Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области социальнопедагогической деятельности) Дисциплина Литература Практическое задание 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 5(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.

Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.

Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
Исходя из данного отрывка, мы без сомнения понимаем, что главной темой произведения является любовь. Любовь – самое лучшее и светлое чувство, которое доводится испытывать человеку. Один из главных героев, Николай Алексеевич, предстает перед нами с первых строк данного отрывка, как с иголочки. Сразу становится ясно, что герой соответствует своему статусу. ( в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами,  в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели..).

Героиня с которой встречается Николай Алексеевич – Надежда. Женщина лет за сорок, когда-то знавшая нашего героя, предстает перед нами в довольно опрятном виде и «..красивой не по годам женщиной...». Из разговора мы понимаем, что герои были знакомы задолго до этой встречи. Читая отрывок, невольно испытываешь симпатию к героине. Она прямолинейна, честна, откровенна и не пытается увиливать от ответов.

Важную роль в любом произведении играют описание состояния человека, небольшие подробности, художественные детали. Так, при встрече с Надеждой сердитый Николай Алексеевич вдруг воспарял духом, приосанился, от его усталости не осталось и следа. 

Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения.

Автор смог в небольшом рассказе уместить огромный временной отрезок, раскрыть духовный мир персонажей.

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Задание 6(максимальное количество баллов – 4 баллов)

Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина «Я покинул родимый дом» и выполните задания:

  1. В чём особенности композиции (построения) стихотворения?

Композиция в произведении линейная. Стихотворение можно разделить на 4 части.

- воспоминание о матери

- воспоминание об отце

- печаль о том, что расставание не скоро закончится

- сравнение самого поэта с кленом

2.  Как движется взгляд лирического героя? Что переживает лирический герой?

Лирический герой стихотворения и образ автора в данном произведении едины, их практически невозможно разделить. Есенин рассказывает нам именно о себе, своей судьбе, личных переживаниях и воспоминаниях. В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его
развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери.
Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго еще “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клен головой на меня похож”.

  1. Обратите внимание на систему повторов в поэтической речи. Какой эффект они создают, чему служат?

Задание 7. (максимальное количество баллов – 3 баллов)

В каких произведениях русских писателей, поэтов звучит военная тема и что сближает эти произведения с «Тихим Доном » М.А. Шолохова? Перечислите не менее 5 произведений, укажите автора, обоснуйте свой ответ.

Произведение

Обоснование ответа

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В произведении изображена Отечественная война. Так же как и в произведении Шолохова, Толстой показывает нравственный путь главных героев.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В произведении изображена ВОВ. Главные герои этих двух текстов обретают смысл в ребенке. Финале общее то, что оба героя прошли через жестокие испытания, мучения, но не сдались, перетерпели все и нашли смысл жизни

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

Автор описал события Крымской войны. Толстой говорит, как  в страданиях погибают люди, издавая жуткие стоны и вопли.  Л. Н. Толстой, как и М. А. Шолохов, в очередной раз доказал: война несет боль, горе и смерть.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Автор рассказал о бесчинствах, происходящих после завоевания Пугачевым крепости. Бандиты убивали мирных жителей, грабили имущество и занимали их дома. Так и в романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» красноармейцы пришли «на Мелеховский баз», застрелили собаку и угрожали Григорию. В обоих произведениях показан беспредел военных, от которого страдают простые люди.

А. А. Блок «Двенадцать»

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» рассказано о революции, которая приносит людям только смерть и страдания. Красногвардейцы из «Тихого Дона» также пугают жителей, портят их имущество и убивают. В обоих произведениях революционеры не помогают людям, а лишь делают их жизнь тяжелее.


 


Пермь - 2023