Файл: 1 Определение сроков службы элементов пути и установление периодичности ремонта.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Определение ширины колеи.
Ширина рельсовой колеи определяется из условия вписывания тележек подвижного состава в кривые соответствующего радиуса. Оптимальную ширину колеи свободного вписывания определяем по расчетной схеме Холодецкого, при этом считаем, что задняя ось жесткой базы устанавли-вается в радиальное положение. Центр поворота жесткой базы (обозн. 0) в этом случае находится близко к середине задней оси жесткой базы.
Схема заклиненного вписывания двухосной тележки в кривую
Оптимальную ширину колеи в этом случае определяем по формуле:
Sопт = qmax+fн - ∑η1+4, (2.4)
где qmax-максимальная ширина колёсной пары (qmax=1507мм);
fн – стрела изгиба наружной рельсовой нити на длине, равной длине двух жёстких баз – это расстояние между двумя крайними осями;
∑ η1 – это сумма поперечных изгибов крайних осей тележки;
4 – допуск на сужение колеи;
fн = (Lж + b)²/2R, (2.5)
где Lж – длина жёсткой базы, (Lж=300см);
b – расстояние от оси одной колёсной пары до точки касания гребня колеса с рельсом (забег колеса);
b = (Lж∙rк/2R)∙tgτ, (2.6)
где rк – радиус колеса, rк=62,5 (см);
τ – угол наклона внешней грани гребня колеса к горизонту, τ=70º;
qmax = 1507мм, Lж = 3000, rк = 625(мм),
b = ((3000·625)/1400000)∙tg70 = 3,7 (мм),
fн = ((3000+3,7)²/2∙700000) = 6,4 (мм),
Sопт = 1507+6,4-0+4 =1517,7 (мм).
Ширина колеи заклиненного вписывания для двухосной тележки определяем по формуле:
Sзак = qmax+fн – fвн, (2.7)
fн = (Lж+2b)²/8R, (2.8)
fвн = (Lж - 2b)²/8R, (2.9)
b = (Lж∙rк/2R)∙tgτ. (2.10)
Минимально допустимая ширина колеи определяется из условия недопущения заклиненного вписывания тележки:
Smin = Sзак + δmin, (2.11)
где Sзак – ширина колеи при заклиненном вписывании;
δmin – суммарный минимальный зазор между гребнями колёс и головкой рельса на расчетном уровне (δmin=5мм);
δmin
– 5мм,
b = ((3000·625)/2∙700000)∙ tg70= 3,7 (мм),
fвн = (3000-2·3,7)²/8∙700000 = 1,6 (мм),
fн = ((3000+2·3,7)²/8∙700000) = 1,6 (мм),
Sзак = 1507+1,6-1,6 = 1507(мм),
Smin = 1507+5 = 1512 (мм).
Вид вписывания, который обеспечивает номинальная ширина колеи в данной кривой, определяется путем сравнения с ней расчетных значений ширины колеи. Согласно ПТЭ номинальное значение ширины колеи равно:
При R=700 м [Sмах]=1520 мм
Smin < [Sмах], следовательно, окончательно принимаем номинальную ширину колеи (1520 мм)
2.3. Проектирование переходных кривых
Прямые и круговые кривые во избежание внезапного возникновения центробежной силы плавно сопрягают с помощью переходных кривых (ПК). Основное назначение переходных кривых заключается в обеспечении плавного изменения центробежных сил при входе и выходе экипажа из круговой кривой (КК).На их протяжении осуществляются плавные отводы, вызванные наружной рельсовой нитью и уширением колеи в круговой кривой.
Длина переходной кривой lо определяется из условия равномерного отвода возвышения:
lо = hо/(i), (2.12)
где hо – расчётное возвышение;
i – нормативный уклон отвода возвышения, i=0,0008 при υmax =80 км/ч.
lо =25 /0,0008 = 31250 (мм) = 31,25 (м).
Расчётная длина переходной кривой округляется в большую сторону до значения кратного 10 м.
lо = 40 (м).
Определяем угол поворота линии в пределах переходной кривой:
φо = lо/2R, (рад) (2.13) φо = 40/2∙700 = 0,03 (рад)=1,6 (град.)
