙД 10

  • Плазма крови – это межклеточное вещество, принимает участие в транспорте веществ и свертывании крови.

  • Эритроциты красные клетки крови. Содержат пигмент гемоглобин, соединяясь с кислородом, разносит его по всему организму. Имеют форму двояковогнутого диска.

  • Лейкоциты бесцветны, имеют непостоянную форму. Они активны, могут самостоятельно передвигаться, защищают организм от микробов.

  • В крови есть кровяные пластинки, их функции связаны с процессом свертывания крови.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Выяснить связь состава крови с выполняемой функцией- запись в тетрадь.СЛАЙД 10

4.Домашнее задание.

Выполнить проект на одну из тем, которую определит тест. § 34 прочитать, учить осн. понятия учить (ксилема, флоэма), ответить устно на ? §.
СЛАЙД 11

   1.У одноклеточных организмов вещества перемещаются по  А) сосудам Б) цитоплазме  В) кровеносной

2. У дождевого червя кровеносная система  А) замкнутая      Б) незамкнутая            В) круглая

3.Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков, называется        

                     А) гемолимфа         Б) гемоглобин            В) гематоген

4.Красные клетки в крови  А) свёртывают крови     Б) разносят кислород             В) убивают микробов

Проверка теста. СЛАЙД 11

 Номер вопроса соответствует номеру темы: неправильный первый ответ-тема вашего проекта, все правильные ответы - тема на выбор

Вспомним:

-Как мы можем оформить проект? (презентация, сообщение, макет).

- Обязательные пункты проекта (тема, цель, обоснование моего выбора, выполнение работы, вывод, используемые источники)

5.Рефлексия

Если вы отвечаете да – то поднимаете правую руку, если нет то левую:

  • Вам понравился урок

  • Было трудно

  • Довольны ли вы темой проекта.