Файл: Конспект лекций к изучению дисциплины дисциплина Экономика производственной и непроизводственной сферы для студентов специальностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
при реконструкции и модернизации действующих промышленных предприятий.
Особую роль в диверсификации производств отводится вопросам инвестирования.
Инвестиции представляют собой денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины,
оборудование, лицензии, товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли, дохода или достижение положительного эффекта.
Любое имущество, а также все виды материальных и нематериальных ценностей, на основе которых может быть получен доход - представляют собой инвестиционные ресурсы. Основные составляющие инвестиционных ресурсов представлены на рисунке 9.1.
Рисунок 9.1 – Состав инвестиционных ресурсов
Первоначальной исходной формой инвестиций являются - денежные средства. В процессе экономической деятельности инвестиции сохраняют денежную форму или трансформируются в материальные и нематериальные инвестиции. Данный процесс может повторяться многократно и представляет собой кругооборот инвестиций.
Процесс вложения инвестиционных средств в объекты предпринимательской или иной деятельности и совокупность организационных действий по его реализации называется - инвестиционной деятельностью.
Организационная сторона инвестиционной деятельности является не менее значимой, чем наличие инвестиционных ресурсов.
Инвестиционные ресурсы
Денежные средства
Банкноты
Монеты
Электронные деньги
Экономические ресурсы
Материальные ресурсы
Трудовые ресурсы
Капитал
Предпринимательская способность
Интеллектуальный капитал
Ценные бумаги
Акции
Облигации
Векселя
Сертификаты
Чеки
Депозитные и сберегательные сертификаты
Коносамент
Ноу-хау
Технологии
Патенты
Лицензии
Научные разработки

Для успешной организации инвестиционной деятельности в рамках экономики народного хозяйства на уровне государства создаются специализированные финансовые институты:
- национальный банк;
- банки второго уровня;
- банки развития;
- финансовые компании;
- инвестиционные фонды;
- лизинговые компании;
- фондовые биржи.
В разрезе отдельного хозяйствующего субъекта организационная сторона процесса инвестирования реализуется через планово-экономические и производственные службы предприятия, а также могут быть привлечены внешние организации (инжиниринговые компании, консалтинговые фирмы).
Любая инвестиционная деятельность предполагает наличие субъекта и объекта.
Под субъектами инвестиционной деятельности подразумеваются экономические агенты, вкладывающие инвестиционные ресурсы в объекты какой либо деятельности. Под объектом инвестиционной деятельности понимается то, во что вкладываются инвестиционные ресурсы.
В качестве приоритетных объектов инвестиционной деятельности могут выступать:
- новые промышленные предприятия;
- основные фонды;
- реконструкция, модернизация, расширение и техническое перевооружение действующих мощностей;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- новые технологии;
- инновации;
- оборотные средства;
- человеческий капитал.
В экономике любого государства инвестициям принадлежит важнейшая роль, а именно они способствуют возобновлению и увеличению производственных ресурсов, а также способствуют поддержанию и увеличению темпов экономического роста.
Если представить экономический механизм как систему производства,
распределения и потребления, то инвестициям главным образом принадлежит роль производства. Для современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость и возрастание роли долгосрочных факторов. К
долгосрочным факторам можно отнести:
- высокие темпы научно-технического прогресса;
- конкуренция и темпы ее развития;
- количество и качество природных ресурсов;
- количество и качество трудовых ресурсов.


Материальную основу производства представляют собой основные фонды.
Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капиталовложений. Чтобы предприятие могло успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки,
расширять производственные мощности и повышать конкурентоспособность своей продукции оно должно вкладывать капитал и вкладывать его выгодно.
Схематически кругооборот инвестиций в рамках промышленного производства представлен на рисунке 9.2.
И – инвестиции
С1 – фонд возмещения основного капитала
Т – товарная форма инвестиций
С2 – фонд возмещения материальных затрат
К – основные фонды
РП – расходы периода
К' – расширенное воспроизводство
АР – административные расходы
ОФ – оборотные фонды
СБ – расходы по реализации готовой продукции
НР – непроизводственные расходы
РП – расходы по процентам
РС – рабочая сила
НД – налогооблагаемый доход
П – производственная стадия инвестиций
ЧД – чистый доход
Т' – готовая продукция
Ф1 – фонд расширенного воспроизводства
Д – выручка от продаж
Ф2 – фонд распределения прибыли акционеров
МЗ – фонд возмещения затрат предприятия
Ф3 – фонд накопления
С – производственная себестоимость
Рисунок 9.2 – Кругооборот инвестиций в промышленности
В соответствии с рисунком 9.2, роль инвестиций в развитии промышленных производств сводится к следующему:
- инвестиции формируют производственную основу промышленности;
- инвестиции обеспечивают расширенное воспроизводство;
- инвестиции формируют рынок труда и повышают занятость населения в реальном секторе экономики;
- инвестиции участвуют в создании продукции с высокой добавленной стоимостью;
И
П
Т'
Т
Д
К
ОФ
РС
МЗ
С
РП
НД
ЧД
Н
Ф1
Ф2
Ф3
С2
С1
АР
СБ
РП
К'
НР
ФО

