Файл: Система учета производственных затрат.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоимость материальных ресурсов отражается по элементу «Материальные затраты», формируется исходя из цен их приобретения, наценок, комиссионных вознаграждений и др. Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и др. видов материальных ресурсов образующихся в процессе производства продукции.

Возвратные отходы оцениваются:

  1. По пониженной цене исходного материального ресурса, если отходы могут быть применены для основного производства, но с повышением затрат для нужд вспомогательного производства.

  2. По полной цене, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.


По статье «Амортизация основных фондов» отражают сумму амортизационных отчислений на полное восстановление ОПФ, исчисленную исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части.

Организация, осуществляющая деятельность на условиях аренды, отражают амортизационные отчисления на полное восстановление, как по собственным, так и по арендным ОФ.

«Прочие затраты» отражают налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и др. обязательные отчисления, платежи за выбросы загрязняющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов ОПФ и др. затраты входящие в состав себестоимости продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

Учет расходов по элементам осуществляется в ЖО №10, в ведомости №11, №12, №15.

Затраты на сырье и материалы могут включаться в себестоимость следующими методами:

  1. Документальный, т.е. на основании первичных документов на отпуск материалов.

  2. Метод учета раскроя по партиям. На каждую партию открывается раскройный лист, в котором отражается количество материалов включаемых в себестоимость.

  3. Инвентарный заключается в проведении инвентаризации материалов включаемых в себестоимость за отдельный период: за смену, декаду, месяц и т. д. по мере необходимости.


Калькулирование себестоимости продукции.

Калькулирование – это заключительная стадия производственного учета, детализация затрат по отдельным видам продукции и исчисление себестоимости на единицу продукции, называется калькулированием, а форма документа, в котором происходит расчет называется калькуляцией. Калькуляция может быть: сметной, плановой, нормативной и фактической.

Сметная калькуляция – это предварительное исчисление себестоимости продукции. Ее составляют на проектируемую или вновь создаваемую продукцию.

Калькуляция плановой себестоимости – необходима для установления предполагаемой экономической эффективности запланированной к выпуску продукции.

Калькулирование нормативной себестоимости – составляется по действующим нормативам расхода материалов, зарплаты и др. издержек на единицу продукции.

Отчетная или фактическая калькуляция – составляется по данным фактических издержек производства и выпуска ГП.

Все виды калькуляции составляются в разрезе статей затрат.

Объекты калькуляции – это отдельные изделия или группы изделий, полуфабрикатов, работы, услуги, себестоимость которых определяется.

Основной статьей затрат любой калькуляции является сырье и материалы, возвратные отходы, которые вычитаются. Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расходов по массе, объему площади или счету. Оформляется этот расход лимитно – заборными картами, требованиями или накладными.

Существует несколько методов бухгалтерского списания отпущенных в производство материалов: ФИФО, , метод средней себестоимости, по стоимости единицы запаса.

Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве применяются следующие методы:

  1. Метод документирования 2) Метод партийного раскроя 3) Инвентарный метод.


Фактический расход сырья определяется прибавлением к остатку материалов на начало периода + поступление материалов – остаток сырья на конец периода.

В конце месяца цех составляет « Отчет о расходах сырья и материалов», где указывают нормативный и фактический расход на каждый вид продукции. На основании этого отчета бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету «Ведомость распределения израсходованных сырья и материалов» (разработочная таблица №1). В этой ведомости расход сырья и материалов отражают по каждому аналитическому счету, открываемому к отдельным синтетическим счетам.


При обработке материалов образуются отходы производства, которые могут быть использованы для изготовления продукции или для вспомогательных производств или могут быть реализованы, называются возвратными или ценными.

Отходы, которые не предоставляют никакой ценности и не могут быть использованы, называются безвозвратными.

Возвратные отходы, уменьшающие сумму затрат на производство, списываются проводкой : Д10 К20 – сданы на склад возвратные отходы.

На основании накладных, по которым возвратные отходы сдаются на склад, составляют Группировочную ведомость отходов.

Кроме материальных затрат значительную часть в себестоимости продукции занимает зарплата и ЕСН. По способу отнесения затрат на себестоимость, затраты на оплату труда могут быть прямые и косвенные.

Прямые – это зарплата персонала основного производства.

Косвенные – это зарплата бригадиров, грузчиков, ремонтников, мастеров и других категорий.

Способы отнесения на затраты Косвенной ЗП (база распределения):

  1. Пропорционально оплате труда основного персонала. 2) Пропорционально весу переработанной продукции.

