Файл: принципы работы психолог а консультанта. Позиции консультанта по отношению к клиенту.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные образовательные технологии в социальной сфере
Современные образовательные технологии в социальной сфере
«ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГ А-
КОНСУЛЬТАНТА. ПОЗИЦИИ КОНСУЛЬТАНТА ПО
ОТНОШЕНИЮ К КЛИЕНТУ»
Цель: ознакомление с принципами работы психолога- консультанта, формирование представлений о разных позициях психолога в работе с клиентом.
Когда человек обращается к психологу за профессиональной помощью, люди по отношению друг к другу оказываются в ролях клиента и консультанта.
Консультант — это профессиональный психолог, обладающий необходимыми знаниями, навыками и квалификацией для оказания людям помощи в решении их проблем в разных сферах социальной и личной жизни [1].
Клиентом в практике консультирования называют человека, испытывающего эмоциональный дискомфорт, психологические трудности, неудобства, страдания, добровольно обратившегося к психологу за помощью и разделяющего с ним ответственность за свое психологическое благополучие и личностные изменения [1].
Заключая с клиентом консультативный договор, психолог обязуется выполнить три основные функции:
-
облегчение эмоционального состояния клиента путем понимания, поддержки и возвращения уверенности в себе; -
обучение его новым формам поведения, включая содействие продвижению, росту, инсайту и зрелости; -
обеспечение его «техническим инструментарием» для дальнейшего изменения собственного поведения [2].
Существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта. Следование этим принципам не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Остановимся подробнее на некоторых этических требованиях [3].
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Каждый клиент приходит к психологу со своей историей и со своей правдой. Психолог не следователь, он воспринимает реальность клиента из его эмоционального рассказа о своей жизни. Само по себе эмпатическое слушание человека, разделение с ним его переживаний, его эмоций - дает психотерапевтический эффект. Достаточно много людей испытывают дефицит внимания к себе с детства. Родители обесценивали их проблемы, в результате чего эти люди привыкли считать себя незначимыми, испытывать вину за то, что «нагружают» близких своими проблемами. Когда клиенты видят, что они интересны психологу, что тот их внимательно выслушивает, задает вопросы, сопереживает им, они испытывают приятное удивление. И уже только
доброжелательное отношение творит чудеса, льет на раны клиента бальзам. Еще один акцент, который люди несут в своей психике с детства, это критичное отношение родителей, когда каждый поступок ребенка рассматривается «под лупой» и оценивается. Ожидание порицания, страх отвержения - очень популярные фоновые тревоги клиентов. Психолог призывает клиента наблюдать за своими реакциями, своими защитами. Оценка рождает страдание и ограничивает свободу наблюдения.
Безоценочное отношение - это принятие, близкое к безусловному. Иногда опыт работы с психологом - первый для клиента опыт безоценочного принятия со стороны другого человека.
Ориентация на нормы и ценности клиента
Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.
Психологу важно понять, как формировались ценности клиента, почему он акцентирует некоторые нормы, а к другим относится философски. Мы выходим из детской семьи, где сталкиваемся с определенным мировоззрением родителей, их правилами поведения, бытовыми установками. Взрослые формируют первичное представление об объектных отношениях у ребенка, о доверии, о восприятии эмоционального мира других людей. Ребенок является продуктом семьи, он выходит во взрослый мир с примерами или антипримерами жизни своих близких. Порой взгляды на мир и на отношения в этом мире у клиента ригидны, могут мешать его личной и общественной жизни. Но поменять свои ценностные установки человеку очень трудно. Сначала их надо осознать, понять корни их формирования, и только потом получится осуществить выбор - отказаться от тех норм и ценностей, которые, как чужое платье, были «одеты» на клиента, потому что так жили его бабушки, дедушки, родители. Сейчас же он взрослый и вправе выбирать ориентиры своей жизни.
