Файл: Понятие об эмпатии. Условия эмпатийного взаимодействия в межличностном общении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский политехнический колледж имени Героя Советского

Союза Руднева А.П.»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Понятие об эмпатии. Условия эмпатийного взаимодействия в межличностном общении.

Выполнила: Бакина Ольга,

студентка группы ЛГ-308
Понятие об эмпатии. Условия эмпатийного взаимодействия в межличностном общении.

1. Эмпати́я — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Впервые этот термин "эмпатия" использовал в 1885 году Теодор Липпс в контексте теории воздействия искусства. Затем англо-американский психолог Эдвард Титченер, калькируя немецкое слово ввёл этот термин в научную среду.

Эмпатическое состояние не имеет рационального объяснения и не является результатом каких-то интеллектуальных усилий.

Эмпатическое понимание возникает само по себе, а в некоторых случаях проявляется против воли самого человека. Эмпатов никто не заставляет ни сочувствовать, ни сопереживать! Они очень добры, сострадательны, и искренне чувствуют чужую боль и чужие страдания. Они внимательны к окружающим и никогда не будут никого обвинять в собственных неудачах, хотя навряд ли неудачи у них бывают. Такие люди очень позитивны и милосердны.

2. Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Оно является той базовой социально-психологической средой, в которой эмпатия зарождается, развивается и проявляется. Взаимосвязь между общением и эмпатией прослеживается в тех функциях, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении.

В психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в общении. В них указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации.


В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия, обеспечивая оценки и прогноз наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия также выполняет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатийной обратной связи. Корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения.

Функции эмпатии в жизни конкретного человека следующие:

  • 1) эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;

  • 2) она помогает преодолеть психологическую защиту другого;

  • 3) расширяет представление о жизни других;

  • 4) обогащает собственный эмоциональный опыт;

  • 5) развивает личность и систему ее ценностей;

  • 6) несет охранные функции, если воспринимаемый опыт угрожает психическому равновесию индивида

Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию подтверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении неповторимости и самоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытия и получения поддержки.

Многими исследователями, независимо от того, какой они следуют теоретической модели объяснения насилия и агрессии, указывается на низкий уровень эмпатии как на одну из причин проявления агрессии.

Анализ роли эмоциональной и когнитивной сторон эмпатии в связи со склонностью к насилию был проведен в работах. В этих исследованиях в качестве испытуемых выступали преступники и люди, отличающиеся высоким уровнем агрессивности. В них получены сведения о том, что склонность к насилию связана с нарушением эмоциональной и когнитивной компонент эмпатии. Эти нарушения выражаются в деформации способности распознавать и подражать мимике других людей, в неумении испытывать те же переживания, которые испытывают другие люди. Низкий уровень развития эмоциональной и когнитивной эмпатии наряду с другими факторами обуславливает наличие агрессивных тенденций в поведении личности.

3. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику во время общения – значит, посмотреть на ситуацию его глазами, «вслушаться» в его эмоциональное состояние, с помощью воображения представить его чувства и подумать, как он себя повел бы, будь он на месте собеседника. Мы отказываемся от критики собеседника, мы
стараемся его понять и принять, а также «докопаться» до самой сути сообщения.

Все это создает благоприятную ситуацию, когда мы пытаемся выстроить диалог, принять совместные решения или разрешать проблемы.

Представим себе недовольного посетителя, с которым приходится часто сталкиваться на работе. Он регулярно жалуется – на плохое качество работы фирмы, высокие цены на продукцию, невнимательное отношение сотрудников и прочее, и прочее… Как с ним «договориться»?

Прежде всего, важно постараться выслушать и понять этого посетителя, мысленно занять его место. Почему он недоволен? Он очень одинок в личной жизни, его не понимают на работе. Ему плохо. И это его нытье, быстрее всего, – попытка привлечь к себе и своим внутренним проблемам внимание.

Когда мы знаем проблему, мы, вероятнее всего, найдем путь ее решения.