Файл: Оборудование мастерской и правила безопасности труда при ручной обработке древесины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дата: Класс:




Тема: Оборудование мастерской и правила безопасности труда при ручной обработке древесины.




Цель урока:

Введение. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины.

Цель урока:

раскрыть содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”;

научить правильно, организовать труд и оборудовать рабочее место для обработки древесины;

ознакомить с техникой безопасности труда





Ожидаемый результат: умение рационально использовать и организовывать учебно – познавательскую деятельность;формировать коммуникативные навыки.








Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности




3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы.

пазлы





5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Эврика» осуществляет повторение пройденного материала.

Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты.

перфокарты




20 мин.

III. Актуализация знаний.

С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам «Графический тест».

Работа по учебнику

.Слово уч Ребята, вам нравится работать ? Что вы вспоминаете в связи с этим словом?


Труд
Ассоциация к слову


Итак, приступим к изучению новой учебной дисциплины - технология.

- Что же это за термин?

Слово “технология” происходит от древнегреческого techno - “искусство, мастерство, умение” и латинского logos - “учение, наука”.

Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.

Технологией называют также определенную последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Точное выполнение всех операций и соблюдение их последовательности - гарантия выпуска качественной продукции.

Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.

Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

- Как вы думаете, что это за технологии?

Это технология общения, технология ухода за жильем и др.

Существует также ряд очень распространенных технологий, которые входят в содержание труда людей, - это технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ в доме и др.

Древесина - один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепости, мельницы, орудия труда, посуду и многое другое.

- Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете?Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.

Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.

Слово “верстак” в переводе с немецкого означает “мастерская”. Верстак, как вы уже поняли, - это рабочий стол.

- Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

Столяр (от словосочетания - изготовление столов). Существует два вида верстака: столярный (деревянный) и универсальный (комбинированный). Столярный - для обработки древесины, а универсальный - для обработки древесины и металлов.

Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).

Передний зажим служит для закрепления заготовок. Отверстия (3) с клиньями - для упора и крепления заготовок при строгании. В лотке (4) размещают инструмент. Задний зажим - для крепления заготовок при строгании и распиливании. Выдвижные и поворотные пальцы - для опоры длинномерных заготовок при их строгании. Подверстачье является основанием верстака. В нем также размещают и хранят инструменты и приспособления.

- Какие инструменты относятся к измерительным?

Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.

Технике безопасности на уроке труда при ручной обработке металла и древесины

Перед началом обработки материала нужно правильно надеть спецодежду и средства защиты. Особенно важна безопасность и защита глаз, при выполнении рубки металла всегда надевай защитные очки;

Перед тем как приступить к уроку надо проверить полное наличие необходимого инвентаря и удостовериться, что инструменты находятся в безопасном работоспособном состоянии. Их рукоятки должны быть без трещин, и плотно прилегать к основанию;

На верстаке все инструменты должны быть положены в указанном учителем порядке и в строго отведенных для этого местах. Ничего лишнего на верстаке быть не должно;

Весь обрабатываемый материал должен быть надежно закреплен в соответствующих зажимах (тиски, струбцины и т.д.);

При обработке материалов необходимо всегда использовать установленные упорные и подкладные приспособления;

Если во время выполнения учебного задания был повреждён или сломан инструмент, то работу надо прекратить, а его заменить у учителя;

В процессе обработки и соединения материалов необходимо соблюдать особую осторожность при работе с ударным, режущим инвентарём, клеем, острыми краями металла;

Запрещено использовать палец в качестве упора при начальном запиле дерева;

При пилении материала надо всегда следить за степенью натяжения полотна лучковой пилы. Не проверяй остроту режущей части пальцами, ты можешь порезаться;

При обработке материала напильником, пальцы должны быть на его поверхности, при резке металла придерживай отрезаемую часть рукой защищенной рукавицей или перчаткой;

Нельзя сдувать стружку ртом или смахивать её рукой, используй для этого специальный инвентарь.