Нормы и ценности человека не должны попирать нормы и ценности другого человека. Психолог должен открыто осуждать насилие над личностью.
Запрет давать советы
Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию «гуру», что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.
Клиенты очень часто просят советов. Идеализируя психолога на первых порах консультирования, клиентам кажется, что консультант знает о жизни то, что не знает клиент. Фантазии об отсутствии проблем у психолога, о замечательных зрелых партнерских отношениях у консультанта - очень популярны. Перед профессионалом возникает большое искушение - выдерживать идеалистическую проекцию клиентов и не свалиться в советчика. Могут иметь место каверзные вопросы: «А вы бы как поступили?» Как в этой ситуации можно ответить: «Мы часто ищем готового ответа в сложных ситуациях, так хочется, чтобы кто-то подсказал... но мы проживаем свою жизнь, да и универсальных решений не существует. И я попадаю в такие ситуации, в которых бывает трудно принять решение. Иногда надо пожить в неопределенности, чтобы почувствовать, какое решение будет рождаться».
Психолог может давать рекомендации, например, в детско- родительских или партнерских отношениях. Как правило, они не директивны, обосновываются и являются гибкими. Рекомендации обсуждаются с клиентом, дополняются, рождаются в диалоге. На последующих встречах клиент делится тем, получилось ли ему применить рекомендации психолога на практике, или он не смог или не захотел им следовать, а может применил их в своем варианте.
Анонимность и конфиденциальность
Важнейшим условием психологического
консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.
Особенно аккуратным надо быть психологам, работающим в небольших городах, где практически все жители знакомы и буквально каждый человек оказывается «сватом или братом» другого. Психологу нельзя делиться интересными историями из своей практики с подругой или мужем, понимая, что случайно данная информация может быть разглашена и узнаваема.
Принцип соблюдения конфиденциальности, т.е. буквально секретности, предполагает сохранение в тайне, неразглашение информации, сообщаемой пациентом, а также анонимность его посещения терапевта для «третьих лиц». Терапевт (консультант), обсуждая с пациентом условия терапии, обязуется зашифровать истинное имя пациента в своих записях и протоколах, а также без согласия самого пациента не использовать аудио- и видеозаписи терапевтических сессий в научных публикациях или исследовательских целях [2].
Разграничение личных и профессиональных отношений
Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Такая ситуация таит в себе немало опасностей и разочарований. Обесценивание такой помощи, обвинение психолога - распространенное явление при нарушении границ между психологом и клиентом. Не следует делать исключения понравившимся клиентам (увеличивать время консультации, разрешать писать или звонить психологу, пить с ним чай, принимать от него услугу, подарок). Отношения в психологическом консультировании регламентированы не только временем, местом и оплатой. Они должны быть освобождены от поблажек и уступок. Например, клиент- парикмахер может предложить свои услуги психологу и членам его семьи. Если психолог согласится, он впустит в нейтральные отношения с клиентом эмоции. Ведь психологу может понравиться или не понравиться стрижка, он может чувствовать себя обязанным за большую скидку при оплате, а то и вовсе бесплатную услугу клиента-парикмахера. Психолог сознательно или неосознанно будет хотеть отблагодарить клиента за услугу, а значит, не сможет отказать задержаться на некоторое время после сессии, назначить более удобное время своему парикмахеру, ущемив при этом других клиентом. Психолог может начать себя сдерживать в некоторых моментах практики с клиентом, боясь уязвить своего парикмахера и показаться неблагодарным. Консультант может начать раздражаться на клиента за свою вынужденную профессиональную несвободу.
В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами:
а) «перенос», то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты;
б) «контрперенос», то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии.
В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими явлениями. Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс терапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс
консультирования или психотерапии.
Все ситуации, в которых у психолога возникает искушение по-особенному относиться к клиенту, должны обсуждаться психологом со своим психотерапевтом и супервизором.
Включенность клиента в процесс консультирования
Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно важно то, о чем идет беседа. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.