ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обществознание 8 класс.
Тема: Экономика и её роль в жизни общества.
Цель: определить понятие «экономика»; рассмотреть потребности и ресурсы; охарактеризовать проблему ограниченности ресурсов; определить свободные экономические блага; экономический выбор и альтернативную стоимость.
Планируемые результаты. Предметные: обучающиеся определяют понятие «экономика»; находят причинно-следственную связь между потребностями и экономическими процессами; называют источники получения жизненных благ; аргументируют, почему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми; характеризуют сложность экономического выбора; рассказывают, как определить альтернативную стоимость выбора. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Личностные: осознание, что от уровня экономического развития зависит уровень благосостояния общества.
Оборудование: проектор, презентация по теме урока.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока..I. Организационный момент.
II. Актуализация темы.
Люди ходят на базар: Там дешевле весь... (Товар) На товаре быть должна Обязательно... (Цена) Как ребёнка нет без мамы, Сбыта нету без... (Рекламы) Чуть оплошаешь - так в тот же момент Рынок захватит весь твой... (Конкурент) Коль трудился круглый год, Будет кругленьким... (Доход) Журчат ручьи, промокли ноги, Весной пора платить... (Налоги) Дела у нас пойдут на лад: Мы в лучший банк внесли свой... (Вклад) Приносить доходы стал В банке папин... (Капитал) На рубль - копейки, на доллары - центы, Бегут-набегают в банке... (Проценты) | Мебель купили, одежду, посуду. Чтобы дом купить я смог, Взял кредит, внеся... (Залог) И врачу, и акробату Выдают за труд ... (зарплату) В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает ...» (инфляция) Чтобы партнёров не мучили споры, Пишут юристы для них ... (договоры) Стал владельцем, братцы, я – Вот завода ... (акция) Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт ... (банкир) В море коварном товаров и цен Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен) Расчёт зарплаты - знать пора – Проводят в срок ... (бухгалтера) Мебель, хлеб и огурцы Продают нам ... (продавцы) За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт ... (кассир) |
III. Изучение нового материала.
Экономика - (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος «ном, территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.
Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества.
Выписать из словаря в тетрадь определение термина «экономика».
1.Потребности и ресурсы.
Потребности – это нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом. Естественные, социальные, экономические, духовные.
Виды потребностей.
С точки зрения необходимости и пользы:
-
подлинные (разумные, истинные)— это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития (духовные). -
Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически (алкоголизм, наркомания, тунеядство)
Виды потребностей.
-
биологические— естественные, врождённые, природные (еда, воздух, сон, воспроизводство и др.); -
материальные (жилище, одежда, украшения и др.) -
социальные (общение, оценка обществом деятельности человека, труд.) -
духовные — познавательные, культурные, идеальные (учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.)
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.
Первичные потребности.
-
Физиологические (удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность) -
Экзистенциальные ( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)
Вторичные потребности.
-
Социальные (потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности) -
Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост.) А. Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно. -
Духовные (самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)
Человеческие потребности имеют ряд особенностей:
-
все потребности взаимосвязаны -
невозможно удовлетворить все потребности -
безграничность потребностей -
потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.
А как же соотнести наши потребности с ресурсами?
Что такое ресурсы?
Ресурсы – (от франц. Ressourse – вспомогательное средство) - ценности, запасы, возможности.
Вот этих вспомогательных средств, к сожалению, всегда не хватает.
Возникает такое понятие как ограниченность ресурсов.
Самостоятельная работа с текстом учебника: стр. 144 найдите и запишите в тетрадь это определение.
Ресурсы делятся на две не совсем равные части:
-
Восполняемые (леса) -
Невосполнимые (полезные ископаемые)
Что же нам делать? Ведь наступит момент, когда потребности перегонят ресурсы и тогда наша экономика просто встанет.
2.Блага – это то, что является полезным для человека, служит удовлетворению его потребностей.
Свободные блага (общедоступные). Эти блага не требуют производственных затрат и люди могут пользоваться ими бесплатно. Но таких благ мало и порой они бывают условны. Можно поехать в горы, путешествовать по лесам. Например, в перенаселённом Токио жителям могут предложить очищенный воздух за плату. Но эти блага не могут удовлетворить все наши потребности.
Большинство благ создаёт себе сам человек. И порой эти потребности в благах появляются с изменением общества и прогрессом. Разве есть, какая то потребность играть в компьютерные игры? Да нет. Появилась возможность - появилась и потребность. Вся человеческая индустрия направлена на удовлетворение этих потребностей, этих вызовов. И поэтому вторая группа благ – это экономические блага. Да мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчил нашу жизнь. И это процесс не остановим. И этот процесс создания человеческих благ будет продолжаться всегда.
3.Экономический выбор и альтернативная стоимость
Как же обеспечить рост благосостояния общества в условиях ограниченности ресурсов?
-
Кооперация – способность людей объединять свои усилия ради достижения общей задачи. -
Разумный выбор – разумный, расчётливый. -
Альтернативная стоимость – это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.
Таким образом, да человеческие потребности безграничны. Мы всегда хотим что-то хотим и это не остановить. «Всех много, а всего мало». Это вопрос не разрешим в экономике. Но человек научился кооперироваться и делать выбор. Но о том, как это действует, мы поговорим на следующем уроке.
IV.Рефлексия. Закрепление изученного материала. ? с.150 Рубрика «Проверь себя»
-Что из рассмотренного больше всего запомнилось? Почему?
V.Д/З: Прочитать §17. Знать определение терминов и понятий
темы урока.
*Рубрика «В классе и дома» задание № 2.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.