  1. Пропорционально весу машино – часам работы оборудования. Также распределяется и ЕСН.

Данные по зарплате включаются в разработочную таблицу, итоги которой переносятся в ведомость №12 по основному производству и в ведомость №15 по вспомогательному производству. Итоги ведомостей заносятся в ЖО №10.
Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
В зависимости от организации и технологии производства, вида и ассортимента производимой продукции, применяются различные методы учета затрат на на производство и калькулирование фактической себестоимости продукции : 1) нормативный; 2) позаказный; 3) попередельный; 4) попроцессный (простой).

Простой метод – применяется в отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенное производство отсутствует или незначительно ( в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.), а также в простых вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько видов продукции.

Позаказный метод - применяется в индивидуальных м мелкосерийных производствах обрабатывающих отраслей промышленности, где производятся неповторяющиеся или редко повторяющиеся изделия или работы, а также во вспомогательных производствах предприятия.


Попередельный метод - применяется в массовых производствах, где технологический процесс состоит из ряда последовательных переделов - прерывных стадий обработки, представляющих совокупность операций или процессов, в результате которых изготавливается однородная, по исходному материалу и характеру обработки, продукция (металлургическая, текстильная, деревообрабатывающая и др. промышленности). Производственные затраты учитываются по переделам производственного процесса, а внутри каждого передела – по статьям калькуляции.

Нормативный метод - применяется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. Его сущность заключается в том, что отдельные виды затрат на производство учитывают по производственным нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями.
Система счетов для учета затрат на производство

В бухгалтерском учете используется целая группа счетов для учета производственных затрат. Это вызвано сложностью производствен­ного процесса, разнообразием и неоднородностью издержек произ­водства. К производственным относятся счета: 20 «Основное произ­водство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизвод­ственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Кроме того, для равномерного включения расходов в себестоимость продукции ис­пользуют финансово-распределительные счета 97 «расходы будущих периодов» и 96 «Резервы предстоящих расходов». ( Сч.96 и 97 – самостоятельный конспект)

Активный счет 20 «Основное производство» по назначению яв­ляется калькуляционным. Он предназначен для обобщенного про­изводства на начало и конец периода. По дебету счета 20 отражают прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продук­ции, выполнением работ, оказанием услуг; расходы вспомогатель­ных производств; расходы, связанные с управлением и обслужива­нием основного производства; потери от брака; суммы для создания резерва на оплату отпускных рабочим основного производства и др. По кредиту счета 20 отражают суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ, ока­занных услуг; стоимость сэкономленных материалов и возвратных
отходов, сданных на склад; фактическую себестоимость окончатель­ного брака. Аналитический учет по счету 20 ведут по видам затрат и видам выпускаемой продукции, по подразделениям предприятия, если калькуляционный учет не осуществляется в отдельной системе счетов.

Счет 23 «Вспомогательные производства» по назначению и от­ношению к балансу соответствует счету 20 «Основное производст­во». Предназначен для обобщения информации о затратах произ­водств, вспомогательных для основного производства или основной деятельности. Дебетовое сальдо показывает остаток незавершенного вспомогательного производства. По дебетусчета 23 отражают затра­ты, аналогичные затратам основного производства. По кредиту сче­та 23 отражают суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Аналитический учет-ведут по видам производств, видам продукции (работ, услуг).

Особо учитывают расходы по управлению и обслуживанию про­изводств. На них составляют сметы по номенклатуре счета 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Счет 25 предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и производственных цехов предпри­ятия. В крупных предприятиях рекомендуется выделять на отдель­ный субсчет учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудо­вания. Счет 25 сальдо не имеет, все затраты, собранные на счете, списываются в дебет счетов 20 и 23. Аналитический учет по счету 25 ведут по отдельным цехам и статьям расходов.

Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обоб­щения информации об управленческих и хозяйственных расходах, не связанных непосредственно с производственным процессом. Счет. 26 сальдо не имеет. Все накопленные расходы списываются в дебет счетов 20, 23.

Затем фактическая производственная расходов. Для их учета используют активные себестоимость продукции списывается со счетов 20,23,29 в дебет счета 43 «Готовая продук­ция», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи» и другие.

Методика группировки и списания затрат на производство пре­дусматривает разделение затрат на переменные, условно-перемен­ные и условно-постоянные и исчисление неполной (сокращенной, частичной) производственной себестоимости продукции.