10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

.Стратегия «Т-схема». Напишите в одну строчку слова и выражения об технике безопасности

- Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?

- Где находятся и как располагаются инструменты во время работы?

Основная проблема экономики

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:
1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)
2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)
3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)
Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.
Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.
Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).



Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):
1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);
2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;
3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.



игнорирование этих правил?


Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Ромашка Блума




5 мин.

V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.


стикеры




2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.






дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями










рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?


1.
2.


1.
2.




Предмет

Технолог

Класс 6

Дата

№ урока 2

Тема занятия

Основные теоретические сведенияонятие о растениеводстве. Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство. Декоративное садоводство и цветоводство.Практическая работа.


Ссылки, источники

Учебник "Технология", методическое руководство к учебнику,, дополнительная литература

Общая цель

формироватьумения проводить осенние работы в овощеводстве, правильно отбирать семенники и закладывать их на хранение; познакомить с техникой безопасности при работе с сельскохозяйственными инструментами; рассказать об основных проблемах экономики;

- развивать память, внимание, мышление; способствовать развитию и формированию познавательного интереса; умение работать в группах, сообща;


Результаты обучения

Знать: выполнение осенних работ в овощеводстве

Уметь: определять зрелость плодов, проводить уборку урожая, семенников

Научатся синтезировать все полученные знания;

Научатся анализировать, рассуждать, обобщать и работать в группе

Ключевые идеи значимые для урока

Новые слова, основная мысль текста, что такое рассказ

Этапы

Время

Виды занятий и действия участников занятия

Процесс оценивания

1. Организация класса




1. Эмоциональный настрой на урок

Раздается лист самооценивания

2Актуализация действий (вызов)




2. Работа по группам

-вспоминаем литературные приемы (каждая группа рассказывает об одном рассказе о лете. Проверка домашнего задания

Правда ли, что чем дольше освещать растения, тем больше будет урожай?


Формативно (фишки)

3 Изучение нового материала

(понимание)




Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство.

Овощеводство – отрасль растениеводства. Важнейшая задача овощеводства – обеспечить население овощами в течение всего года. Овощные растения делятся на однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние растения за один год проходят все стадии жизни: прорастания семян, накапливания питательных веществ, образование плодов и семян. Двулетние растения в первый год жизни накапливают в различных органах питательные вещества. На второй год образуют плоды и семена. Растения, предназначенные для получения на второй год семян, называются семенниками, или маточниками. Многолетние растения живут, продолжают расти более двух лет.

По характеру получаемого продукта овощные растения разделяют на группы:

Плодовые (огурец, томат, кабачок, перец и т.д.);

Корнеплодные (морковь, свекла, редька и др.);

Стеблеплодные (капуста кольраби, спаржа);

Листовые ()капута кочанная, щавель и др);

Цветковые (капуста цветная, капуста брокколи и др.);

Луковичные (лук репчатый, чеснок).

Овощи – непременная основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня. Несмотря на небольшую каллорийность, овощи имеют большое значение для питания человека. Поэтому большое значение уделяется выращиванию овощей, их уборке и хранению. Убирают овощи, когда они достигают полной технической спелости.



Формативно

Лист самооценивая

4Первичное закрепление знаний (применение)




Практическая работа

Отбор семенников и закладка их на хранение

  1. Выкопать корнеплоды, очистить от земли, обрезать ботву, оставив стебель длиной 2 см.

  2. Провести сортировку.

  3. Отобрать корнеплоды более товарного вида.

  4. Заложить на хранение

Вводный инструктаж

1)Чтобы лучше сохранить урожай, срежьте овощи вместе со стеблем длиной 2 – 3 см. 2)Осторожно уложите в ящики или корзины.

3)После сбора урожая рассортируйте овощи по размерам, по степени зрелости.

4)Взвесьте, запишите вес.

5)Удалите ботву. Соберите ее и вывезите.

6)Запишите в тетрадь прибыль от урожая.

