Файл: Нет сквернословию!.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный час

Дата: 20.05.2022

Класс: 1 «Г»

Учитель: Никитина Е.В

Тема: Нет сквернословию!

Цель: развитие осознанной потребности употребления в речи позитивных слов.

Задачи:

- раскрыть смысл понятия «сквернословие»;

- вызвать учащихся на размышление о роли слова в жизни человека;

- воспитывать культуру речи.

Ход занятия

1.Начало урока

-  Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, коснитесь ладошками. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

- Сейчас давайте покажем друг другу наше настроение.

- Я рада что у всех хорошее настроение, надеюсь, что оно сохранится до конца урока.

2.Середина урока

- Начать наш урок я хочу с просмотра небольшого мультфильма. «Плохое слово»

- О ком этот мультфильм? (о свинке)

- Подумайте над просмотренным мультфильмом и скажите, этот мультфильм добрый и поучительный или в нем что-то не так? (в этом мультфильме есть серьезная проблема)

- Сегодня мы с вами поговорим об этой проблеме. Тема нашего занятия «Нет сквернословию!»

- Как вы понимаете слово «сквернословие»?

Сквернословие – это употребление в своей речи неприличных, непристойных слов, выражений.

- Что значит непристойные и неприличные слова?

Это брань, ругань нецензурными словами, ругательство матом.

- Ребята, сегодняшний наш классный час посвящён одной из самых важных, и в то же время трудных тем. Сегодня мы с вами коснемся очень больной темы, волнующей не только нас, но и окружающее нас общество. Сегодня сквернословие используют в своей речи школьники, молодые люди, взрослые люди. Также мы часто слышим эти слова с экранов телевизоров и телефонов. И к сожалению, очень часто люди применяют эти слова в своей речи, не разобравшись в их значении, а значение у этих слов как нам всем известно не очень хорошее.

- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на один очень важный вопрос.

- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Дикарь».


Дикарь

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.              

Пусть лексикон дикарский пуст, -

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого «шаг-матиста».

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.          

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале -

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный «мате-матик».

- Что же такое мат? Мат – это неприличная, оскорбительная брань.

- Ребята, а у нас в школе есть такие дикари? (Ответы детей)

- А в классе у нас имеются такие дикари?

- К большому сожалению в нашем с вами классе имеются такие детки и это наша с вами очень большая проблема.

- Скажите хорошо ли это, или плохо? (это очень плохо)

- Посмотрите внимательно на доску, есть такое выражение как «не отравляйте жизнь сквернословием!»

- Как вы его понимаете, почему сквернословие отравляет нашу жизнь?

Сквернословие действительно отравляет нашу жизнь, ведь если мы будем постоянно употреблять нецензурную брань в своей речи, и тем более по отношению к другим людям, то есть оскорблять кого-то, то общество, окружающие нас люди отвернутся от нас и вовсе перестанут с нами общаться.

- Представьте такую ситуацию, вы играете на площадке и к вам подходит мальчик или девочка и начинает при вас нецензурно выражаться оскорблять вас и возможно даже вашу семью, вам будет приятно? (конечно нет)

- Какое мнение у вас сложится об этом мальчике или девочке?

Человек применяющий в своей речи нецензурную брань вызывает отвращение, показывает свою невоспитанность и глупость. Человек употребляющий нецензурную брань – человек не уважающий не только окружающих людей, но и себя самого. Так как из-за каких-то абсолютно не нужных и некрасивых слов он обрекает себя на то, что другие люди от него отворачиваются и не желают общаться с таким человеком.

Есть даже выражение, которое это доказывает. «Речь – это показатель ума»

- Есть люди которые не используют сквернословие в своей речи, но применяют его при каких-то конфликтах или недопониманиях. Правильно ли это? (нет, ведь от этого ситуация станет только хуже)


- Скажите, что нужно делать в таких ситуациях? (нужно разрешить конфликт, выяснить проблему и найти правильные пути решения, и конечно же для этого нужно употреблять в своей речи хорошие слова)

- Какие хорошие слова вы знаете?

Работа в группе.

Составляют кластер.





Хорошие и добрые слова

Группа выходит к доске и зачитывает добрые слова.

Учитель вывешивает на доске буклет «Уроки вежливости, где расписаны ситуации и вежливые слова к ним»

Работа в группе. Восстанови пословицу и объясни, как ты ее понимаешь.

1 Группа.

С матом дружен – никому не нужен.

Сквернословить позабудешь – умен, любим и нужен будешь.

Зачитывают получившиеся пословицы, объясняют их значения.

- Ребята какой вывод мы свами можем сделать из данной беседы? (сквернословие – это очень плохо. Мы против мата) На доске картинка стоп мат.

Раздача буклета по профилактике сквернословия.

  • Не употребляй в собственной речи сквернословий

  • Осознавай, цени и береги свой авторитет, поддерживай имидж достойного человека

  • Не бойся противостоять среде, противодействуй употреблению мата в твоем присутствии

  • Научись просить прощения и прощать. Сам избегай обид и конфликтов

  • Тренируйся в вежливой и красивой речи, подбирай выражения в критические моменты

  • Искренне люби людей, бойся их обидеть! Будь разборчив в выборе друзей.

  • Читай хорошую литературу, расширяй запас слов для выражения эмоций

Конец урока

«Мирительный круг»


- Сейчас я попрошу вас всех выйти на середину класса встать вкруг и взяться за руки.

- ребята, в начале урока мы с вами сказали, что у нас в классе есть данная проблема, а также у нас иногда случаются и конфликты среди одноклассников поэтому наш круг называется мирительный, от слова мириться. Сейчас мы с вами простим друг другу все недопонимания и обиды, а также дадим клятву отказаться от сквернословия.

Клятва:

Мы, ученики 1 «Г» класса клянемся

- Никогда не обижать друг друга, всегда помогать и поддерживать в трудную минуту одноклассников

- Клянемся всегда говорить только хорошие, добрые и правильные слова

- Клянемся никогда не употреблять в своей речи оскорбительные и неприличные слова

Клянемся, клянемся, Клянемся

МЫ СТАВИМ УСЛОВИЕ – ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ!

- Молодцы ребята. Скажите, изменилось ли ваше отношение к сквернословию?

- Трудно ли отказаться от плохих слов?

- Давайте договоримся если вдруг вы сомневаетесь и не знаете, как выразить свои эмоции, какими словами их выразить то вы всегда будете обращаться к словарям «Азбука вежливости» и «Спасибо, здравствуйте, пожалуйста»