Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое задание 5.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Реализация ИОМ;
6. Оценка и коррекция ИОМ.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задании
- вовлечение в групповую работу
- вовлечение в проектную деятельность
Организация внеурочной деятельности в рамках учебного заведения и учет внеурочных занятий в рамках внешкольных учреждений.
Задание 4. Выберите психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей развития детей в группе (Обязательно указать, что за диагностика, авторы, на какой возраст предназначена). На основе возможных результатов дать рекомендации педагогам для дальнейшей успешной работы с группой.
Ответ: Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова
Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.
Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально 8-9 лет.
Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне школа нравится за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что…
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я хотел бы, чтобы в школе…
10. Я не хотел бы, чтобы в школе…
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
12. Если я невнимателен на уроке, я…
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я…
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я…
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я…
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я…
19. Мне всегда интересно, когда на уроках…
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
21. Если нам не задают домашнего задания, я…
22. Если я не знаю, как решить задачу, я…
23. Если я не знаю, как написать слово, я…
24. Я лучше понимаю, когда на уроке…
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
1. Дети, с которыми я играю…
2. Мои друзья меня часто…
3. Я очень хорошо умею…
4. Я самый…
5. Думаю, что настоящий друг…
6. Не люблю людей, которые…
7. Больше всего люблю людей, которые…
8. Мне неприятно, когда мои друзья…
9. Мне не нравится в себе то, что я…
10. Если все против меня, то…
11. Моя внешность…
12. Несправедливость по отношению ко мне…
13. Когда мне начинает не везти, я…
14. В школе я…
15. Мне нравится в себе то, что я…
16. Я хотел(а) бы…
17. Мои друзья чаще всего…
18. Я с моим другом всегда…
19. Я…
20. Мой друг/ подруга…
Обработка и анализ результатов: Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 – вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 – личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 – знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 – отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей.
Задание 5. Разработайте план внеклассной работы, направленной на преодоление социальной дезадаптации детей младшего школьного возраста, аргументировав свой ответ.
Ответ:
Тематический план
Раздел Тема Цель и задачи Мотивационный
«Знакомство с миром школы»
Цель: сформирование представления о школе и основными правилами.
Задачи:
1.Формирование интереса к учению к школе.
2.Формирование навыков культурного поведения в школе.
3.Формирование представления о помещениях школы: коридор, раздевалки, класса, библиотека, спортивный зал, актовый зал, столовая, мед. пункт.
«Правила школьной жизни»
Цель: сформировать представление о правилах поведения во время учебного процесса и на переменах.
Задачи:
1. Сформировать представление о правилах поведения на уроках и переменах.
2. Развитие мотивации к учению.
3. Развитие умение объяснять свой выбор, строить фразы, ответить на поставленные вопросы.
«Одноклассники»
Цель: формирование сплочённого коллектива.
Задачи:
1. Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.
2. Формирование умения находить и выделять необходимую информацию.
3. Формирование умения работать в парах и малых группах.
4. Формирование умения оценивать свои действия и действия другого
Совершенствуем внимание и память «Путешествие с Хомячком»
Цели: совершенствование памяти и внимания, через игры и упражнения.
Задачи:
1. Развитие слухового и зрительного внимания, через выполнение игр и упражнения
2. Активизация мысленных операций
3. формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).
«Хомячок Хома снова с нами»
Цель: совершенствование памяти и внимания, через игры и упражнения.
Задачи:
1. развитие зрительной памяти, произвольного внимания, умения выполнять несколько действий одновременно в процессе выполнения игр и упражнений;
2. совершенствование внимательности как личностного качества ребёнка, способности понимать и выполнять инструкцию взрослого;
3. формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).
«Хома с нами»
Цель совершенствование памяти и внимание через различные формы работы.
Задачи:
1)развитие познавательной активности, формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
2)формирование умения принимать задачу, планировать, контролировать и оценивать результаты своих действий.
3)Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения.
Развиваем речь и мышление «Хома и его друг»
Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.
Задачи:
1. Развитие дикции развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.
2. Формирование нравственно – эстетического оценивания
3. Развитие умения поиска и выделение необходимой информации.
«Приключение Хомы и его друга»
Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.
Задачи:
1. Формирование нравственно – эстетического оценивания.
2. Развитие дикции развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать
3. Развитие умения производить простые логические действия( анализ, синтез)
«Изменение Хомы и его друга»
Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.
Задачи:
1. Развитие дикции, через проговаривание скороговорок
2. Развитие мышления через упражнения
3. Развитие умения самооценки
Учимся управлять своим поведением «Эмоции»
Цель: формирование умения выражать свои эмоции.
Задачи:
1. Развитие выражение своих эмоций через невербальные способы коммуникации
2. Формирование умения работать в парах и малых группах.
3. Развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить выход из спорных ситуаций.
«Грусть и страх»
Цель: совершенствование умения контролировать себя через обыгрывание ситуаций.
Задачи:
1. Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.
2. Развитие умения обучающихся производить простые логические действия(анализ, синтез, сравнение, обобщение и др).
3. Формирование умения объяснять свой выбор, отвечать на постав-ленные вопросы, аргументировать.
4. Формирование неформальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы интонации и т.п.
5. Развитие умения оценивать свою деятельность.
«Все эмоции важны»
Цель: совершенствование умения контролировать себя, через обыгрывание ситуации
Задачи:
1. Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.
2. Развитие умения производить простые логические действия ( анализ, синтез, обобщение, сравнение)
3. Формирование умения работать в парах и малых группах.
4. Формирование умения оценивать свою деятельность и деятельность окружающего мира.
Развиваем коммуникативные и организаторские способности «Письма о приключениях хомячка Хомы»
Цель: развитие коммуникативных способной через обыгрывание ситуации
Задачи:
1. Формирование умения работать в парах и малых группах.
2. Формирование умения с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникативной.
Приключения в пустыне и городе
Цель: совершенствование коммуникативных и организаторских способностей, через игровую деятельность
Задачи:
1. Формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.
2. Формирование невербального способов коммуникации – посредствам контакта глазами, мимики, жестов, позы, интонации.
Приключения в киностудии
Цель: совершенствование коммуникативных и организаторских способностей, через обыгрывания ситуации.
Задачи:
1. формирование умения работать в малых группах.
2. Формирование невербального способов коммуникации – посредствам контакта глазами, мимики, жестов, позы, интонации.
3. Формирование умения строить фразы, отвечать на поставленные вопросы.
Задание 6. Составьте перечень принципов диагностики и выявления творческих способностей детей, которые педагог должен учитывать в своей работе.
Ответ: Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.