7)После взвешивания уложите овощи в ящики.

  • Направить учащихся на выполнение практической работы

  • Показ трудовых приемов

Текущий инструктаж

  • Проверить организацию рабочих мест

  • Проверить правильность выполнения трудовых приемов

  • Проверить соблюдение правил техники безопасности

Заключительный инструктаж

  • Анализ характерных ошибок и их причин

  • Сообщение оценки работы учащихся

  • Уборка рабочих мест



формативно

5 Самостоятельная работа (анализ)




1 Работа в группах

Что такое продукты? Появились овощи?

Чем отличается миф от сказки? Что в них общего ? (составить диаграмму Венна)


Овощи

продукты


-
Работа над произведением. Для всех групп

Прием «Синквейн»

1.Дети возвращаются к таблице«Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

Овощи

2 - группа

Продукты

1

2


1

2



формативно

6. Совместная работа с классом




Альтернативная стоимость

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ стоимость - стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной (упущенной) возможности производства другого вида товара или услуг, требующих тех же затрат ресурсов; цена замены одного блага другим. Если при выборе из двух возможных благ и их источников потребитель (покупатель) отдает предпочтение одному, жертвуя другим, то второе благо есть альтернативная цена первого. Так что альтернативная стоимость блага есть цена потери, на которую готов идти потребитель, чтобы получить возможность приобрести желаемое благо.

Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое». Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн автомобилей.

Конечно, в реальной жизни упущенные возможности не ограничиваются одним или даже двумя видами продуктов, от производства которых приходится отказываться, они многочисленны. Поэтому при определении альтернативной стоимости рекомендуют принимать во внимание наилучшую из упущенных реальных возможностей. Так, при учебе в дневном вузе после школы девушка упускает возможность работать в этот период секретарем (а не грузчиком или сторожем) и получать соответствующую заработную плату. Заработная плата секретаря и будет для нес альтернативной стоимостью (альтернативными издержками) обучения на дневном отделении вуза.

Обратим внимание на то, что по мере увеличения производства блага его альтернативная стоимость возрастает (граница производственных возможностей является кривой, а не прямой линией). Так, в нашем примере производство 1 тыс. самолетов требует отказа от выпуска 1 млн автомобилей, 2 тыс. самолетов — уже 3 млн автомобилей, 3 тыс. самолетов — 6 млн автомобилей, а для производства 4 тыс. самолетов нужно вообще отказаться от выпуска автомобилей, т.е. для производства каждой дополнительной тысячи самолетов нужно отказываться от выпуска все большего количества автомобилей. Можно сказать, что альтернативные издержки первой тысячи самолетов равняются 1 млн автомобилей, а четвертой тысячи самолетов — уже 4 млн автомобилей. Говоря по-другому, для выпуска каждой дополнительной единицы продукта приходится жертвовать все большим количеством другого, альтернативного продукта. Причины роста альтернативных издержек заключаются, прежде всего, в неполной взаимозаменяемости ресурсов




7 Синтез (обобщение и закрепление)


13. Ответь на вопросы

-чему учит технология?

Чем занимается овощеводство?

. Какие требования предъявляются к качеству семян?

Как можно определить всхожесть семян?

Отчего семена становятся влажными?

Как вы понимаете выражение «мощные растения»?
Расскажите о правилах хранения семян.

формативно


8 Рефлексия




-Что делали на уроке?

-Какое чувство осталось после урока?

-Оцените свою работу на уроке

самооценивание

Ресурсы оснащения

Рабочие тетради , картинки степей, альбомные листы, фломастеры

Последующие задания и чтение (д/з)

прочитать 6 и 12 подвиги Геракла, стр.5-9,

пересказать


дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями










рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?


1.
2.


1.
2.




Дата: Класс: 6 урок 3

Тема:Технология выращивания плодоовощных культур.Осенние работы в овощеводстве.Размножение плодово-ягодных культур вегетативным способом.Практическая работа.


