Файл: Соотношение различных форм непосредственной и представительной демократии в современной Российской Федерации конституционноправовые аспекты.rtf
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выборы могут выступать в качестве одного из важнейших способов легитимации государственной власти. Для этого политической партии (кандидату) необходимо получить поддержку большинства избирателей и оправдывать своей деятельностью на выборных постах представление граждан о том, что органы государственной власти и местного самоуправления образованы на справедливой основе.
Через выборы обеспечиваются стабильность и порядок в государственной и общественной жизни, они позволяют избирателям выразить свою волю. Выборы дают оценку влияния тех или иных политических партий, отдельных кандидатов, показывают настроения избирателей.
Наконец, выборы являются опосредованной формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Не взирая на то, что в современных условиях народные представители (депутаты и выборные должностные лица) зачастую весьма далеки от народа и, как правило, выражают интересы тех политических сил и финансово-промышленных групп, которые участвовали в финансировании их избирательных кампаний, именно выборы сегодня оставляют гражданам возможность участия в политической жизни и позволяют косвенно влиять на тех, в чьих руках находится власть. В этом заключается социально-политическое значение выборов.
Таким образом, теоретическое изучение выборов в системе российского народовластия, несмотря на его несовершенство в современной России, указывает на многофункциональный характер данного института. Сущность и значение выборов проявляются во множестве аспектов: они являются конституционно-закрепленным институтом (формой) непосредственного народовластия, определяют формирование органов народного представительства, выступают средством активизации населения, устанавливают опосредованную обратную связь между гражданами и выборными должностными лицами в Российской Федерации.
Выборы имеют важное значение для обеспечения стабильности существующей политической системы Российской Федерации, воспроизводства и функционирования институтов власти и, с учетом этого, влияют на обеспечение национальной безопасности.
Обеспечение национальной безопасности зависит от эффективности правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений. Особое место в упорядочении общественных отношений
, возникающих в процессе организации и проведения выборов, принадлежит нормативному правовому регулированию. Нормативное правовое регулирование имеет общеобязательный характер для субъектов права и распространяется на все общественные отношения определенного рода или вида. Предназначение нормативного правового регулирования состоит в том, чтобы ввести общественные отношения в рамки, обязательные для всех членов общества, придать им определенную устойчивость, упорядоченность, независимость от произвола отдельных личностей.
В ходе нормативного правового регулирования организации и проведения выборов государство устанавливает общие правила поведения, обязательные для всех участников избирательного процесса (например, правила составления списков избирателей, правила выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов), правила ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании).
Нормативное правовое регулирование представляет собой целенаправленное воздействие компетентных государственных органов на поведение людей и общественные отношения, осуществляемое с помощью правовых норм и обеспечивающее реализацию правовых предписаний путем установления субъективных прав, юридических обязанностей и мер ответственности за неисполнение соответствующих правовых норм.
В плане раскрытия содержания нормативного правового регулирования выборов необходимо исследовать понятие "организация и проведение выборов". Представляется, что основные процедуры организации выборов носят вспомогательный характер, в том или ином объеме обслуживают соответствующие стадии проведения выборов, в то время как собственно проведение выборов обеспечивает функциональную завершенность всей работы по подготовке к выборам. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампании (т.е. начиная со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов) и призвана обеспечивать совершение установленных законом избирательных действий и избирательных процедур, гарантирующих реализацию и защиту конституционного права граждан России избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Наиболее близким к "организации и проведению выборов" является понятие "избирательного процесса". В широком смысле термин "избирательный процесс" совпадает с термином "избирательная кампания". В узком смысле "избирательный процесс" включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов.
Таким образом, анализ института выборов в Российской Федерации и его нормативного правового регулирования в интересах национальной безопасности позволяет сделать следующие основные выводы:
. В соответствии с конституционным законодательством выборы занимают особое место в системе современного народовластия Российской Федерации и носят полифункциональный характер. Выборы можно рассматривать в качестве одной из основ конституционного строя России; высшей формы осуществления непосредственного народовластия; формы реализации конституционного права российских граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; формы реализации конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; процедуры формирования органов народного представительства. Выборы являются одним из важнейших способов легитимации государственной власти.
