Файл: Контрольная работа 1 по дисциплине История Студента 1 курса специальности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В конце XIX — начале XX в. камнем преткновения в немецко-чешских отношениях стал вопрос о двуязычии. Бурную реакцию вызвала попытка австрийского правительства ввести в 1897 г. в чешских землях, где до этого официальным языком был немецкий (он использовался в государственных учреждениях, армии и т. д.), второй официальный язык — чешский. Националистически настроенные немецкие организации в Австрии и в самой Чехии (здесь особенно активными были немцы, проживавшие в пограничной с Германией Судетской области) выступили против этого решения. Во многих городах проводились демонстрации сторонников и противников двуязычия. В парламенте происходили стычки между депутатами, так что приходилось вмешиваться полиции. Премьер-министр К. Бадени, подписавший решение о введении двуязычия, был вызван на дуэль немецким националистом и ранен в руку. В результате этих событий правительство ушло в отставку, парламент был распущен. Но «чешский вопрос» остался.

Иной была ситуация в польских землях империи.Галиция, часть населения которой составляли поляки, имела собственный сейм, польский язык был признан здесь официальным. Аристократы и шляхта поддерживали центральную власть, занимали высокие посты в имперских органах управления. Польское население Галиции имело более благоприятные условия для национального развития, чем поляки, проживавшие в Германии и России. Вместе с тем украинское население Галиции оказалось под двойным гнётом — со стороны австрийских властей и польских помещиков.

В Венгрии, добившейся в 1867 г. статуса самостоятельной части «двуединого» государства, существовали свои национальные проблемы. С одной стороны, венгерский сейм (парламент) выступал за расширение независимости Венгрии, введение самостоятельной армии, учреждение венгерского национального банка, за таможенное отделение от Австрии и т. д. С другой стороны, сохранялось неравноправное, угнетённое положение невенгерского населения — словаков, румын, русинов, хорватов, словенцев и др. Оно особенно осложнялось в связи с провозглашением «единой венгерской политической нации».

В школьном образовании применялся тезис: «В Венгрии живут только венгры». Власти стремились сокращать число невенгерских национальных школ и культурно-просветительных учреждений. В 1907 г. венгерский язык был введён как язык обучения в большинстве «народных школ» (в средних школах это было сделано ещё раньше). В результате постепенно «мадьяризировались» школы словаков и закарпатских украинцев.


Национальное неравноправие, политика мадьяризации вызывали разное отношение у людей невенгерских национальностей. Одни предпочитали приспособиться к существовавшему положению, другие решались на борьбу против него. Особенно острая ситуация сложилась в Хорватии, население которой всё активнее выступало против подчинения Венгрии. В начале века Хорватия постоянно находилась на «чрезвычайном положении». В 1912 г. в ответ на подъём освободительного движения венгерское правительство распустило хорватский сейм и приостановило действие конституции на территории Хорватии.

Национальные противоречия, пронизавшие австро-венгерское государство сверху донизу, часто отодвигали на задний план другие проблемы. Даже социал-демократическая партия Австрии в конце XIX в. раскололась на шесть национальных партий: австрийскую, чешскую, польскую, украинскую, южнославянскую и итальянскую. В чешских землях нередки были случаи, когда на одном предприятии действовали две профсоюзные организации — чешская и немецкая. Национальные проблемы, с трудом улаживаемые в мирное время, могли оказаться серьёзной угрозой целостности империи при малейших потрясениях.

Ареной национального противостояния становились в этот период не только многонациональные империи. В Великобритании в начале XX в. с новой остротой дал о себе знать ирландский вопрос.

Камнем преткновения здесь служило требование о гомруле (самоуправлении) Ирландии. Отношение к нему было разным, часто взаимоисключающим. За достижение самоуправления законодательным путём выступала Ирландская парламентская партия. Другую позицию занимала партия «Шин фейн» (в переводе — «Мы сами»), основанная в 1905 г. группой ирландских политических деятелей во главе с А. Гриффитом. Она призывала к ненасильственному сопротивлению угнетателям, включая отзыв ирландских парламентариев из палаты общин и созыв народной ассамблеи, к бойкоту английских товаров и т. д. За независимость Ирландии выступала Ирландская социалистическая партия. Наиболее решительные позиции занимало возродившееся в эти годы Ирландское республиканское братство, которое стремилось к освобождению Ирландии вооружённым путём.

Против предоставления Ирландии самоуправления выступали английские консерваторы и часть протестантского населения в самой Ирландии. Это были в основном крупные землевладельцы и предприниматели, потомки англо-шотландских завоевателей Ирландии. Они предлагали сохранить в составе британского королевства если не всю Ирландию, то её северо-восточную часть — Ольстер. Сторонников этой позиции называли юнионистами(от слова union — союз). В 1912 г. либеральное правительство попыталось провести через парламент закон о гомруле. Ирландские юнионисты заявили, что не подчинятся этому закону, и собрали хорошо вооружённый добровольческий корпус. Офицеры правительственных войск отказались выполнить приказ направиться в Ольстер для подавления мятежа юнионистов (1914). С другой стороны, силы,
выступавшие за гомруль, также создали свои вооружённые отряды. Столкнувшись с угрозой гражданской войны в Ирландии, правительство отказалось от введения в действие закона о самоуправлении. Ирландский вопрос остался открытым.

Заключение:

Во всех этих странах можно было наблюдать удивительно похожие специфические процессы, с поправкой на национальный характер, а именно: увеличивающийся рост промышленных и иных буржуа и буржуазии в целом и рабочих, которые уходили в города из села, и становились пролетариатом – наёмными работниками на тех или иных предприятиях буржуазии, зачастую не имея почти никаких прав и имея довольно маленькую зарплату. Вследствие этого противоречия (антагонизм) между этими категориями (или классами) населения с каждым годом увеличивался.

Вместе с тем, увеличение роста пролетариата вело к появлению новых промышленность объектов, и, следовательно, к ещё большему обогащению буржуазии. Капитал стал наднациональным. Создавались транснациональные компании и корпорации, которые постепенно «опутывали» страны мира своими финансовыми сетями. Рынком стал весь мир. В условиях жёсткой конкуренции появлялись отдельные компании, которые становились монополистами в своей области.

Капитал не только вышел за пределы своих стран, ему требовалось всё больше и больше рынков. Колонии и сферы влияния развитых стран уже не спасали. Практически все страны достигли своего наивысшего предела территориального развития. Для получения новых рынков сбыта требовался новый передел мира, грозивший новой, уже мировой войной.

К 1914 году, к началу Первой мировой войны, в мире оформились два противоборствующих между собой военно-политических лагеря. С одной стороны это были Великобритания, Франция и Россия, союз которых получил название «Антанта», что в переводе обозначает «Сердечное согласие» и Тройственный союз, состоящий из Германии, Австро-Венгрии и Италии. Суть противоборства сводилась к новому переделу мира и получению новых земель и территорий (со стороны Германии и союзников) и к недопущению такого передела (со стороны Антанты).

В 1900-1914 гг. В Европе и мире произошли местные, локальные конфликты (Англо-бурская война в Южной Африке, столкновения в Иране (Персии), русско-японская война, две Балканских войны и т.д., в которых так или иначе (в основном негласно) принимали участие «блоковые» страны, как бы прощупывая друг друга на третьей территории.


Таким образом, к 1914 году мир окончательно вступил в новую эпоху, логическим итогом которой была Первая мировая война.

           

Использованная литература: 
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.