Цель

- формировать знания учащихся об осенней высадке семенников овощных культур; познакомить со способами защиты овощных культур от сорняков, вредителей и болезней; формировать и закрепить знания по технологии выращивания корнеплодных культур; рассказать альтернативной стоимости;

- развивать память, внимание, мышление; способствовать развитию и формированию познавательного интереса;


Ожидаемый результат:

умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действи

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение произведении




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине».

Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки.

Бумага А4

5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней работы.

Что такое всхожесть, влажность, хранение семян?

- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в нашей местности?

- Какие отрасли сельского хозяйства существуют? (растениеводство, животноводство, полеводство) . Какая между ними связь?

Что такое всхожесть, влажность, хранение семян?

- Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в нашей местности?

- Какие отрасли сельского хозяйства существуют? (растениеводство, животноводство, полеводство) . Какая между ними связь?


Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.




20 мин.

III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться - обсудить» осуществляет усвоение нового материала. 

. Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производств, занимающаяся выращиванием культурных растений и использованием дикорастущих для получения продуктов питания для населения, кормов для животных и сырья для различных отраслей промышленности.

Растения имеют огромное значение в жизни человека и всего живого. Крупнейший русский ученый К.А. Тимирязев писал: «… В мире совершается тот процесс, который связывает существование всего органического мира с солнцем. Лист служит как бы посредником между любым проявлением в энергии в органическом мире и солнцем – этим общим источником энергии. Запасом солнечной энергии, поглощенной растением, пользуется не только растение, но и все животное царство и человек».

Растения высшей ступени называют культурными растениями. Они произошли от дикорастущих растений и видоизменились в процессе деятельности человека.

Для защиты овощных полей от сорной растительности применяют предупредительные, агротехнические (механические) и химические меры борьбы.
Предупредительные меры направлены на предотвращение попадания сорняков на поля. Они вклю­чают очистку семян овощных культур от семян сорных растений, компостирование навоза, запаривание кор­мов для животных, установку в оросителях щитов и сеток, задерживающих семена сорняков, обкашивание дорог, обочин полей, берегов оросительных каналов.
Агротехнические меры борьбы с сорняками включают введение правильных севооборотов и систем обработки почвы. Овощные культуры, наиболее чувст­вительные к сорнякам, должны размещаться по таким предшественникам, которые оставляют поле чистым от сорняков. Лущение, вспашка, весеннее допосевное и послепосевное боронование, предпосевные культивации или перепашки полей, многократные культивации меж­дурядий, прополки в рядках и окучивание растений, механические приемы борьбы с сорняками. Многолет­ние сорняки уничтожают, удаляя их корневища из поч­вы с помощью пружинных и штанговых культиваторов и затем сжигая их (способ механического удаления) или систематически подрезая побеги растений (способ исто­щения). Первый способ применяется в основном для борьбы с корневищными сорняками (пырей ползучий), второй — для уничтожения корнеотпрысковых и корне­вищных сорняков с глубоким залеганием корневой си­стемы (бодяк полевой, хвощ полевой).
Высокоэффективна борьба с многолетними корнеотпрысковыми сорняками способом «удушения». При этом способе при помощи фрезерных орудий осенью в воз­можно ранние сроки корни сорняков измельчают на глу­бине залегания основной их массы (не менее 15 см), а затем, после отрастания розеток сорных растений, запахивают их в нижние слои почвы. При отсутствии фрез для измельчения корней можно применять тяже­лые дисковые бороны с остро заточенными рабочими органами (дискуют в два следа на возможно большую глубину). Этот способ особенно эффективен в борьбе с те­ми сорняками, у которых основная масса корней распо­ложена в верхних горизонтах почвы (осот полевой, пы­рей ползучий и др.).
Способствует борьбе с сорняками, особенно много­летними, включение в севооборот парового поля и при­менение многократной полупаровой обработки почвы осенью на полях, рано освобождающихся от предшест­вующей культуры, или весной — перед посевом или вы­садкой овощных растений, особенно теплотребовательных, высеваемых в поздние сроки.
Химические меры борьбы с сорняками очень эффективны, но нередко приводят к загрязнению окру­жающей среды и снижению качества продукции. Метод борьбы основан на применении химических препара­тов— гербицидов, которые уничтожают сорные расте­ния, но не повреждают культурные.
В овощеводстве гербициды применяют в виде рас­творов. Рабочий раствор вносят при помощи штанговых опрыскивателей различными способами (поверхностно и с заделкой в почву) и в различные сроки (до, во вре­мя и после посева, до появления всходов культуры, по вегетирующим растениям).
При помощи гербицидов можно уничтожить 85-98% сорной растительности, в 6-10 раз сократить затраты труда на прополку и уменьшить число междурядных об­работок.

