Файл: Практических заданий по дисциплине общий психологический практикум.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г. Эббингауз открыл закон забывания информации. В соответствии с этим законом в течение первого часа после предъявления информации забывается до 60% того, что мы восприняли, а через 6 дней остается менее 20% от общего объема полученной информации (рис. 3). Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней. Потому, если сведения требуется запечатлеть надолго, то их целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забывание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэкономично.
Систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями, систематическое повторение материала через небольшие интервалы времени намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в короткие сроки перед экзаменом, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после экзамена. Полезно знать, что лучше всего запоминается начало и конец информации, а середина трудна для воспроизведения (закон края). Это также необходимо учитывать при организации повторения и закрепления материала.
Рис. 3. Кривая забывания, по Г. Эббингаузу
В течение дня продуктивность памяти, как и внимания, изменяется. Между 8 и 12 часами утра память работает максимально хорошо, после обеда заметно снижается, а затем вновь несколько возрастает для "жаворонков". Для "сов" оптимум приходится на время с 8 до 12 вечера. Поскольку в зависимости от индивидуальных особенностей эти общие тенденции различаются, полезно понаблюдать, какие интервалы наиболее благоприятны для памяти конкретного человека, и учесть эту информацию при организации работы.
Совершенствуя свою память, полезно пользоваться следующими рекомендациями:
-
1. Интерес - резец памяти: чем он острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше они запомнятся. -
2. Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель - запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. -
3. Откажись от зубрежки и используй смысловое запоминание:
■ пойми;
■ установи логическую последовательность;
■ разбей материал на части и найди в каждой "ключевую фразу" или "опорный пункт".
-
4. Знай об эффекте Зейгарник: если решение какой-либо задачи прервано, то она запомнится лучше по сравнению с задачами, благополучно решенными. -
5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения. -
6. Начинай повторять материал по "горячим следам", лучше перед сном и с утра. -
7. Учитывай "правило края": обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина "выпадает". -
8. Настоящая мать учения не повторение, а применение. -
9. Иногда используй мнемотехнику - искусственные приемы запоминания. -
10. Помни, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного материала наступает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.
О каких видах памяти идет речь ниже?
1. Память, признаком хорошего развития которой являются физическая ловкость, сноровка в труде, «золотые руки». Ответ: ДВИГАТЕЛЬНАЯ
2. Часто люди, глядя на фотографию того или иного человека, за давностью лет не могут вспомнить его имени и обстоятельств встречи с ним, однако хорошо помнят, что этот человек в силу каких-то причин был приятным или неприятным. Ответ: Непроизвольная, эмоциональная
3. Выдающийся шахматист А. Алехин в 1938 году в Чикаго провел сеанс одновременной игры «вслепую» на 32 шахматных досках. Ответ: ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ
4. После утраты близкого человека «многочисленные порой совершенно мелкие поводы снова и снова вызывают слезы, тоску и подавленное настроение». Ответ: Непроизвольная, образно-эмоциональная
5. Некоторые курсанты говорят, что когда они на экзамене готовятся к ответу, то вспоминают, в какой части страницы изложена та или иная мысль. Ответ: Зрительная
6. В стремлении хорошо запомнить материал курсант разбивает текст на части, выделяет опорные смысловые единицы, особое внимание уделяет выявлению причинно-следственных и родо - видовых связей.
Ответ: Словесно-логическая
7. Вид памяти, на котором основывается способность сопереживать и сочувствовать другому человеку. Ответ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Практические задания по теме «Мышление»
МЫШЛЕНИЕ - психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности.
Существенными признаками мышления как познавательного процесса являются:
1 обобщённое отражение действительности. Благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями.
2. познание мира, опосредованное имеющимися знаниями.
3. словесное опосредование – мыслительная деятельность человека основывается на использовании понятий (обозначение явлений в словесной форме)
4. мышление направлено на решение познавательной или практической задачи, т.е. проявляется и развивается при решении проблем.