- инвестиции обеспечивают социально-экономическое развитие народного хозяйства, формируют базу государственного бюджета.
Инвестиции осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам.
Классификация инвестиций определяется выбором критерия, положенного в ее основу. Научно-обоснованная классификация инвестиций на макро и на микро уровне также необходима для повышения эффективности экономики народного хозяйства.
В экономической и научной литературе, а также в практике деятельности хозяйствующих субъектов наибольшее распространение получила следующая классификация инвестиций:
1) По отраслевому назначению:
- топливно-энергетическая промышленность;
- нефтехимическая промышленность;
- пищевая промышленность;
- черная и цветная металлургия;
- легкая промышленность;
- деревообрабатывающая промышленность;
- сельское хозяйство;
- строительство;
- транспорт и другие отрасли.
2) По признаку целевого назначения:
- производственное строительство;
- строительство культурно-бытовых учреждений;
- строительство культурно-бытовых учреждений;
- изыскательские и геологоразведочные работы.
3) По формам воспроизводства основного капитала:
- новое строительство;
- расширение;
- реконструкция и техническое перевооружение;
- модернизация.
4) По форме собственности:
- собственные средства;
- заемные средства;
- привлеченные средства;
- средства государственного и местного бюджетов;
- иностранные инвестиции.
5) По форме укрупнения:
- централизованные;
- децентрализованные.
6) По экономическому признаку:
- реальные инвестиции;
- финансовые инвестиции.
7) По сфере приложения;


- производственные инвестиции;
- непроизводственные.
8) По периоду инвестирования:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
9) По видам инвестиционных рисков:
- агрессивные;
- умеренные;
- консервативные.
Для развития экономики промышленности особую значимость приобретают такие инвестиции, как реальные инвестиции и инвестиции в создание и воспроизводство основного капитала.
Реальные инвестиции выступают как совокупность вложений в реальные экономические активы:
- здания, сооружения, машины, оборудование, передаточные устройства и другие материальные активы;
- оборотные фонды промышленных предприятий;
- создание новых технологий;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- повышение квалификации и обучение сотрудников промышленных предприятий.
Инвестиции, направляемые в создание и воспроизводство основного капитала, получили название - капитальные вложения.
По формам воспроизводства основного капитала инвестиции направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение основных производств, модернизацию и техническое перевооружение.
Новое строительство - это возведение новых заводов, фабрик на ранее неосвоенных территориях. Новое строительство является основой индустриализации экономики народного хозяйства и обеспечивает экономический рост и благосостояние населения.
Расширение основных производств - это строительство последующих очередей производственного процесса, дополнительных производственных комплексов, вспомогательных и обслуживающих производств на территории промышленного предприятия.
Задачей расширения является увеличение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств. Расширение промышленному предприятию необходимо при увеличении спроса на продукцию или для перехода на выпуск новых видов продукции.
Реконструкция и техническое перевооружение - это обновление основных фондов на более прогрессивные без строительства новых производственных площадей. Реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей промышленного предприятия связана с внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, повышением степени конкурентоспособности продукции, снижением хозяйственных рисков.

Посредством инвестиций в реконструкцию реализуются структурные изменения в экономике, развиваются ключевые импортозамещающие производства или конкурентоспособные экспортно-ориентированные отрасли.
Модернизация - это приведение действующих технико-экономических показателей предприятия к прогрессивному уровню. Целью инвестиций в модернизацию является сокращение издержек производства, повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности и как следствие улучшение отдельных параметров качества выпускаемой продукции.
На основе каждой классификации инвестиций могут быть рассчитаны структуры инвестиционных вложений, к каждой из которых соответствуют свои критерии эффективности.
При оценке и анализе инвестиций рассчитываются такие виды структур,
как:
- экономическая структура;
- воспроизводственная;
- технологическая;
- по источникам финансирования;
- отраслевая и другие.
Структура инвестиций в экономике народного хозяйства считается эффективной, если в комплексе преобладают реальные инвестиции и инвестиции в воспроизводство основного капитала. Увеличение в составе капитала промышленных предприятий доли основного производственного оборудования позволяет сократить капитальные вложения на единицу выпускаемой продукции и тем самым повысить эффективность производства.
1   2   3   4   5   6   7

