Файл: Ие Белозерская средняя общеобразовательная школа Как подружить правое и левое полушарие Автор Кутепов Савелий.doc
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белозерская средняя общеобразовательная школа»
Как подружить правое и левое полушарие
Автор:
Кутепов Савелий
ученик 7 класса
Руководитель:
Ахралович Марина Ивановна
учитель биологии
Белозеры 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
-
Межполушарная асимметрия…………………………………………….5-
Функциональная асимметрия мозга и её виды……………………..5
-
1.2 Разница полушарий головного мозга……………………………….6
и влияние их на деятельность человека
-
Признаки слабого межполушарного взаимодействия. Причины…….. 10 -
Упражнения развития межполушарного взаимодействия
у младших школьников………………………………………………….11
-
Экспериментальная часть………………………………………………..13 -
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………16
Приложение
Введение
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями. И получается, что задатки — это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву
Итак, процесс учения зависит в немалой степени и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития.
Оказывается, индивидуальность личности любого человека во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга.
Сто пятьдесят лет назад ученые начали фиксировать функциональные различия полушарий мозга – так началось изучение загадочного явления межполушарной асимметрии.
Межполушарная асимметрия – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных.
Насколько важна межполушарная асимметрия человеческого мозга? Изучению этой проблемы посвящена наша .
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе, для правильного выбора учащимися внеурочной деятельности, которая будет влиять на гармоничное становление личности..
Объект исследования: обучающиеся 2 класса МБОУ «Белозерская СОШ»
Предмет исследования: особенности межполушарной асимметрии.
Целью нашего исследования является изучение влияния асимметрии мозга на деятельность учащихся нашего класса, разработка рекомендаций по психолого-педагогической помощи учащимся в образовательном процессе с учетом психолого-физиологических особенностей.
-
Задачи исследования: -
Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. -
Установить соответствие между доминирующим полушарием и видом учебной деятельности, комфортной для ученика.
Гипотеза: знания о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения.
-
Межполушарная асимметрия.-
Функциональная асимметрия мозга и её виды
-
Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria — несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.
Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:
-
Моторная асимметрия - неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга. -
Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела. -
Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности. -
При рассечении мозолистого тела происходит раздвоение личности. Выстраиваются две модели поведения на одну и ту же ситуацию. В процессе эволюции у человека происходит разделение функций правого и левого полушарий. -
Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правое лишь на 5 г. больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества.
Установлено, что левое полушария отвечает за оперирование знаковой информацией
, а также за чтение и счет, за эмоции, любопытства, радости, тогда как правое – за оперирование образами, ориентацией в пространстве, различие музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, за распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц), за сновидение.
Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
1.2. Разница полушарий головного мозга
и влияние их на деятельность человека
У новорожденного масса головного мозга составляет около 400 г. Рост головного мозга происходит интенсивно в первые годы жизни, а затем все более замедляется и прекращается к 20 годам. На первом году масса головного мозга возрастает в 2 раза, к 3 годам в 3 раза, а у детей 7 лет составляет 80% массы головного мозга взрослого. Головной мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Оказалось, что эти два полушария совершенно автономны. Они «говорят» на разных языках и, как правило, не слышат друг друга.
Ученый алифорнийского университета Роберт Орнстейн доказал: если более «слабое» полушарие стимулируется и привлекается к работе вместе с более «сильным» (ведущим), эффективность деятельности человека возрастает в 5–10 раз.
Левое полушарие головного мозга | Правое полушарие головного мозга |
Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов. Последовательная обработка информации: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Математические способности:Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария. Контроль за движениями правой половины тела.Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария. | Правое полушарие головного мозга отвечает за интуицию. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций. Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Ни для кого не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за логику, а правое полушарие мозга за интуицию. Давайте подробнее рассмотрим как делятся «обязанности» полушарий. Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству. Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария. |
Если доминирует левое полушарие. Тот, кто решает задачи, опираясь на левое полушарие:
определяет цели решения, которые надо принять;
-
классифицирует цели в соответствии с их важностью; -
определяет альтернативные пути действий, оценивает их по целям и выбирает альтернативу с лучшим результатом; -
определяет и оценивает возможные последствия альтернатив; -
выполняет решения при тщательном контроле и отслеживании возможных отрицательных последствий.
