ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классный час
Дата: 20.05.2022
Класс: 1 «Г»
Учитель: Никитина Е.В
Тема: Нет сквернословию!
Цель: развитие осознанной потребности употребления в речи позитивных слов.
Задачи:
- раскрыть смысл понятия «сквернословие»;
- вызвать учащихся на размышление о роли слова в жизни человека;
- воспитывать культуру речи.
Ход занятия
1.Начало урока
- Ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, коснитесь ладошками. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
- Сейчас давайте покажем друг другу наше настроение.
- Я рада что у всех хорошее настроение, надеюсь, что оно сохранится до конца урока.
2.Середина урока
- Начать наш урок я хочу с просмотра небольшого мультфильма. «Плохое слово»
- О ком этот мультфильм? (о свинке)
- Подумайте над просмотренным мультфильмом и скажите, этот мультфильм добрый и поучительный или в нем что-то не так? (в этом мультфильме есть серьезная проблема)
- Сегодня мы с вами поговорим об этой проблеме. Тема нашего занятия «Нет сквернословию!»
- Как вы понимаете слово «сквернословие»?
Сквернословие – это употребление в своей речи неприличных, непристойных слов, выражений.
- Что значит непристойные и неприличные слова?
Это брань, ругань нецензурными словами, ругательство матом.
- Ребята, сегодняшний наш классный час посвящён одной из самых важных, и в то же время трудных тем. Сегодня мы с вами коснемся очень больной темы, волнующей не только нас, но и окружающее нас общество. Сегодня сквернословие используют в своей речи школьники, молодые люди, взрослые люди. Также мы часто слышим эти слова с экранов телевизоров и телефонов. И к сожалению, очень часто люди применяют эти слова в своей речи, не разобравшись в их значении, а значение у этих слов как нам всем известно не очень хорошее.
- Сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на один очень важный вопрос.
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Дикарь».
Дикарь
Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.
Пусть лексикон дикарский пуст, -
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого «шаг-матиста».
Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.
А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале -
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный «мате-матик».
- Что же такое мат? Мат – это неприличная, оскорбительная брань.
- Ребята, а у нас в школе есть такие дикари? (Ответы детей)
- А в классе у нас имеются такие дикари?
- К большому сожалению в нашем с вами классе имеются такие детки и это наша с вами очень большая проблема.
- Скажите хорошо ли это, или плохо? (это очень плохо)
- Посмотрите внимательно на доску, есть такое выражение как «не отравляйте жизнь сквернословием!»
- Как вы его понимаете, почему сквернословие отравляет нашу жизнь?
Сквернословие действительно отравляет нашу жизнь, ведь если мы будем постоянно употреблять нецензурную брань в своей речи, и тем более по отношению к другим людям, то есть оскорблять кого-то, то общество, окружающие нас люди отвернутся от нас и вовсе перестанут с нами общаться.
- Представьте такую ситуацию, вы играете на площадке и к вам подходит мальчик или девочка и начинает при вас нецензурно выражаться оскорблять вас и возможно даже вашу семью, вам будет приятно? (конечно нет)
- Какое мнение у вас сложится об этом мальчике или девочке?
Человек применяющий в своей речи нецензурную брань вызывает отвращение, показывает свою невоспитанность и глупость. Человек употребляющий нецензурную брань – человек не уважающий не только окружающих людей, но и себя самого. Так как из-за каких-то абсолютно не нужных и некрасивых слов он обрекает себя на то, что другие люди от него отворачиваются и не желают общаться с таким человеком.
Есть даже выражение, которое это доказывает. «Речь – это показатель ума»
- Есть люди которые не используют сквернословие в своей речи, но применяют его при каких-то конфликтах или недопониманиях. Правильно ли это? (нет, ведь от этого ситуация станет только хуже)
- Скажите, что нужно делать в таких ситуациях? (нужно разрешить конфликт, выяснить проблему и найти правильные пути решения, и конечно же для этого нужно употреблять в своей речи хорошие слова)
- Какие хорошие слова вы знаете?
Работа в группе.
Составляют кластер.
Хорошие и добрые слова
Группа выходит к доске и зачитывает добрые слова.
Учитель вывешивает на доске буклет «Уроки вежливости, где расписаны ситуации и вежливые слова к ним»
Работа в группе. Восстанови пословицу и объясни, как ты ее понимаешь.
1 Группа.
С матом дружен – никому не нужен.
Сквернословить позабудешь – умен, любим и нужен будешь.
Зачитывают получившиеся пословицы, объясняют их значения.
- Ребята какой вывод мы свами можем сделать из данной беседы? (сквернословие – это очень плохо. Мы против мата) На доске картинка стоп мат.
Раздача буклета по профилактике сквернословия.
-
Не употребляй в собственной речи сквернословий -
Осознавай, цени и береги свой авторитет, поддерживай имидж достойного человека -
Не бойся противостоять среде, противодействуй употреблению мата в твоем присутствии -
Научись просить прощения и прощать. Сам избегай обид и конфликтов -
Тренируйся в вежливой и красивой речи, подбирай выражения в критические моменты -
Искренне люби людей, бойся их обидеть! Будь разборчив в выборе друзей. -
Читай хорошую литературу, расширяй запас слов для выражения эмоций
Конец урока
«Мирительный круг»
- Сейчас я попрошу вас всех выйти на середину класса встать вкруг и взяться за руки.
- ребята, в начале урока мы с вами сказали, что у нас в классе есть данная проблема, а также у нас иногда случаются и конфликты среди одноклассников поэтому наш круг называется мирительный, от слова мириться. Сейчас мы с вами простим друг другу все недопонимания и обиды, а также дадим клятву отказаться от сквернословия.
Клятва:
Мы, ученики 1 «Г» класса клянемся
- Никогда не обижать друг друга, всегда помогать и поддерживать в трудную минуту одноклассников
- Клянемся всегда говорить только хорошие, добрые и правильные слова
- Клянемся никогда не употреблять в своей речи оскорбительные и неприличные слова
Клянемся, клянемся, Клянемся
МЫ СТАВИМ УСЛОВИЕ – ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ!
- Молодцы ребята. Скажите, изменилось ли ваше отношение к сквернословию?
- Трудно ли отказаться от плохих слов?
- Давайте договоримся если вдруг вы сомневаетесь и не знаете, как выразить свои эмоции, какими словами их выразить то вы всегда будете обращаться к словарям «Азбука вежливости» и «Спасибо, здравствуйте, пожалуйста»