2. Самостоятельно прочитать стр. 13 – 18 и ответить на вопрос: «Когда и каким образом собирают урожай корнеплодных культур?»

  1. Этап закрепления новых знаний

Практическая работа

Определение качества семян.

Необходимые для работы средства и материалы: ножницы для обрезания плодов, мешочки для семян, семена, весы.

Цель работы: научиться определять качество семян свеклы, моркови, огурцов, пшеницы и т.д.

Вводный инструктаж

  • Направить учащихся на выполнение практической работы

Для оценки качества семян при лабораторном анализе используют средние образцы семян,выделяемые из исходного образца (совокупности проб, отбираемых за один приём от партии семян).Перед определением качества семян проводят их органолептическую оценку, т. е. оценку по цвету, блеску, щуплости, морщинистости оболочки и запаху. Для каждой культуры установлены определенные посевные качества семян.

Чистота семян – это показатель количества здоровых и целых семян данной культуры, выраженный в процентах (по весу) к общей партии семян. Для определения чистоты от партии семян (для каждой культуры определенного веса) отбирают средний образец. Из каждого образца выделяют по две навески, по которым после их анализа и оценивается чистота семян. Очень важно правильно отобрать средний образец от партии семян.
Всхожесть семян характеризует способность их при обеспечении влагой, теплом и воздухом давать нормальные проростки в определенный срок. Всхожесть – важнейший показатель качества посевного материала. Для определения всхожести из чистых семян отбирают четыре пробы по 100 шт. Каждую пробу семян помещают в специальную ванночку с увлажненной подстилкой (песок, вата, фильтровальная бумага), раскладывая семена по одному, чтобы они друг друга не касались. Для проращивания семена помещают в специальные шкафы-термостаты, где поддерживается постоянная температура (для большинства культур 20° С)
при посеве.

Энергия прорастания - это число семян проросших за первые три дня в процентах. Этот показатель характеризует скорость и дружность всходов.

Силу роста семян устанавливают у зерновых культур и льна в тех случаях, когда у семян понижена энергия прорастания, они заражены болезнями, имеют большое кол-во ненормальных проростков, а также при необходимости сравнит. оценки неск. партий семян одного сорта. 

Жизнеспособность семян - содержание в посевном материале живых семян, выраженное в процентах, определяют (методами окрашивания и набухания) при необходимости срочного установления качества семян и для выяснения причины их низкой всхожести. При определении жизнеспособности семян методом окрашивания их предварительно намачивают в воде при темп-ре 18 — 20 °С в течение времени, предусмотренного стандартом. Затем семена разрезают вдоль на равные половинки или снимают с них семенную оболочку. Одну половинку семени или целое семя без оболочки промывают водой и заливают р-ром красителя (тетразол, индигокармин или кислый фуксин). При использовании тетразола мёртвые [мертвые] клетки остаются неокрашенными. К жизнеспособным относят половинки семян с окрашенным в красный цвет зародышем, а также с интенсивно окрашенными большими пятнами на зародыше (корешках и семядолях). При окрашивании семян индигокармином или кислым фуксином мёртвые [мертвые] клетки легко окрашиваются, а живые — нет. К жизнеспособным относят половинки семян с неокрашенным зародышем, а также со слабоокрашенными кончиком корешка зародыша и пятнами на корешках и семядолях.