Если доминирует правое полушарие. Тот, кто решает задачи, опираясь на правое полушарие:
-
смягчает рациональную мысль эмоционально-интуитивными предпочтениями; -
использует различные методы «привнесения» в понимание внесознательного материала; -
избегает цензуры идей во время их «созревания»; -
рассматривает расходящиеся, даже противоречащие друг другу идеи скорее с уважением, чем со скептицизмом и оборонительной позицией; -
старается не пренебрегать интуицией; -
проверяет любой рациональный способ решения задачи, чтобы увидеть, ощущается ли он интуитивно хорошим в процессе выработки и в окончательном решении; -
пытается постоянно оставаться осознающим себя.
В итоге получается, что два полушария живут в разных реальностях и выражают себя абсолютно по-разному. Например, лектор выстраивает определенные логические связи, нанизывает понятия. Но не все в аудитории его понимают, и тут он называет некую метафору и видит, что часть слушателей хватается за ручку, чтобы записать понятный им образ.
Некоторым людям трудно думать, рассуждать, постигать логические связи. Они рассказывают о своих проблемах и, когда вам удается понять причину их состояния, искренне удивляются: «Почему это никогда не приходило мне в голову?» У других людей плохо с эмоциями. Они не понимают, зачем нужны чувства, и нередко даже презирают душевные муки.
До 9—10 лет дети являются «правополушарными». К 6—7 годам происходит активизация левого полушария, то есть появление у ребенка осознания себя, развитие понятийного и абстрактного мышления, умение считать и писать. У детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или сейчас не выговаривают отчетливо ряд звуков, доминирует правое, неречевое полушарие к 6—7 годам.
Девочки
У девочек приблизительно в 6-7 лет в активную фазу вступает левое полушарие, и они готовы к планомерной, усидчивой работе. Впрочем, лучше продолжать обучение с использованием двуполушарных методик.
Мальчики
У мальчиков это происходит позднее. До 8-9, а иногда и до 10 лет у них правое полушарие остаётся ведущим. Посему для мальчиков ранний поход в школу с исключительно левополушарными методиками преподавания – это испытание. Причём они не глупее девочек, но девочки обычно успешнее в начальных классах традиционной школы.
Как было сказано выше, правое полушарие мозга – это умение объёмно мыслить, видеть ситуацию в целом. И мальчикам надо дать возможность набрать большой объём образного, комплексного мышления. Им природой отведено на этот процесс больше времени, потому что потом им придётся всю жизнь оперировать этими объёмами для решения мужских жизненных задач.
Девочки до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга. При переутомлении у мальчиков страдают левополушарные процессы, у девочек — правополушарные. У девочек способность центров коры правого и левого полушарий вступать в функциональные межполушарные контакты выше, чем у мальчиков. Поэтому для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме.
Функциональная асимметрия мозга определяется неравнозначностью участия больших полушарий мозга человека в протекании различных процессов в организме. Как правило, мы никогда не выполняем задания, опираясь на активность лишь одного из полушарий, действует весь мозг. Оба полушария активны, они работают совместно, передают друг другу информацию, распределяют деятельность между собой и т.п. Вопрос лишь в том, какое из полушарий в каждом случае доминирует, какое более активно.
Научные данные о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения людей разного возраста, выбора той или иной профессии. Нередко говорят о том, что «правополушарным» людям, или «художникам», лучше выбирать профессии актёров, журналистов, музыкантов, художников, а «левополушарным», или «мыслителям» - профессии математиков, инженеров, программистов, юристов.
2. Признаки слабого межполушарного взаимодействия
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
-
Проблемы в письме. -
Проблемы в устной речи. -
Трудности в запоминании информации. -
Сложности в счете как в письменном, так и в устном. -
Сложность в восприятии учебной информации.