Файл: Тема Психология как наука Основные вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Тема 1. Психология как наука
Основные вопросы:
1. Предмет, задачи психологической науки.
2. Этапы развития психологии.
3. Отрасли психологии, ее связь с другими науками.
1. Предмет, задачи психологической науки
Психология занимает двойственное положение в ряду научных дисциплин. С одной стороны, житейскими психологическими знаниями обладает каждый человек. Житейские представления о психологии находят свое отражение в народной мудрости, пословицах и поговорках: «Скупой платит дважды», «Поспешить – людей насмешишь», «На сердитых воду возят» и др. С другой стороны, психология – это система четких научных знаний, доступных узкому кругу специалистов.
Термин «психология» возник в средневековом богословии (от греческих слов syhe – душа и logos – наука), а в науку был введен в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.
Современная психология не оперирует категорией «душа», а интересуется психической жизнью человека.
Объект психологии: психика (как животных, так и человека) – способность мозга получать информацию об окружающей действительности.
Предмет психологии: закономерности проявления и развития психических явлений и их механизмов.
Познание психики – сложный процесс, потому что вниманию ученых доступны только внешние проявления или результаты самоотчетов личности
(которые зачастую очень субъективны).
Задачи психологии:
1) качественное изучение психических явлений;
2) анализ формирования и развития психических явлений;
3) изучение физиологических механизмов психики;
4) содействие многомерному внедрению психологических знаний в жизнь людей.
Таким образом, современная психология – это интегративная наука,
изучающая поведение человека (все, что выражает организм) и его
психические процессы (внутренний субъективный мир).

2
2. Этапы развития психологии
Официальная история научной психологии получила начало в 70-х год XIX в.
Однако накопление психологических знаний началось еще во времена античности.
Первый этап существования психологических знаний можно назвать
психология как наука о душе (2 000 лет тому назад). Психологии как науки еще не существовало, психологические знания аккумулировались в недрах философии. Наличием души объяснялись все непонятные явления. Это находит свое отражение в поклонении различным предметам и явлениям. Душа – основа идей таких философов как Гераклид, Демокрит, Аристотель. В психологии приписывание «души» или одушевленности предмету называется анимизмом.
На данном этапе возникает учение о темпераментах, разработанное
Гиппократом. Фактические Гиппократ предпринимает первую попытку типизировать личность.
Второй этап – психология как наука о сознании – начинается в XVII –
XVIII вв. в связи с развитием естественных наук. Сознание включает мысли человека, его чувства, потребности, желания. Именно поэтому в качестве основного метода познания сознания выделяется метод интроспекции.
Интроспекция
(лат. introspecto, смотрю внутрь)
– метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Иными словами, информация об индивиде поступала за счет его собственных самоотчетов.
На данном этапе устанавливается разница между поведением животных
(рефлексы) и человеком (внутренняя жизнь). Само понятие «сознание» четко разграничивает психическую жизнь человека и животного.
Также стоит отметить, что между первым и вторым этапом развития психологии существует серьезный временной разрыв – период Средних веков.
Отсутствие существенных изменений в данный период связанно с тем, что на изучение души был наложен своеобразный запрет, так как душа – это принадлежащее богу. При этом работа священника очень напоминала работу современного психолога.
Третий этап – психология как наука о поведении – приходится на XIX в.
Психология становится экспериментальной наукой, на что существенно повлияло развитие физиологии.
Историю научной психологии принято исчислять с 1879 г. – открытия немецким физиологом В. Вундом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории.