  Влажность семянсодержание влаги в семенах, выраженное в процентах. Является объективным критерием состояния (фазы) зрелости семян и прогнозирования посевных и физических качеств, определяют обычно методом высушивания в сушильном шкафу.

  Масса 1000 семян показывает крупность семян. Крупные зерна содержат больше питательных веществ, что обеспечивает более быстрое развитие растений в первые фазы роста и в итоге более высокий урожай. Массу 1000 семян определяют у кондиционных семян, отсчитывая две пробы по 500 семян. Каждую пробу взвешивают с точностью до 0,01 г, переводят на массу 1000 семян и высчитывают ср. массу 1000 семян. Расхождения между массой двух проб допускается не более чем на 3% от ср. массы 1000 семян. Выравненность семян определяют разделением их на фракции по размерам, массе и др. показателям. В лабораторных условиях для этого используют спец. сортировку.

  При определении зараженности семян болезнями используют следующие методы:

- макроскопический (семена просматривают невооруженным глазом или под лупой);

- центрифугирования (семена помещают в пробирки, заливают чистой водой, взбалтывают, затем промывную воду от каждой пробы центрифугируют 3 мин, из взмученного осадка приготовляют препараты и просматривают их под микроскопом);

- биологический (основан на стимуляции развития и роста микроорганизмов в заражённых семенах);

- люминесцентный (основан на том, что здоровые и больные семена светятся различным светом в потоке УФ-лучей).

  • Показ трудовых приемов

Текущий инструктаж

  • Проверить организацию рабочих мест

  • Проверить правильность выполнения трудовых приемов

  • Проверить соблюдение правил техники безопасности

Заключительный инструктаж


10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

Что такое растениеводство?

- на какую глубину надо высевать семена корнеплодных культур?

- Какие используют методы проверки семян?

Что такое растениеводство?

- на какую глубину надо высевать семена корнеплодных культур?

- Какие используют методы проверки семян?

. Производство. Производительность. Производство-источник экономических благ

Производство, в процессе которого создается экономический продукт путем преобразования экономических ресурсов, является фундаментом любой экономики. Производство — это главный источник жизнеобеспечения, а экономика — система жизнеобеспечения человека и общества.

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесных производственных, кооперированных, коммерческих и других взаимосвязях между собой и с государством.

От того насколько эффективно работают предприятия, каково их финансовое состояние, зависят «здоровье» всей экономики и индустриальная мощь государства. Если схематично представить всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее основанием являются предприятия.

Любые изменения в системе хозяйственного управления будут бессмысленными, если они не сказываются благотворно на деятельности предприятия.

Производство характеризуется многими признаками, свойствами, показателями, а именно: что производится и в каком количестве; как производится; кем производится.

Отраслевая структура производства характеризуется долей в нем отдельных отраслей хозяйства страны. Различают страны индустриальные, т.е. с преобладанием промышленного производства, и аграрные.

Территориальная структура производства определяет, какие виды продукции и в каких долях производятся в отдельных регионах.

Количество выпускаемой продукции, производимых товаров, оказываемых услуг в экономике принято называть объемом производства. Например, характеризуя количественные показатели производства, пишут: «Объем производства (добычи) нефти в России составляет 300 млн т в год» или «Объем производства зерна составляет 180 млн т в год». Объемы производства выражаются в физическом измерении (в штуках, тоннах, кубических и квадратных метрах) или в стоимостном (в рублях, долларах, франках и др.).

