Файл: 1. История как наука. Понятие исторического источника и его типология.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.
1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе нейтронное оружие.
2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии крылатые ракеты среднего радиуса действия.
3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса, наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство авианосцев.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за 1965-1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против Вьетнама, в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило около тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству деятелей и законных правительств.

2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985 г. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7 раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5 раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики; военные программы НАСА, "звездные войны"; военную помощь другим странам.

3. Не утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".


5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз.

- На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100 баз - вокруг СССР.

6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964- 1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. - Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.
Вопрос 37. Перестройка. Поиск путей модернизации СССР.

Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества. Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

Причины перестройки: Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада. Низкий уровень жизни населения: пост. дефицит продуктов питания и пром. товаров, рост цен «черного рынка»,официальная культура и неофициальная.

Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М. С. Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма.

"УСКОРЕНИЕ" РАЗВИТИЯ

Экономика советского общества к середине 1980-х гг. находилась в предкризисном состоянии. Переводу народного хозяйства на рельсы научно-технической революции мешало господство плановой системы, низкая производительность труда. У нового руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ.
Старт перестройки дал апрельский пленум ЦК КПСС 1985 г. Согласно его решениям, в 1985-1986 гг. реализовывался курс на ускорение социально-экономического развития. Его приоритетными целями являлись техническое перевооружение производства, ускорение научно-технического прогресса, достижение мирового уровня производительности труда. Конкретными мерами ускорения стали концентрация средств в машиностроении, укрепление трудовой дисциплины (борьба с пьянством), ужесточение контроля за качеством продукции (госприемка).
Экономический эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкоголь. "Борьба с пьянством", которую повела команда Горбачева, имела насильственный характер "революции сверху". Реформирование в 1985-1986 гг. осуществлялось с применением обычных схем государственного управления, поэтому ускорить социально-экономическое развитие не удалось.
Огромный ущерб экономике страны был нанесен в 1986 г. в результате Чернобыльской катастрофы. 26 апреля 1986 г. во время испытаний турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС.  В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг АЭС создана 30-км зона отчуждения, уничтожены и закопаны сотни мелких населённых пунктов.

Неудача курса "ускорения"  побудила Горбачева принять экономическую реформу 1987 г. в надежде объединить социализм и рынок.  Широкими правами наделялись предприятия (Закон "О государственном предприятии", 1987 г.), часть из них была переведена на хозрасчет и самоуправление. Центральные планирующие организации определяли контрольные цифры хозяйственного развития и размеры государственного заказа. Руководство предприятий должно было искать сбыт для производимой продукции и самостоятельно решать, как распорядиться полученной прибылью. Тем самым руководство страны надеялось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием рыночных механизмов в рамках командно-административной системы.

Частичная децентрализация производства принесла некоторые положительные результаты. Так, показатели советской экономики несколько возросли благодаря росту инвестиций. Однако перемены сопровождались нехваткой продовольствия и товаров народного потребления, увеличением бюджетного дефицита (в 1986 г. он вырос почти втрое).

Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии, нарастающий финансовый кризис привели Горбачева к мысли о необходимости более радикальных экономических реформ. Выход из сложной ситуации виделся экономистам, хозяйственникам и политической элите в легализации частной собственности. В конце 1986 г. был принят Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" (ИТД), в мае 1988 г. - Закон "О кооперации". Колхозники получили возможность создавать арендные и подрядные коллективы, использовать наемный труд. Однако налоги, которые должны были платить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода. Капиталы "теневой экономики" были направлены в кооперативное движение.

В стране появились первые советские миллионеры (А. Тарасов). Многие из них практиковали не производство, а скупку-продажу товаров (скупали у государственных предприятий товары, а затем перепродавали по завышенной цене). Одновременно в страну хлынул поток импортных товаров, конкуренции с которыми советская промышленность выдержать не могла.


I Съезд народных депутатов СССР (май-июнь 1989) постановил начать переход к новой модели экономического развития. Она предполагала сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отношений собственности и становление рынка. 

В 1989 г. вышло постановление Совмина СССР "Об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР". Трудовой коллектив получил право брать в аренду свое предприятие.

В 1990 г. было принято постановление Совмина СССР " О мерах по созданию и развитию малых предприятий". Данные предприятия имели определенный юридический статус, получали в рамках большого предприятия определенную самостоятельность. Их можно было создавать во всех отраслях народного хозяйства на основе любых форм собственности, включая смешанные. 

В 1991 г. был принят Закон "Об общих началах предпринимательства в СССР". Он должен был создать экономические и правовые условия для развития в стране частного предпринимательства. Началась реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Росло привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные предприятия.

В эти годы появились первые фермерские и частные крестьянские хозяйства. Они производили около 1% всей сельскохозяйственной продукции. 

Экономическая реформа не изменила положение дел в народном хозяйстве. Напротив, в 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Росли размеры дефицита госбюджета ( в 1988-1989 гг. -100 млрд рублей) и безработица (в начале 1990 г. - 6 млн человек).

В 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление "О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике". Были разработаны проекты антикризисных программ, которые представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. "Программа 500 дней"  (авторы - группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским)  предусматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию, снятие государственного контроля за ценами и регулируемую безработицу. Ее составители обещали в течение пятисот дней вывести страну из экономического кризиса.

Однако Горбачев выбрал для реализации более умеренный план, разработанный под руководством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина, и главы правительства Н. И. Рыжкова. Программа Рыжкова -  Абалкина предусматривала сохранение на более длительный срок государственного сектора в экономике, контроль со стороны государства над складывающимся частным сектором. 


Экономические реформы сопровождались резким сокращением производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, уменьшением реальных доходов населения. Во время их проведения остановилось решение ряда социальных проблем: жилищной, продовольственной, экологической. Падение уровня жизни вызывало различные формы социального протеста. Так, в конце 1980-х гг. волна забастовок охватила шахты Кузбасса и Донецкого угольного бассейна.