Тема 10 Финансово-бюджетная политика в производственной сфере
Республики Казахстан
Финансово-бюджетная политика развития промышленности является одним из действенных инструментов управления экономикой во всех странах мира. Основными приоритетами финансово-бюджетной политики являются:
- обеспечение устойчивых темпов роста развития промышленных производств;
- повышение уровня занятости трудовых ресурсов в производственных секторах с высокой добавленной стоимостью;
- сдерживание инфляционных процессов и удержание роста цен на продукцию промышленных производств;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции отечественных промышленных предприятий;
- формирование оптимального внешнеторгового баланса;
- стимулирование развития инновационного малого и среднего бизнеса.
Определяющими инструментами финансово-бюджетной политики являются:
- разработка государственных инвестиционных программ;
- введение систем налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

- предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий,
бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей и производств;
- проведение фискальной и кредитно-денежной политики;
- управление ценообразованием и амортизационными отчислениями;
- создание условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- контроль за соблюдением государственных норм и стандартов.
Принципы реализации финансово-бюджетной политики регулируются рядом специфических законов. К таким законам в Республике Казахстан относятся:
- Закон «Об инвестициях»;
- Закон «О банках и банковской деятельности»;
- Закон «О недрах и недропользовании»;
- Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;
- Закон «Об акционерных обществах»;
- Закон «Об инвестиционном фонде Казахстана»;
- Закон «О государственной поддержки инновационной деятельности»;
- Бюджетный кодекс;
- Таможенный кодекс.
В настоящее время в Республике Казахстан основными направлениями финансово-бюджетной политики занимаются ряд министерств, ведомств,
государственных организаций:
- Министерство экономики и бюджетного планирования;
- Министерство финансов;
- Министерство индустрии и торговли;
- Агентство по защите конкуренции;
- Государственные институты индустриально-инновационного развития.
В рамках реализации финансово-бюджетной политики по поддержанию промышленных производств государством через фонды поддержки финансируются инновационные проекты, обеспечивающие приоритетные направления структурной перестройки экономики народного хозяйства.
Одним из главных проводников финансово-бюджетной политики государства остается Национальный Банк. К регулирующим мерам,
проводимым национальным Банком относятся:
- операции на открытом рынке ценных бумаг;
- процентная политика по кредитам;
- обязательное резервирование части привлеченных денежных средств коммерческим банкам;
- валютное регулирование;
- регулирование нормативов ликвидности.
Одним из важнейших методов реализации финансово-бюджетной политики остается налоговое регулирование. С помощью налогов государство влияет на деловую активность предприятий, ускоряя или замедляя предпринимательскую деятельность. Инструментов регулирования общего объема налогов являются налоговые льготы, устанавливаемые в виде:


- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий предприятий;
- понижение налоговых ставок;
- предоставление налоговых кредитов (отсрочки платежа).
При необходимости ограничения каких либо инвестиционных проектов в промышленности ужесточаются налоговые требования, и наоборот, снижение налогов и предоставление налоговых преференций ускорят реализацию инновационных проектов по развитию новых производств.
Переход на инновационный путь развития экономики требует мобилизации и рационального использования резервов роста. Успех в достижении поставленных целей зависит от того, насколько эффективными окажутся усилия государства в части обеспечения условий для модернизации производства и внедрения современных технологий, повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Для преодоления технической отсталости в отдельных отраслях экономики государству предстоит сконцентрировать усилия на формировании благоприятного инвестиционного климата и на создании для бизнеса стоимостных ориентиров повышения эффективности конкретных производств в соответствии с задачами национальной экономики в целом. Решение этой проблемы требует выработки и последовательной реализации государственной политики цен.
Государственная политика цен является составной частью государственной экономической политики и ориентирована на достижение целей, намеченных долгосрочной программой социально-экономического развития Республики Казахстан. К данным целям относятся:
- повышение уровня и качества жизни населения, создающее предпосылки для социальной стабильности;
- эффективное решение экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов страны;
- контроль уровня инфляции;
- создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам первой необходимости для широких слоев населения, имеющих низкую покупательную способность.
- общее повышение конкурентоспособности национальной экономики страны.
Государственная политика цен развивает и конкретизирует соответствующие положения государственной экономической политики в области ценообразования в части задачи обеспечения долговременной конкурентоспособности национальной экономики.
При этом государственная политика цен направлена на достижение внутренних и внешних целей.
Основными внутренними целями государственной политики цен являются: