Файл: 3 Право государств Древнего Востока имеет следующие цели.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(МУБиНТ)» ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по учебной дисциплине История государства и права зарубежных стран ТЕМА 3. ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ТЕМА № 3. ПРАВО ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Практическое занятие по теме № 3 Право государств Древнего Востока имеет следующие цели
1. Выработка практических умений и приобретение навыков в применении методов, методики техники научно-исследовательской работы по проблемам занятия.
2. Выработка практических умений и приобретение навыков в решении учебных задач, выполнении творческих заданий, разработке и оформлении служебных документов, в использовании современных информационных образовательных технологий. Выполнение задания возможно потрем уровням
1. Базовый уровень – необходимо дать развернутый ответ на все задания из вопросов на самопроверку.
2. Повышенный уровень – необходимо дать ответ натри из пяти заданий из вопросов на самопроверку и выполнить практическое задание по одному из проблемных вопросов.
3. Высокий уровень – необходимо дать развернутый ответ на все задания из вопросов на самопроверку и выполнить практическое задание по одному из проблемных вопросов в соответствии с предъявляемыми требованиями. В соответствии с выбранным уровнем задания и правильностью его выполнения определяется оценка уровня усвоения учебного материала поданной теме Базовый уровень – удовлетворительно Повышенный уровень – хорошо Высокий уровень – отлично
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные черты права Древнего Востока. Ответ
1. основным источником являлся обычай
2. тесная связь права с религией
3. недифференцированность права
4. узкая сфера действия права
5. формализм и символизм правовых действий
6. казуалистичность права
7. консерватизм права особая жестокость наказаний.
2. Охарактеризуйте судоустройство и судопроизводство Древнего Египта. Ответ Древнеегипетский суд являлся неотъемлемой частью государственного управления в качестве судей выступали чиновники. Высшим судьей был соответственно глава государственного аппарата — тжати. По этой причине в древнеегипетском языке не сложилось терминов, специально предназначенных для обозначения суда. И при характеристике судоустройства Древнего Египта можно говорить лишь об органах государственного управления, которые наряду с административными, исполняли также судебные функции.
Высший суд воплощал царь. Его судебная функция вытекала из его царской должности, предполагавшей поддержание маат — природного и общественного порядка, устроенного на началах божественной справедливости и разумности. Место, где он вершил суди объявлял об изданных законах или назначениях высших должностных лиц, именовалось залом Хора. Сохранилось, правда, мало документов, показывающих, как именно верховный властитель судил. Это заставляет думать, что
древнеегипетский царь был скорее символом верховного правосудия, нежели действительным его вершителем.
Реально действовавшим высшим судом являлся в Древнем Египте суд тжати. Данный факт подтверждается многими документами. В инструкциях или наставлениях своим тжати фараоны неизменно призывали их проявлять особую заботу о правосудии.
В документах эпохи Нового царства наиболее распространенными обозначениями государственных органов, вершивших суд, стали названия со словом «кенбет (knb-t)». Суд, заседавший в столице, назывался Великим кенбетом». В его состав входили высшие сановники, а председательствовал на нем тжати. Некоторые тексты свидетельствуют, что Великий кенбет мог давать обязательные для выполнения распоряжения нижестоящим судам. Например, какому-нибудь городскому кенбету или кенбету округа. На местах тоже были свои кенбеты — местные административные органы с судебной функцией. Все кенбеты являлись коллегиальными органами в них заседало от восьми до четырнадцати человек. Они небыли знатоками права, ново всех кенбетах была предусмотрена должность писца, который фактически готовила нередко и вел судебные заседания, одновременно фиксируя то, что на них говорилось. Помимо чиновников гражданского управления в кенбеты входили служащие храмов. При этом жрецы высокого ранга входили в Великий кенбет или в кенбеты городов.
Наконец, существовали храмовые кенбеты. Это были, как правило, советы жрецов, управлявшие хозяйствами храмов. В их юрисдикцию входили и дела исключительно светского характера связанные, например, с передачей земельных участков, с наймом на работу, уплатой долга и другими конфликтами по поводу имущества.
Древнеегипетское судопроизводство являлось письменным сочень давних времен. Неслучайно одной из главных фигур в древнеегипетских судах был уже в эпоху Старого царства писец. Многие тексты обнаруживают, — отмечает профессор университета в Тюбингене Шафик Аллам, — что писец
играл удивительно активную роль в юридических процедурах. Он не только получал жалобы, составленные спорящими сторонами, добивающимися возбуждения юридической процедуры, он должен был иногда открыто обвинять лицо, вовлеченное в скандал. Вовремя судебных разбирательств писец не только вел записи, он часто помогал в допросах он мог непосредственно задавать сторонам вопросы, способствующие прояснению их юридической ситуации. Поступая таким образом, он был в поиске истины и его допрос определенно служил правосудии. В процедуре, где в качестве верховного судьи выступал бог, писец также был уполномочен вмешиваться в порядок определения божественного приговора. Когда исследование спорного дела требовало, чтобы факты были проверены на достоверность судящим органом, писец принимал в этом эффективное участие. Каковы основания считать
Хаммурапи выдающимся администратором и законодателем Ответ Во времена Хаммурапи продолжали существовать общинные органы управления, советы старейшин, общинные сходы, осуществлявшие некоторую административную и судебную власть на местах, поддерживавшие общественный порядок. Полномочия таких органов были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функций (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и пр.).
