Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Литература Практическое задание 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.
Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.
Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
Исходя из данного отрывка, мы без сомнения понимаем, что главной темой произведения является любовь. Любовь – самое лучшее и светлое чувство, которое доводится испытывать человеку. Один из главных героев, Николай Алексеевич, предстает перед нами с первых строк данного отрывка, как с иголочки. Сразу становится ясно, что герой соответствует своему статусу. ( в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами, в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели..).
Героиня с которой встречается Николай Алексеевич – Надежда. Женщина лет за сорок, когда-то знавшая нашего героя, предстает перед нами в довольно опрятном виде и «..красивой не по годам женщиной...». Из разговора мы понимаем, что герои были знакомы задолго до этой встречи. Читая отрывок, невольно испытываешь симпатию к героине. Она прямолинейна, честна, откровенна и не пытается увиливать от ответов.
Важную роль в любом произведении играют описание состояния человека, небольшие подробности, художественные детали. Так, при встрече с Надеждой сердитый Николай Алексеевич вдруг воспарял духом, приосанился, от его усталости не осталось и следа.
Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения.
Автор смог в небольшом рассказе уместить огромный временной отрезок, раскрыть духовный мир персонажей.
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.
Задание 6. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:
-
В чём особенности композиции (построения) стихотворения?
Композиция в произведении линейная. Стихотворение можно разделить на 4 части.
- воспоминание о матери
- воспоминание об отце
- печаль о том, что расставание не скоро закончится
- сравнение самого поэта с кленом
2. Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?
Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его
развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери.
Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”.
-
Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?
Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.
Произведение | Обоснование ответа |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | В произведении изображена Отечественная война. Так же как и в произведении Шолохова, Толстой показывает нравственный путь главных героев. |
М.А. Шолохов «Судьба человека» | В произведении изображена ВОВ. Главные герои этих двух текстов обретают смысл в ребенке. Финале общее то, что оба героя прошли через жестокие испытания, мучения, но не сдались, перетерпели все и нашли смысл жизни |
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» | Автор описал события Крымской войны. Толстой говорит, как в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли. Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть. |
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» | Автор рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди. |
А. А. Блок «Двенадцать» | В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее. |
Пермь - 2023