Файл: Федеративное устройство рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


§ 3. Принципы построения федеративного устройства

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.
Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются: 1. Добровольность объединения наций и народностей.
2. Суверенность и равноправие наций.
3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.
4.Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.
5. Государственная целостность Российской Федерации.
6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.
7. Равноправие субъектов Федерации.
Рассмотрим содержание этих принципов:
1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Этот принцип построения Российского государства формировался исторически. Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.
2. Равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во вза-имоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.
3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией. Многонациональный характер, сложный исторический путь развития обусловили воплощение в национально-государственном устройстве России всех известных форм государственности.
Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Федерацией по действовавшей тогда Конституции, в России начались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменения форм государственности бывших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург. Заключение Федеративного договора представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы. Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности. Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов. Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. Мировой практике федеративного строительства известны две основные формы ее построения: по территориальному принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному (СССР, СФРЮ и др.). В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории. По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа. В 1992 г. в содержание Федеративного договора был включен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Таким образом, произошло качественное обновление федеративных отношений. Бывшие административно-территориальные единицы стали полноправными и равноправными субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный принцип был дополнен территориально-административным принципом формирования субъектного состав федерации. В этой связи характер взаимоотношении между Федерацией и субъектами значительно усложняется, так как автономные область и округа входят в состав краев и областей. Автономные образования, таким образом, являются одновременно самостоятельными субъектами Российской Федерации и входят в состав краев и областей - субъектов Федерации. Отношения между ними регулируются федеральным законом и договором между соответствующими органами государственной власти.
5. На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).


6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
7. Равноправие субъектов Федерации. Этот принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий.

Глава 2. Проблемы и перспективы развития федерализма в РФ

§ 1. Проблемы российского федерализма.

Дискуссии о специфике российского федерализма давно находятся в центре внимания российской политической науки. В частности, особое внимание исследователей привлекают вопросы статуса субъектов РФ. Россия относится к числу федераций, в которых все административно-территориальные единицы первого субнационального уровня имеют статус субъектов федерации. Здесь не предусмотрены столичные округа, не являющиеся субъектами федерации (как в США и ряде других федераций), аналоги индийских союзных территорий или иные подобные регионы. Основополагающим принципом федеративного устройства является, в первую очередь, правовое равенство субъектов, которые образуют эту федерацию. И этот принцип равенства должен иметь силу действия в отношении всех субъектов федерации, как во взаимоотношениях центра и отдельных субъектов, так и между субъектами федерации друг с другом. В этом вопросе Российская Федерация имеет ряд отличий от других федеративных образований.

Сущность современной российской федеративной модели основана на конституционно-договорном принципе, а именно, на единогласном разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами центра и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Безусловно, главным документом, который заложил принцип разграничения предметов ведения и полномочий есть Федеративный договор, который вошел в Конституцию Российской Федерации.


Следует отметить, что на сегодняшний день не существует федерального закона, который устанавливал бы принципы принятия федеральных законов по предметам совместного ведения центра и её субъектов. Также особого внимания заслуживает создание структур государственного и общественного значения по согласованию законотворческой процедуры и исполнительной деятельности между центром и её составными частями. Сейчас большая часть законов, которые принимаются Федеральным Собранием, проникает в предметы ведения субъектов федерации. В свою очередь, в субъектах принимаются законы по предметам совместного ведения или даже по вопросам, относящимся к компетенции центра.

К сожалению, до сих пор отсутствуют федеральные законы об общих принципах организации государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий; об основах налоговой системы и бюджетного устройства; о судебной власти; о разграничении государственной собственности; о природопользовании и землепользовании и другие. Ведь без этих законов у субъекта Федерации недостаточно правовых гарантий реализации и защиты своего статуса.

Несомненно, конституционная модель российского федерализма имеет качественные отличия от предыдущих этапов становления федеративной государственности. Однако, это не означает, что этот процесс завершился.

Одной из главных проблем российской модели федерализма также является то, что субъектами Федерации являются ряд краёв и областей национальных округов. Один из ярких примеров - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, население каждого из которых приблизительно равняется населению Тюменской области. Власти этих субъектов Федерации ведут обсуждения, которые тянутся уже несколько лет. Темами данных обсуждений являются следующие:

  1. отмена округов, влив их в состав соответствующих субъектов;

  2. создать полноценные субъекты, с помощью отделения округов;

  3. подчинить округа напрямую федерации.

Таким образом, с 2005 г. юрисдикция краёв (областей) начинает частично, но реально распространяться на территорию автономных округов. Это фактически снижает статус автономных округов.

Вопрос формирования Совета Федерации является актуальным на сегодняшний день. За последнее десятилетие были «протестированы» три разных способа формирования Совета Федерации. Из этого следует, что наша Конституция позволяет изменять процедуру формирования Совета Федерации, которая занимает важное место в федеративном государственном устройстве.


Исторически сложилось так в Российской Федерации, что верхняя палата Федерального Собрания РФ имеет особое влияние на политическую ситуацию в государстве. Такое значение Совета Федерации обусловлено, в первую очередь, его положением в структуре конституционной модели российского федерализма.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ представляет собой верхнюю палату парламента федеративного государства. В свою очередь парламент Российской Федерации относится к законодательной ветви государственной власти Российской Федерации. Следовательно, согласно Конституции РФ, в федеральной законодательной ветви государственной власти находятся представители государственной власти субъектов федерации. При этом эти представители относятся и к законодательной, и к исполнительной государственной власти субъектов федерации. Поэтому в системе государственной власти Российской Федерации существует обратная связь между федеральной законодательной ветвью государственной власти и законодательной и исполнительной ветвями государственной власти субъектов федерации, где порядок формирования верхней палаты Федерального Собрания РФ значительно усиливает эту обратную связь.

Ключевой вопрос, который должен звучать при дискуссии о порядке формирования Совета Федерации, звучит так: «Кто должен входить в Совет Федерации: представители государственной власти субъектов федерации или представители населения субъектов федерации?» Этот вопрос остаётся открытым.

Главная роль и приоритетное значение принадлежит законодательной власти, даже независимо от равновесия каждой из трех ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что процесс формирования конституционной модели российского федерализма не закончился, а продолжает развиваться и дополняться. На сегодняшний день необходимо оценить влияние региональной власти на власть федеральную, на политику федерального центра.

Учитывать фактическую зависимость действующей региональной власти также от федерального центра. Не последнюю роль в этом вопросе играет финансовая зависимость региона от федеральной помощи, значение которой может быть и минимальным, и определяющим.
§ 2. Перспективы развития федерализма в РФ

Учитывая опыт формирования и функционирования формы государственного устройства Российской Федерации в настоящем или как