При Хаммурапи купцы осуществляли функции царских агентов. С широким развитием ростовщичества была связана деятельность особых царских чиновников — государственных контролеров.
Лишь при Хаммурапи храмы почти полностью были подчинены царю в административном и хозяйственном отношении он назначал жрецов и администраторов храмов, требовал отчета о хозяйственной деятельности
В системе государственных органов различали центральные и местные органы управления. Существовали наместники царя на Севере и Юге, начальники областей и округов.
При Хаммурапи произошел, отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воины стали получать наделы от царской семьи. Однако сохранялось и общинное ополчение. Профессиональные воины также выполняли полицейские функции.
Вначале VII в. дон. э. халдейский царь Набопаласар (правил в 626–605 гг. до н.э.) сделал Вавилон своей столицей и основал Нововавилонское царство. Государство окрепло при Навуходоносоре II (605–562 гг. дон. э) — сыне
Набопаласара. Навуходоносор много сделал для возвеличивания Вавилона. В
VI в. дон. э. Вавилония была завоевана Персией. Последним ее царем был
Набонид (556–539 гг. дон. э. Именно ему пришлось изведать горечь поражения вавилоняне были разбиты в своей столице. Вовремя осады города персы отвели русло реки в болота, а потом внезапно вторглись по безводному руслу в город, жители которого были захвачены врасплох и не смогли оказать достойного сопротивления. В этой битве погиб и сам Набонид.
4. В чем своеобразие древнеиндийского семейного права Ответ В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, иона становилась его собственностью.
Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.
Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим. Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.
5. В чем своеобразие древнекитайского права и правосудия Ответ В основу законотворчества окончательно легла конфуцианская идеология. Среди особенностей правовой системы в целом можно выделить следующие судебная и административная системы долгое время небыли разделены. Правосудие зачастую вершилось с учетом рекомендаций правителя, объединение понятий "ритуал" и "закон, главенствующая роль наказания в правовой системе, преимущественное внимание к нравственным принципам, а не к политическим формам. Все китайские мыслители были убеждены, что именно нравственные качества правителя являются фактором, определяющим ценность его царствования, и никто никогда не выдвигал точку зрения, что изменение формы правления могло бы помочь установить основанные на добродетели и гуманности принципы. С другой стороны, китайцы не наделяли монарха божественными атрибутами и не отрицали за подданным всех прав, кроме права на существование, и всех обязанностей, кроме слепого повиновения. Их концепция монархии была более близка к существовавшей в средневековой Европе. Над правителем, который не был богом, существовало тянь, Небо
или «Шан-ди», Верховный Предок, а земной владыка был лишь их посланником, находившимся сними в отношениях приемного сына, получившего Небесный мандат (тянь мин, опираясь насилу которого, они правил на земле. Этот мандат не был свидетельством божественных прав, неотменяемых и вечных. Он дарован мудрому правителю, чья добродетель дала ему право действовать от имени Неба. Его потомки сохраняли его только постольку, поскольку их добродетель делала их достойными представителями Верховного Предка.
Практическое задание Тематика проблемных вопросов Семья и брак в Древнем Китае. Кроссворд. пр ест шоу. ад. и п
2. прут ни Б з
12. нм ат ер и аль н ы й Р мчи. бинтовали а еж кр. конфуцианских. к 8.
17. фуга. а кур од и теле й соглашение хо о ан ан р нс ем ь им ужало г ь саже н щи на ы
6. детей Вопрос
1. Какой характерный строй был в семье в Древнем Китае
2. Что было символом наказания за непослушание членов семью
3. На каких представлениях о семье основывались брачно-семейные права
4. Традиционный ритуал для ханьского общества, характеризующийся предварительной договоренностью между семьями.
5. По указанию кого в Древнем Китае могли быть заключены браки
6. Кого в Древнем Китае мог продать отец
7. Что грозило мужу если он безосновательно требовал развода

8. Семейно-родовое объединение с общим предком по мужской линии.
9. Кто не имел прав в браке на общесемейную собственность
10. Что делали с ногами девочек для того, чтобы они приобретали дугообразную форму
11. Какой социальный фактор играл при выборе жениха или невесты под принципом соответствие пары
12. Как назывались парадные головные уборы у женщин в Древнем Китае
13. На основании какого документа заключался брак семьями жениха и невесты
14. Если женщине (супруге) удавалось умертвить себя, то кому могла отомстить семья родственников погибшей
15. Муж мог убить жену о остаться без наказания, при условии, если жена совершила
16. Сообщение о преступление это
17. Каким иероглифом обозначалось слово отец
18. В какой династии допускался брак между родственниками
19. С этими людьми нельзя было в Древнем Китае вступать в брак.
20. Сколько браков могла иметь женщина в Древнем Китае
Список литературы
1. Васильев КВ. Истоки китайской цивилизации. М Восточная литература РАН, 2008.
2. Васильев Л.С. История Востока. Т. 1-2. М Высшая школа, 2001 3. Кобзев АИ. история Китая. М Восточная литература РАН, 2002.
4. Лисевич И.С. Китай на рубеже древности и средних веков. М, 2009 5. Рубин. АИ. Личность и власть в Древнем Китае. М. Восточная литература РАН, 2009.
6. Переломов Л.С. Община и семья в древнем Китае (III в. до н.э. ― III в. н.э.), ― доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук, М, 1964 7. Древнекитайская философия. М Мысль. Т, 1, 1972. 364 ст Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М Наука, 2000