Проверяем возможность разбивки КК по зависимостям:
2φо<β, β = 18,65º , 3,2<18,65
Lк.к=R(β - 2φо)>30 (м), (2.14)
Lк.к=700(0,326 - 2∙0,03) = 186,2 (м).
Определяем обобщенный параметр переходной кривой
C = R ∙ lо, (2.15)
С=700∙40 =28000
Координаты х и у определяем по формуле:
xк ≈ lо, (2.16)
yк ≈ lо/(6R), (2.17)
Расчет промежуточных координат ПК ведем в табличной форме.
Таблица 2.1
-
xi
yi = xi3/(6C)
0
0
5
0,00074
10
0,00595
15
0,02
20
0,0476
25
0,093
30
0,16071
35
0,2552
40
0,38095
По результатам расчётов строим график переходной кривой.
2.4. Расчёт числа и порядка укладки укороченных рельсов на внутренней нити кривой
В связи с тем, что в пределах кривых радиус внутренней рельсовой нити несколько меньше радиуса наружной рельсовой нити, то длина внутренней нити меньше наружной рельсовой нити.
Для компенсации этой разницы и обеспечения укладки рельсовой нитей с положением стыков по одной нормали к продольной оси пути по внутренней нити кривой укладывают укороченные рельсы.
В виду невозможности обеспечить точное расположение «понаугольнику» стыков по внутренней и наружной нитям допускается забег на величину не более половины принятого стандартного укорочения ±Кi.
В курсовом проекте для выбора величины Кi руководствуются длиною рельса и величиной R кривой.
В РФ приняты следующие типы укорочения:
- при длине рельса 12,5, укорочение К1=40мм, К2=80мм, К3=120мм;
- при длине рельса 25м, К2=80мм, К4=160мм;
Минимальная величина стандартного укорочения К2=80мм соответствует R≥500 м, а при R<500 м –К4=160мм. Так как заданный R=900 м, а длина рельса 25 м, то принимаем стандартное укорочение К2=80мм.
Рассмотрим расчёт количества рельсов нормальной длины, укладываемых на наружную рельсовую нить.
Точка НПК1 делит рельс на две части, где а1 – это часть рельса находящегося в прямом участке, а2 – это часть рельса, находящаяся в переходной кривой.
В учебных целях а2 принимаем в пределах 1–24 м (а2=10 м), тогда
а1=25,01-а2 (2.18)
а1 = 25,01 – 10= 15,01 (м)
Определяем количество рельсов нормальной длины на наружной нити, укладываемых в пределах 1ой переходной кривой по формуле:
n1 = (Lо – а2)/25,01, (шт) (2.19)
n1 = (40-10)/25,01 = 1,20 (шт)
Остаток при делении 0,2 есть b1 – это часть длины последнего рельса переходной кривой. b1 =25,01·0,2=5,002 (м).
b2 – длина последнего рельса переходной кривой, перешедшая на круговую кривую.
b2 = 25,01 – b1, (м) (2.20)
b2 = 25,01 –5,002 = 20,008 (м)
Определяем количество рельсов в пределах круговой кривой:
n2 = (Lкк. – b2)/25,01, (шт) (2.23)
n2 = (186,2 – 20,008)/25,01 = 6,65 (шт)
Остаток при делении 0,65 есть с
1 – часть длины последнего рельса круговой кривой, находим с2 – длину последнего рельса круговой кривой, перешедшую на вторую переходную кривую.
с1=25,01·0,65=16,26 (м)
с2 = 25,01 – 16,26 = 8,75 (м)
Определяем количество рельсов нормальной длины на наружной нити, укладываемых в пределах 2ой переходной кривой по формуле:
n3 =(lо – C2)/25,01, (шт) (2.24)
n3 = (40 – 8,75)/25,01 =1,25 (шт)
Остаток при делении 0,25 есть d1 –часть длины последнего рельса второй переходной кривой. Находим d2 – вторая часть рельса, находящаяся на прямом участке пути.