Экономика любой страны состоит из множества отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли и др. Но ее основой все-таки является промышленность. Промышленность является ведущей отраслью хозяйства страны и основой для повышения эффективности общественного производства по следующим причинам:

• развитие промышленности, ряда ее отраслей (электроэнергетика, машиностроение и т.д.) является основой для ускорения научно-технического прогресса;

• промышленность, особенно тяжелая индустрия, является фундаментом всей экономики;

• обороноспособность государства в значительной степени определяется уровнем развития промышленности;

• от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан товарами народного потребления.

Промышленность включает в себя множество отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы.

Существует и такое понятие, как «промышленный народнохозяйственный комплекс». В народном хозяйстве функционируют следующие комплексы: аграрно-промышленный (АПК), военно- промышленный (ВПК), машиностроительный, металлургический, химико-лесной, строительный, топливно-энергетический (ТЭК) и др.

Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг). Например, в ТЭК входят угольная, сланцевая, нефтяная, газовая, а также электроэнергетическая отрасли.

Под отраслевой структурой промышленности понимаются состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Отраслевая структура промышленности постоянно находится в движении и характеризует уровни индустриального и технического развития страны, а также производительности общественного труда.

Основу производства и его предметное воплощение составляет деятельность предприятий, организаций, фирм, являющихся главными производственными единицами. Производство на этом уровне изучает микроэкономика.

Производство в масштабе страны, ее крупных отраслей и регионов изучает макроэкономика. Предметом изучения на этом уровне является совокупное производство, охватывающее множество предприятий, организаций и фирм.

Производство воспринимается обычно как создание или преобразование чего-то материального, вещественного. Рассматривая структуру, строение экономики, иногда специально выделяют производственную сферу, имея в виду сферу материального производства, сотворение продукции в материально-вещественной форме, создание материальных благ, преобразование вещества и энергии.

Что касается оказания большинства услуг, создания духовных ценностей, выработки и преобразования информационного продукта, научных знаний, то область этой деятельности принято называть непроизводственной сферой, поскольку в ней вроде бы ничего не производится.

Несомненно, что материальное производство играет огромную роль в экономике и составляет значительную часть всей экономической деятельности. Вместе с тем с позиций современной экономической науки сводить производство только к созданию и преобразованию материальных, вещественных предметов ошибочно. Ведь даже получение, преобразование, передача энергии, транспортирование грузов не является производством вещественной продукции.

Ухудшение отраслевой структуры промышленности отрицательно сказывается на эффективности общественного производства и не способствует выходу экономики страны из затянувшегося кризиса. Государство должно управлять структурными сдвигами в экономике, в том числе и в промышленности, для достижения своих ближайших и дальних перспектив.

Чтобы производство в каждой отрасли удовлетворяло производственное потребление в другой отрасли и конечные потребности населения, общества, производимая продукция должна определенным образом распределяться и обмениваться на другую продукцию. В рыночной экономике это осуществляется, в основном, через куплю-продажу, механизм денежного обращения.



Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами.

Тестовые вопросы

5 мин.

V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма»)

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.



стикеры
фишки

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.



дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями










рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?


1.
2.


1.
2.




Дата: Класс:6 4 урок




Тема: Оборудование и организация рабочего местааготовка древесины.

Производство-источник экономических благ.




Цель урока:

Образовательные:

получение новых знаний по теме «Технология обработки древесины»;

формирование у учащихся начальных трудовых знаний и умений;

• развитие технического мышления и творческих способностей, используя ИКТ для лучшего восприятия материала.

Развивающие:

совершенствование навыков самостоятельной работы;

•овершенствование умения самостоятельно формулировать выводы,

развивать речь;

развитие умения строить простейший чертеж;




Ожидаемый результат:

умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи; планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

.








Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности




3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница».

Ученики осмысливают поставленную цель.







5 мин.

II. Проверка домашней работы. С помощью метода

«ЗХУ» провод проверку домашней работы.

Работа по таблице ЗХУ (учащимся раздаются таблички и предлагается заполнить две колонки знаю, хочу узнать)

Знаю

Хотел бы узнать

Узнал









Фронтальный опрос


  • Какие древесные породы вам известны? (береза, ель, сосна, пихта, осина).

