Файл: Пользуясь лекцией Психология здоровья основные понятия, история становления дайте все возможные определения термину психология здоровья (где возможно указать.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 10 Комиссарова Е.Е.

  1. Пользуясь лекцией «Психология здоровья: основные понятия, история становления» дайте все возможные определения термину «психология здоровья» (где возможно – указать авторство).

Мэри Ягода (1950г.) позитивное восприятие себя, автономии, способности к саморазвитию и самоактуализации.

Т. Парсонс (1958г.) способность индивида полноценно функционировать в основных социальных ролях.

Дж. Матараццо (1980г.) здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов.

Психология здоровья – состояние полного физического, душевного и социального благополучия (устав ВОЗ).

В.П. Казначеев (1975г.) процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни.

2. Пользуясь лекцией «Психология здоровья: основные понятия, история становления» приведите концепции разных авторов, отражающие основные характеристики здорового человека. Чья позиция Вам наиболее близка? Аргументируйте свой ответ.

  • Исследователи О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выделяют способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность и полноценность семейной жизни.

  • Отечественные ученые Н.Д. Лакосина и Г.К. Ушаков предлагают следующие критерии психического здоровья причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность; соответствующая возрасту человека зрелость чувств; постоянство места проживания; максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности; гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей; критический подход к обстоятельствам жизни; способность к самоуправлению поведением в соответствии с нормами, установившимися в различных коллективах; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

  • Согласно концепции, А. Маслоу, здоровый человек – это прежде всего счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым ни на кого не нападающий и пр.

  • Американский психолог А. Эллис выделяет следующие признаки и характеристики: интерес к самому себе, интерес к другим и обществу, самоуправление (самоконтроль), высокая фрустрационная устойчивость, гибкость, принятие и устойчивость к неопределенности, ориентация на творчество, научное мышление, принятие самого себя, риск, длительный гедонизм, нонутопизм и др.


С уважением отношусь к пирамиде А. Маслоу. Считаю, что она не потеряла своей актуальности и сейчас. Считаю ее полезной, т.к. она многое упрощает, что позволяет создать универсальный каркас, на который нанизывается индивидуальная история каждого человека.

3. Пользуясь лекцией «Понятие здоровья и болезни: норма и патология» дайте определения следующим понятиям: норма, социальная норма, функциональная норма, индивидуальная норма, патология. Рассмотрите все варианты определения данных понятий.

Норма – уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей. / нормой считается идеальный образец состояния человека.

Социальная норма – контроль поведения человека окружением.

Функциональная норма – оценка состояния человека с точки зрения возможности достижения определенной цели, либо с точки зрения возможных последствий.

Индивидуальная норма – сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.

Патология (расстройство) - временное или постоянное отсутствие психологического благополучия, обусловленное неадаптивными формами поведения, мышления или эмоционального реагирования.

4. Пользуясь лекцией «Виды здоровья» тезисно изложите основные аспекты каждого вида здоровья.

Физическое здоровье — это состояние организма человека, адаптированного к различным условиям окружающей среды, состоянием физического развития, и готовностью к выполнению физических нагрузок.

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.


5. Пользуясь лекцией «Диагностические методы исследования здоровья» составьте таблицу.

Методы

Характеристика

 наблюдение

 описанная, понятная для других, система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач.

 эксперимент

 активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт

библиографический

метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц

Беседа (интервью)

Метод, позволяющий получить информацию об индивидуально-психологических особенностях личности и психологических состояниях через личное общение исследователя с клиентом

опрос

психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между исследователем и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы

 

6. Пользуясь лекцией «Возрастные особенности здоровья человека» тезисно изложите основные особенности здоровья детей школьного возраста

  • Наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей.

  • Наличие положительного фона настроения.

  • Обучение детей умению быть счастливым.

7. Пользуясь лекцией «Возрастные особенности здоровья человека» опишите:

а) черты зрелой личности;

б) признаки здоровья зрелого человека;


в) планы уравновешенности зрелого человека.

А) открытость внешнему и внутреннему миру, стремление к целостной жизни, недоверие к техническому прогрессу, единение с природой, доверие собственному опыту, равнодушие к материальным стимулам и антипатии к бюрократическим институтам, стремление оказывать помощь, самосовершенствоваться, попытки найти смысл жизни.

Б) 1. Освободиться от излишней потребности в одобрении незнакомых или одобрении значимых людей.

2. Прекратить оценивать и себя, и всё вокруг, иметь свое мнение, основанное на личном опыте, а не на тех убеждениях, которые вам вбили в голову родители.

3. Научиться обеспечивать себя материально, иметь свободу выбора работы, места жительства, личной жизни.

4. Научиться жить без чувства беспокойства, вины перед своими родителями, а также перед партнером, детьми и другими близкими.

5. Перестать бояться потерять, страх нищеты, одиночества, страх потери кого-либо или чего-либо – это признаки незрелости.

6. Уметь делить ответственность между собой и другим в отношениях, не сваливать все на другого и не натягивать всю вину на себя, а именно разделить.

7. Вместо аффектов учиться выражать прямо свои чувства в виде Я- сообщений и просьб.

8. Уважать чужие личные границы и уметь обозначать свои личные границы в контакте с другими, при этом, не боясь никого обидеть.

9. Уметь осознавать свои потребности и заявлять о них другим людям, а также учитывать в общении чувства и потребности других людей.

10. Уметь поддерживать себя самостоятельно, когда другие отказались вас поддерживать.

11. Жить с позицией: «Я никому ничего не должен и мне никто ничего не должен» и все, что Я хочу взять из другого человека, я способен взять из себя, то есть человек свои потребности, абсолютно все способен удовлетворять самостоятельно.

12. Уметь говорить искренне как «да», так и «нет» без чувства вины.

13. Чувствовать себя счастливым, как в одиночестве, без пары, так и в отношениях с другим, зрелый человек не боится одиночества и не боится отношений.

14. Сформировать адекватную самооценку, которая не зависит от мнения окружающих.

15. Не пользоваться в общении такими приемами, как упреки, обесценивание, критика, замечания, манипуляции, унижения, оскорбления, сравнения себя с другими и других с кем-то.

16. Проработать свои детские травмы до такой степени, чтобы они не влияли на вашу взрослую жизнь.


17. Научиться не жить прошлым и будущим, а присутствовать в настоящем моменте времени.

8. Опишите основные процессы старения на трех уровнях: психомоторный, интеллектуальный, психический. 

Психомоторный – замедленность, неловкость, ослабление мускулатуры

Интеллектуальный – отсутствие контроля течения мыслей, пропадание их ясности

Психический – подавленность, отсутствие воли к жизни, отчаяние, депрессия