Таким образом, благодаря мышлению человек организует свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, проявляет активность во взаимодействии с миром. Это позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.
К основным формам мышления относят понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов.
Например, понятие «человек» - существенные признаки: членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда.
Виды
1. По происхождению:
- Житейские - формируются с участием практической деятельности и наглядно-образного мышления (например, стол, стул, собака, дерево и т.п.). человек практически представляет себе, что означает каждое из этих понятий, и соответствующее слово вызывает у него образ той практической ситуации, в которой он имел дело с этим понятием. Поэтом человек хорошо знает содержание этого понятия.
- Научные –формируются в процессе обучения (например, государство, остров, глагол, млекопитающее и пр.). Сначала словесно формируется понятие, а потом заполняется полноценным смысловым содержанием.
2. По степени отвлечённости: конкретные и абстрактные.
Разновидностью абстрактных понятий являются моральные (этические) понятия –
понятия, в которых обобщён опыт отношений между людьми, сконцентрированы представления об основных принципах нравственного поведения, об обязанностях человека по отношению к самому себе, обществу, труду (например, гордость, честь, доброта, настойчивость, долг и пр.).
Моральные понятия чаще всего усваиваются в повседневной жизни, в практике общения с другими людьми, в ходе анализа собственного поведения и поступков других людей, чтения художественной литературы и т.д. У каждого человека есть моральные понятия, но они всегда правильны. Моральные понятия отличаются от других понятий тем, что они меняются от одного исторического периода к другому.
3. По общности (объёму): единичные и общие.
Суждение – это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются какие-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. В них нередко раскрывается содержание понятия.
Логические и лингвистические суждения обычно представлены простыми предложениями. Например, Земля вращается вокруг Солнца.
Виды
1. Утвердительные - «Психика есть свойство мозга».
2. Отрицательные - это такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков («Это слово не глагол»).
3. Истинные – выражают такую связь, которая существует в действительности («Минск – столица РБ», «Земля вращается вокруг Солнца»).
4. Ложные - связь между объектами в действительности не существует (« В январе всегда лежит снег»).
5. Общие – в них что-либо утверждается (отрицается) относительно всех предметов данной группы, класса («Все рыбы дышат жабрами»).
6. Частные – утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам («Некоторые студенты – отличники»).
7. Единичные – это суждение, в котором речь идёт об одном понятии («Этот ученик плохо выучил урок»).
Способы образования суждений
1. Непосредственно - в них выражается то, что воспринимается (Например, стол коричневого цвета и мы высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый»).
2. Опосредованно - путём умозаключений и рассуждений.
Истинность суждений проверяется общественной практикой.
В суждениях человек высказывает своё мнение о данном предмете, обозначает установленные им связи предметов между собой или своё отношение к какому-либо явлению. Следовательно, в суждениях отражается не только мыслительный, но и познавательный процесс.
В суждениях выражаются и чувства человека, его намерения («Я не люблю чеснок», «Летом я уеду в Крым»).
Когда человек хочет убедить других или даже самого себя в том, что его суждение действительно истинное положение, что они правильные, он их обосновывает, приводит известные и проверенные фаты из жизни, установленные наукой законы, делает логические построения. В таких случаях имеет место рассуждение.
Различные виды суждений, их формы, особенности изучает наука логика. Психология изучает главным образом содержание суждения как формы мышления.
Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается логический вывод.
Например, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца (1-е суждение). Земля – планета Солнца (2-е суждение). Значит, она вращается вокруг Солнца (3-е суждение выведено из первых двух).
Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение называются посылками умозаключения. Вывод называется заключением.
Виды умозаключений
Индукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему. Например, электропроводностью обладают железо, медь, алюминий, платина и т.д. следовательно, все металлы электропроводны.
Дедукция – это логический вывод, отражающий направленность мысли от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно.
Эти две формы умозаключения выступают в неразрывном единстве и составляют две стороны единого мыслительного процесса.
Аналогия - это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями