Файл: 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Собственно поисковый, преобразующий этап работы связан с введением в педагогический процесс запланированных новшеств, нововведений, или инноваций. Его содержание специфично, за­висит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, осо­бенностей предполагаемых нововведений, степени готовности практики к их восприятию. Если работа достаточно объемна и про­должительна, ее полезно разделить на подэтапы. На каждом по-дэтапе определяется содержательная сторона нововведений (что вносится, каковы «носители» нового), временные рамки и техно­логии нововведений. Это может быть, например, разработка и оп­робование новых программ обучения, освоение нетрадиционных технологий или методик (обучение на основе диалога отечествен­ной и зарубежных культур, типологический подход к дифферен­цированному обучению, использование метода погружения и т. д.), способов стимулирования и оценивания успехов в обучении, вос­питании и развитии учащихся, изменений в системе образова­ния, в способах управления.

Уточнение логики и процедуры данного этапа исследования так­же связано с результатами предшествующего этапа. Если, скажем, выявилось негативное отношение к перепрофилированию школы у части родителей, то следует запланировать и провести с ними разъяснительную работу, изменить профилирование таким обра­зом, чтобы все или большинство учащихся могли найти интере­сующий их профиль или соответствующие их возможностям усло­вия обучения.

Прогнозирование результатов. Речь идет о процедуре, анало­гичной той, которая используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное преобразование объекта, построе­ние модели потребного будущего. Быть может, именно на этом этапе проявятся, оформятся конструктивные элементы замысла, промелькнет та «искра», которая придаст импульс дальнейшей работе. Это может быть оригинальный подход (например, раздель­ное обучение мальчиков и девочек по разным программам с уче­том не'сйнхронности их физиологического и интеллектуального созревания), представление о еще не достигнутых, но возможных результатах (школа как очаг культуры, в котором звучат музыка и поэзия, господствуют изысканные манеры и высокое понятие че­сти и достоинства, в котором велика страсть к познанию и поис­ку) и многое другое. Прогностическая функция может осуществ­ляться в индивидуальном творчестве или в коллективной деятель­ности — в виде «мозгового штурма», игры, анализа ситуаций.


Практическое преобразование предполагает «запуск» того нов­шества, ради которого велась вся подготовительная работа: новых предметов, обновленных программ, учебников, технологий и средств обучения и воспитания, иных структур управления, сис­тем аттестации или оплаты труда педагога и т. п. Этот этап преду­сматривает и конкретизацию поручений, оперативную помощь, оптимизацию условий и приведение в действие источников твор­ческого поиска (изучение опыта, знакомство с литературой и т. д.).

Коррекция дальнейшей работы вытекает из анализа полученных результатов и оценки эффективности аппарата и процедур иссле­дования. Вносятся изменения в практическую работу (компенса­ция недостатков, коррекция программ, уточнение тактики инди­видуального подхода и др.), логику и методы исследования.