ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытое внеурочное занятие по подготовке к экзамену по химии
в 9 классе на тему «Решение заданий 1 части ОГЭ по химии»
Цель: - обобщить и систематизировать основные химические понятия по неорганической химии.
Задачи:
-
Воспитывающая – воспитание у учащихся самостоятельности, активности при работе в парах и при индивидуальной работе, а также при выполнении самостоятельной работы, взаимопомощи и поддержки при работе в парах, самоконтроля при выполнении заданий. -
Развивающая – развитие интеллектуальных способностей при выполнении мыслительных операций: анализа, синтеза, оценки, сравнения, логики при выполнении дидактических заданий. -
Обучающая – организовать учащихся на закрепление для подготовки их к сдаче ГИА.
Введение
Каждая работа начинается с постановки цели.
С какой целью вы ходите на факультативные занятия по химии?
Итак, мотив налицо – мы хотим больше узнать, ликвидировать те проблемы, которые у каждого из нас есть и в итоге получить хороший результат на экзамене по химии.
Каждый из вас на предыдущих занятиях написал о своих проблемах при работе с вариантом экзаменационной работы. Я классифицировала ваши проблемы и сейчас мы попытаемся с некоторыми из них справиться. По ходу нашей работы вы будете заполнять таблицу «Моя самооценка»
1 Начнем с мозгового штурма.
Так как несколько заданий в варианте ОГЭ базируются на знаниях Периодической системы и закона, то мы и начнем с того, что вспомним их.
Что показывает порядковый номер?
Что показывает номер периода?
Что показывает номер группы?
В периоде слева направо ⇒
Увеличивается:
-
Заряд ядра атома -
Электротрицательность -
Неметаллические свойства -
Валентность -
Высшая степень окисления -
Кислотные свойства оксидов -
Не меняется число электронных слоев
Уменьшается:
-
Радиус атома -
Металлические свойства -
Основные свойства оксидов
В группе сверху вниз ⇓
Увеличивается:
-
Заряд ядра атома; -
Радиус атома -
Металлические свойства -
Основные свойства оксидов -
Число электронных слоев
Уменьшается:
-
Электроотрицательность -
Неметаллические свойства -
Кислотные свойства оксидов
Не меняется валентность и степень окисления химических элементов в одной группе.
2.Выполним первое и второе задание из варианта ОГЭ
Первый вариант
Задание 1 В атоме калия распределение электронов по электронным слоям соответствует ряду чисел:
-
2; 8; 6; 3 -
8; 8; 2; 2 -
2; 8; 1 -
2; 8; 8; 1
Задание 2 Сколько электронов содержит атом алюминия?
-
27 -
13 -
14 -
3
Задание 3 Число протонов в атоме равно
-
числу электронов -
относительной атомной массе -
числу нейтронов -
заполненных электронных слоев
Задание 4 Число заполняющихся электронных слоёв в атоме равно
-
порядковому номеру элемента -
номеру группы -
заряду ядра атома -
номеру периода
Второй вариант
Задание 1 Для элементов главных подгрупп число электронов во внешнем электронном слое атома равно
-
числу нейтронов -
номеру периода -
заряду ядра атома -
номеру группы
Задание 2 Атомы азота и фтора имеют одинаковое
-
значение радиусов атомов -
значение зарядов ядер атомов -
число электронов во внешнем электронном слое -
число заполненных электронных слоёв
Задание 3 Атомы углерода и кремния имеют одинаковое
-
число нейтронов в ядре атома -
значение относительной атомной массы -
число протонов в ядре атома -
число валентных электронов
Задание 4
Схема распределения электронов по электронным слоям 2, 8, 7 соответствует атому
-
хлора -
фтора -
кислорода -
серы
Проверяем работу соседа, оцениваем проверяемую работу по образцу, возвращаем и выставляем результат в таблицу «Моя самооценка»
1 вар – 4; 2; 1; 4
2 вар – 4; 4; 4; 1
3.Теперь вспомним основные классы неорганических соединений и генетические ряды, которые они образуют (составим на доске схему из слов: элементы, металл, неметалл, основный оксид, кислотный оксид, кислота, основание, соль)
4.Теперь новые задания Распределите вещества по классам.