  • На какие виды делятся породы древесины? (Лиственные и хвойные).

  • Каковы основные части дерева? (Корень, крона, ствол).

  • Что можно получить из древесины? ( Дрова, доски, мебель).

Ученики демонстрируют свои знания.

Бумага А4



20 мин.

III. Осмысление новой информации.

Ученики демонстрируют свои знания.

Древесина – ценный и широко используемый

конструкционный материал. Но для того чтобы грамотно использовать его, необходимо знать его свойства

Виды продукции из древесины


Вид обработки


продукция

Рабочие профессии


Механическая (резание)

Пиломатериалы, двери, мебель, бочки, плиты, игрушки, окна, паркет, вагонка.


Станочник-распиловщик, оператор по деревообработке.


Химическая ( разложение)

Бумага, картон, фотопленка, кинопленка, покрышки, резиновая обувь.


Варщик целлюлозы, оператор-пресовщик, вулканизаторщик.




Термическая (разложение)

Скипидар, масло, спирт, канифоль.


Аппаратчик гидролиза, аппаратчик разложения древесины.




Виды лесоматериалов и их применение. Лесная деревообрабатывающая промышленность.

Лесная промышленность Федеральной лесной службы России сосредоточена в лесхозах и лесничествах.

Лесхозы организуют и осуществляют необходимую рубку леса и отпускают его заготовителям; в местах вырубок производят новые посадки, собирают семена деревьев и выращивают молодые саженцы; охраняют лес от пожаров, заготавливают грибы и ягоды.

Лесхозы занимаются переработкой низкосортной древесины, корней, листьев и хвои.

Во всех этих производствах заняты инженеры и рабочие различных специальностей:

Машинисты лесоповалочных и лесопосадочных машин, водители погрузчиков, вальщики леса.

Лесничества ведают охраной и выращиванием леса. Работой лесников – руководят лесничие.

Деревообрабатывающая промышленность занимается производством пиломатериалов, плит, различных изделий из древесины (таб. 1) Здесь работают люди таких профессий, как рамщики, станочники, столяры, плотники и др.

Каждое растущее дерево создает вокруг себя микроклимат, где во взаимосвязи развивается растительный и животный мир.

Деревья вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ.

Для использования в строительстве и изготовления различных изделий заготовляют только спелую древесину, возраст которой составляет, в зависимости от породы, от 80 до 120 лет. Спелость древесины определяет – таксаторы. Спиливают древесину вальщики леса бензомоторными (рис.1).
Цепные пилы: а - электрическая, б- бензоматорная.


На рис.2 вы можете увидеть как ствол дерева распиливается на определенные части.
Поперечная распиловка хлыста и получаемые лесоматериалы.

А - хлыст, б- бревно, в- кряж, г- чураки.



Прочитайте параграф. В конце параграфа вы увидите оранжевый знак вопроса?

Знак вопроса обозначает, что нам предлагают ответить на вопросы для закрепления изученного материала.

Ребята, прочитав весь материал по теме, давайте ответим на вопросы.
Этот знак предлагает сделать вам практическую работу.
3. Практическая работа «Определение размера пиломатериала».

1. Измерь линейкой диаметры лесоматериала в вершинной части отреза во взаимно перпендикулярных направлениях и вычисли средний диаметр.
2. Измерте длину лесоматериала и запишите в тетрадь.

Таблица №1


п /п

Дерево

диаметр

длина

объем

1










2










3















10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Рабочие профессии.

Лесоматериал

Подготовить устный развернутый ответ на вопросы:
Какие правила безопасности нужно соблюдать на занятиях по технологии?


  • Какими свойствами обладает и где применяется древесина?




Учащиеся составляют ассоциативную карту.

Бумага А4



5 мин.

V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о сказке. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма»)

Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.



стикеры
фишки



2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.





дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями










рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.
2.


1.
2.