3
На этом этапе проводятся активные экспериментальные исследования людей с психическими заболеваниями. Ученые отказываются выделять в качестве предмета исследования психику (так как она не доступна реальному научному изучению) и выделяют в качестве предмета исследований только то, что доступно наблюдению (поведение, поступки и реакции человека).
Появляются два направления в психологии. Одно с помощью научных методов пыталось изучить простые психические явления (ощущения и восприятия). Второе рассматривало высшие процессы (память, мышление), применяя метод интроспекции. Возникает кризис в психологии, на волне которого были созданы две школы: бихевиоризм, изучающий поведение человека, и психоанализ, обратившийся к изучению бессознательного.
Четвертый этап – психология как интегративная наука (середина XX в.
– современность). Снимается полемика внутри предмета психологии. Ученые в равной степени изучают как психику (внутренний мир), так и ее внешнее проявление. Психология становится многоотраслевой наукой.
3. Отрасли психологии
Психология в течение XX в. накопила большое количество научных знаний о мире психических явлений, что нашло свое отражение в возникновении различных отраслей данной науки. В зависимости от того, каким являются задачи научных исследований – общими или специфическими, выделяют две сферы научно-психологических знаний – фундаментальную и прикладную психология.
Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки одинаково важны для анализа психологии и поведения всех людей, т. е. изучаются психические явления, проявляющиеся в различных сферах жизнедеятельности.
Отрасли фундаментальной психологии:
Общая психология – изучает общие закономерности функционирования психики и человеческого сознания (ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, волю и др.). Данная отрасль имеет принципиальное значение для подготовки будущих психологов. Также она будет полезна для лиц, желающих улучшить работу своих психических процессов, например, оптимизировать память, развить мышление, отточить работу воли и т. д.
Психология личности – исследует феномен личности, ее структуру и специфику формирования. На данный момент в психологии нет однозначного подход к рассмотрению личности, все определяется теоретической принадлежностью психолога.

4
Дифференциальная психология – изучает индивидуальные различия между людьми, обусловленные полом, характером, темпераментом. Данная отрасль позволяет человеку лучше понять себя и свое окружение, отвечает на такие вопросы как: Кто умнее – мужчина или женщина? Почему женщина всегда опаздывает? Кто лучше водит автомобиль?
Психофизиология – изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в рамках психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, качества человека.
Нейропсихология – занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.
Социальная психология – исследует особенности поведения человека в социальной среде. Социальная психология позволяет оптимизировать процесс общения человека, понять возникающие коммуникативные барьеры и выбрать оптимальный стиль коммуникации.
Психология развития (или возрастная психология) – изучает особенности развития человека на различных этапах онтогенеза. Психология развития позволяет человеку лучшие понять различные этапы собственного становление и пережить их с минимальными последствиями. В рамках психологии развития выделяется детская психология, подростковая психология, психология юношеского возраста, психология взрослого человека, геронтопсихология (психология старости).
Специальная психология – изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития (слепых, глухих, умственно неполноценных и т. д.). К разделам специальной психологии относятся: олигофрено - психология (лиц с нарушением интеллекта), сурдопсихология
(лиц с дефектом слуха), тифлопсихология (лиц м нарушением зрения).
Зоопсихология – раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира. Знание в зоопсихологии необходимо не только дрессировщикам и кинологам, но и вообще всем психологам. Так как понимание работы психики животных позволяет лучше понять организацию психической жизни человека.


5
Специальные (прикладные) отрасли психологических знаний изучают какие-либо узкие группы явлений, т. е. психологию и поведение людей, занятых в отдельной (узкой) отрасли деятельности.
Специальные отрасли психологии:
Педагогическая психология – изучает особенности организации учебного процесса, а также познание механизмов усвоения знаний развивающейся личностью. Данная область представляет особый интерес для педагогов- практиков, так как позволяет оптимизировать процесс обучения личности.
Психология семьи – изучает особенности формирования брачной пары, процесс развития семья, критические этапы в совместной жизни, а также особенности взаимодействия между родителями и детьми и между сиблингами
(братьями и сестрами).
Юридическая психология – занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики.
Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.
Психология спорта – рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного процесса тренировок, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.
Таким образом, психология представляет собой разветвленную сеть наук, которая позволяет каждому человеку удовлетворить собственный личный и профессиональный интерес. При этом развитие психологии не остановилось, продолжается накопление новых знаний.