. Как основа конституционного строя в сфере организации и функционирования государственной власти выборы являются объектом безопасности государства. Периодическое проведение выборов выступает гарантом своевременного воспроизводства институтов государственной власти и местного самоуправления и обеспечивает стабильность конституционного строя. Выборы служат индикатором доверия народа к власти.
В то же время, в силу социально-политической значимости выборов, они являются объектом противоправных устремлений организованных преступных групп, террористических и иных экстремистских организаций и отдельных лиц, а также ряда иностранных государств, направленных на нанесение ущерба национальной безопасности Российской Федерации. Во всем этом заключается социально-политический смысл выборов и их значение для обеспечения национальной безопасности.
. Обеспечение национальной безопасности во многом зависит от эффективности нормативного правового обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации. Нормативное правовое обеспечение национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов представляет собой создание предусмотренных нормативными актами условий и использование правовых гарантий, необходимых для осуществления деятельности в сфере национальной безопасности, связанной с организацией и проведением выборов.
Составляющими нормативного правового обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов являются нормативное правовое регулирование организации и проведения выборов в интересах национальной безопасности и нормативное правовое регулирование деятельности соответствующих субъектов обеспечения безопасности выборов.
Система нормативных правовых актов, регулирующих организацию и проведение выборов в Российской Федерации, включает международный уровень (международные избирательные стандарты), федеральный уровень (Конституция России, федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные акты ЦИК России), уровень субъектов Федерации (конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, законы и подзаконные акты субъектов Федерации (нормативные акты высших органов исполнительной власти и избирательных комиссий) и муниципальный уровень (нормативные акты местного самоуправления).
Анализ данной системы нормативных актов свидетельствует о наличии ряда недостатков и пробелов в нормативном правовом регулировании выборов в интересах национальной безопасности. Недостаточно четко осуществляется разграничение предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, в том числе в сфере выборов. Возрастание роли политических партий в избирательном процессе нуждается в должном отражении прозрачности их финансирования, политической рекламы и установлении ответственности за кандидатов, выдвигаемых по спискам.
Заключение
Подводя итог вышесказанного, необходимо отметить, что народовластие - это сложное, многоплановое понятие, имеющее чрезвычайно богатое и сложное содержание и определенные формы проявления.
Раскрытие этого понятия и форм осуществления прямой (непосредственной) демократии было целью данной работы. В числе задач, которые требовалось решить, было описание и сравнение институтов прямой (непосредственной) демократии, значение этих институтов в жизни общества и каждого отдельного его гражданина.
Итак, было выяснено, что институты прямой демократии, а именно: свободные выборы и референдум, - имеют огромное значение в деле реализации принципа прямого народовластия, без которого ни одно государство не может считаться подлинно демократическим, признающим волю народа (то есть, каждого гражданина в отдельности, так как именно от граждан, в конечном счете, и исходит вся власть) в качестве приоритетной ценности и основного принципа организации власти и управления государством. Вместе с тем, нельзя обойти молчанием тот факт, что нормы Конституции РФ, характеризующие Российскую Федерацию, как демократическое государство, носителем суверенной власти в котором является народ, на практике в полной мере не реализуются, а порой и грубо нарушаются.
Народ все больше отстраняется от реальной власти. Ведь свободные выборы и референдумы, там, где они проводятся, не могут объективно отражать волю народа, поскольку в них обычно участвует незначительная часть избирателей. Достаточно сказать, что при проведении выборов в Государственную Думу в 1995 г. требовалось участие в них только 25% зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.
Низкая избирательная активность граждан на сегодняшний момент является следствием недоверия народа к избираемой власти, неверия в возможность что-либо изменить таким способом, а также часто и в объективность результатов выборов. Это говорит о том, что потребуется еще немало времени и усилий для развития институтов прямой демократии в Российской Федерации, учитывая то, что нашей демократии чуть больше 10 лет и в рамках истории это незначительный отрезок времени.