d1 = 25,01·0,25=6,25 (м)
d2 = 25,01 – d1, (м) (2.25)
d2 = 25,01 – 6,25 = 18,76 (м)
Проверяем правильность расчёта и укладки количества рельсов стандартной длины:
N = (a1 + Lкк + 2lо + d2)/25,01, (шт) (2.26)
N = (15,01+186,2+2·40+18,76)/25,01 = 12 (шт)
Для определения количества и порядка укладки укороченных рельсов по внутренней нити в начале определяем суммарное укорочение внутренней нити на рассматриваемой системе кривых по формуле:
Еп = (Sо/R)(lо+Lкк), (мм) (2.27)
Sо – расстояние между осями головок рельсов (1600 мм),
Еп =(1,6/700)·(40+186,2) =0,498 (м)
Определяем потребное укорочение одного рельса по формуле:
Кр = Sо(lнр/R), (мм) (2.28)
lнр =25,01 (м)
Кр =1,6·(25,01/700)=0,057 (м)
Так как принятое стандартное укорочение равно 80мм, то длина укороченного рельса равна 25,01-0,08=24,93 (м).
Находим общее число укороченных рельсов:
Nу = Еп/К2, (2.29)
где Еп-полное суммарное укорочение в пределах ветки;
К2 - стандартное укорочение, принятое 80мм.
Nу = 0,498/0,08=6,22 (шт)
Составляем таблицу 2.1.
Для расчёта укорочения в переходной кривой применяется формула:
Епк=Sо((lпк2-lпк-12)/2с), (2.30)
где lпк –участок ПК от начала или конца ее, включая рельс, для которого определяется укорочение;
lпк-1 –участок ПК от начала или конца ее, за вычетом длины этого редьса.
Для расчёта укорочения в круговой кривой применяется формула:
Екр = Sо(lо/R) (2.31)
Забег или отставание считается по формуле
Зп=Зп-1+Е-К, (2.32)
где Зп - это забег в рассматриваемом стыке;
Зп-1 – это забег в предыдущем стыке со своим знаком, («+», «-»);
Е – расчётное укорочение рельса или его части на рассматриваемом участке;
К – стандартное укорочение рельса, принятое равным 80 (мм).
Если ∑(Зп-1+Е) не превышает половины стандартного укорочения, то величина К в данную формулу не вводится, и в этом случае на внутреннюю нить укладывается нормальный рельс.
Таблица 2.1. Расчет числа и порядка укладки укороченных рельсов
Границы элементов пути в плане | Номера рельсов | Длина рельсов, м | Расчетные укорочения элементов пути, мм | Забеги или отставания стыков, мм | Порядок укладки рельсов |
Прямая | 1(а1) | - | - | - | - |
НПК1 КПК1 | 1(а2) | 10 | 1,6(102 - 02)/56=2,9 | 0+2,9=+2,9 | нормаль-ный |
2 | 25,01 | 1,6(35,012 - 102)/56=32,16 | 0,84+9,47= +10,3 | Нормальный | |
3(в1) | 5,002 | 1,6(40,022 – 35,012)/56=10,7 | -10,03+10,7+45,7-80=-13,6 | Укороченый | |
НКК | 3(в2) | 20,008 | 1,6(20,008/0,7)=45,7 | ||
4 | 25,01 | 1,6(25,01/0,7)=57,2 | -13,6+57,2-80= -36,4 | Укороченный | |
5 | 25,01 | 1,6(25,01/0,7)=57,2 | -36,4+57,2=20,8 | Нормально | |
ККК | 6 | 25,01 | 1,6(25,01/0,7)=57,2 | +20,8+57,2-80=-2 | Укороченный |
7 | 25,01 | 1,6(25,01/0,7)=57,2 | -2+57,2-80= -24,8 | укоро-ченный | |
8 | 25,01 | 1,6(25,01/0,7)=57,2 | -24,8+57,2= +32,4 | нормаль-ный | |
9 | 25,01 | 1,6(25,01/0,7)=57,2 | +32,4+57,2-80= +9,6 | укоро-ченный | |
10(с1) | 16,26 | 1,6(16,26/0,7)=37,2 | +9,6+37,2 +2,2-80=-31 | Укороченный | |
КПК2 НПК2 | 10(с2) | 8,75 | 1,6(8,752 - 02)/56=2,2 | ||
11 | 25,01 | 1,6(33,762 – 8,752)/56=30,38 | -31+30,38=-0,62 | Нормально | |
12(d1) | 6,25 | 1,6(40,012 – 33,762)/56=13,17 | -0,62+13,17= +12,55 | Нормально | |
Прямая | 12(d2) | 18,76 | - | - | - |