СaCl2; BaO; Fe(OH)2; H2SO4; HNO3; CaO; CO2; Ca(OH)2; ZnSO4; H2SiO3; NaOH;
KNO3.
Проверьте снова друг друга, сверьте с эталоном и оцените
Оксиды Кислоты Основания Соли
BaO H2SO4 Fe(OH)2 СaCl2
CaO HNO3 Ca(OH)2 ZnSO4
CO2 H2SiO3 NaOH KNO3
Поставьте баллы в таблице самооценки
Поработаем еще с данными веществами: называем их вслух по очереди, расставляет степени окисления с комментированием (задания 4, 14)
5.Для того, чтобы успешно выполнить задания 5, 9, 10, 11, 12 мы сейчас с вами выполним следующую работу по 4 вариантам
Задание: запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочки превращений.
1 группа
Ca → СаО → Са (ОН)2
↓
Ca S
2 группа
Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2
3 группа
Рb → PbO → PbCl2 → Pb(OH)2
4 группа
Р → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2
Затем ребята сверяют свои ответы с правильными, т.е. производится самопроверка знаний.
^ Ученики должны записать следующие уравнения реакции и произвести самопроверку
1 группа:
1). 2Ca + O2 → 2CaO;
2). CaO + H2O → Ca(OH)2;
3). Ca(OH)2 + 2HCl → CaCl2 + 2H2O;
2 группа:
1). 2Cu + O2 → 2CuO;
2). CuO + 2HCl → CuCl2 + H2O;
3). CuCl2 + 2NaOH → Cu(OH)2 + 2NаCl;
3 группа:
1). 2Pb + O2 → 2PbO;
2). PbO + 2HCl → PbCl2 + H2O;
3). PbCl2 + 2NaOH → Pb(OH)2 + 2NaCl;
4 группа:
1). 4P + O2 → 2P2O5;
2). P2O5 + 2HCl → 2H3PO4;
3). 2H3PO4 + 3Ca(OH)2 → Ca3(PO4)2 + 3H2O; или
2H3PO4 + 3Ca → Ca3(PO4)2 + 3H2;
^6. 14 задание В уравнении окислительно-восстановительной реакции
MnO + Аl = Аl2O3 + Мn коэффициент перед формулой восстановителя равен
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
15.Массовая доля азота в нитрате алюминия равна
1) 14,0%
2) 19,7%
3) 6,6%
4) 21,3%
Ответы:_2,_2__7.ИТОГОВЫЙ_ТЕСТ.__Тест.__1.'>Выполняют учащиеся на доске. Ответы: 2, 2
7.ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.
Тест.
1. Формулы только оксидов приведены в ряду
1) H2SO4, CaO, CuCl2 3) Na2CO3, Na2O, N2O5
2) P2O5, BaO, SO3 4) NaOH, Na2O, Cu(OH)2
2. Амфотерными являются те оксиды, которые
1) взаимодействуют только с кислотами
2) взаимодействуют только со щелочами
3) взаимодействуют и с кислотами, и со щелочами
4) не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами
3. Химическая реакция, уравнение которой
K2O + 2HNO3 = 2KNO3 + H2O относится к реакции
1) разложения 2) соединения 3) обмена 4) замещения
4. Формулы только кислот приведены в ряду
1) H2SO3, H2SO4, H2S 3) HCl, NaCl, HNO3
2) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2 4) Na2O, NaNO3, HNO3
5. Оксид, который при взаимодействии с водой, образует кислоту – это
1) Na2O 2) SiO2 3) P2O5 4) Fe2O3
6. Взаимодействие цинка с соляной кислотой относится к реакциям
1) обмена 2) замещения 3) разложения 4) соединения
7. Формулы только оснований приведены в ряду
1) Na2CO3, NaOH, NaCl 2) KNO3, HNO3, KOH
3) HCl, BaCl2, Ba(OH)2 4) KOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2
8. Металл, который реагирует с водой, образует щёлочь, - это
1) железо 2) медь 3) калий 4) алюминий
9. Формулы только солей приведены в ряду
1) K2CO3, H2CO3, KOH 2) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2
3) AlCl3, Al(NO3)3