Файл: Реферат по дисциплине Экономика и управление качеством.rtf
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ISO 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2001; представляет собой введение в СМК и словарь терминов.) -
ISO 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Это базовый стандарт в структуре ИСО. Содержит философию СМК и основывается на понятии «результативность» (способность достигать цель). -
ISO 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Содержит более широкие, чем 9001, методические указания и рекомендации по постоянному улучшению деятельности организации, ее эффективности и результативности.) -
ISO 19011:2000. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды. (В России в настоящее время действует как ГОСТ Р ИСО 19011:2003.) -
ISO 10012. Обеспечение качества измерительного оборудования. (В России в настоящее время действует как стандарт ГОСТ Р ИСО 10612. Содержит требования к измерительному оборудованию.)
В 2003 г был обновлен отечественный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (ГОСТ Р ИСО 19011-2003). В 2005 г был обновлен словарь ISO серии 9000 (ISO 9000:2005).
15 ноября 2008 г была опубликована новая официальная версия стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2008). Внесенные в нее изменения, в целом незначительные, касаются ответственности организаций в случае использования аутсорсинга; деятельности организаций по сопровождению поставок (гарантийное и сервисное обслуживание, вторичная переработка, утилизация); вопросов сохранности продукции; управлению конфигурацией компьютерного программного обеспечения, защите и восстановлению информации; работы с несоответствующей продукцией.
Таким образом, в настоящее время действующими (актуальными) являются следующие версии основных международных стандартов ISO серии 9000:
-
ISO 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». -
ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования». -
ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».
международный стандарт менеджмент качество
Глава 2. Система менеджмента качества
ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
Система менеджмента качества является частью системы управления организации, и ориентирована на достижение результатов, основанных на целях качества, удовлетворении нужд и ожиданий заказчиков. Цели качества дополняют другие цели организации, такие как развитие, денежные средства, прибыльность, безопасность персонала и окружающей среды. Различные части системы управления организации могут быть объединены вместе с системой менеджмента качества, в единую, связующую унифицированную систему управления, использующую общие элементы. Это может способствовать планированию, распределению ресурсов, установлению взаимодополняющих целей и оценку эффективности.
Успешное управление может быть достигнуто путем внедрения и поддержания соответствующей системы управления, которая разработана для постоянного улучшения выполнения работ. Стандарты ISO серии 9000 как раз и формулируют комплекс требований к таким системам. Внедрением системы менеджмента качества, организация создает уверенность в возможностях и надежности ее процессов, также, как и основу для постоянного улучшения. Все это ведет к удовлетворению заказчика и успеху.
Принципы менеджмента качества Идентифицированы следующие восемь принципов менеджмента качества,
способствующие достижению целей качества (ISO 9000):
-
Организация, сфокусированная на заказчика - организации зависят от своих заказчиков и поэтому должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять требованиям заказчика и стараться превосходить ожидания заказчика. -
Роль руководства - руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю окружающую среду организации. Они создают окружение, в котором люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации. -
Вовлечение людей - служащие всех уровней – это сущность организации и их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации. -
Процессный подход - желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие ресурсы и деятельности управляются как процесс. -
Системный подход к управлению - идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов для заданных целей, способствующих результативности и эффективности организации. -
Постоянное улучшение - постоянное улучшение является неизменной целью организации. -
Принятие решений, основанное на фактах - эффективность решений основывается на логическом и интуитивном анализе данных и информации. -
Взаимовыгодные отношения с поставщиками - взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обоих организаций по созданию ценности.
Термины «система качества» и «система менеджмента качества» следует считать синонимами. Первый введен действующей в настоящее время версией стандартов ISO серии 9000. Второй вводится пока еще не утвержденной версией 2000 года. Система качества (ISO 8402) - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
Назначение системы качества:
-
улучшение деятельности предприятия; -
обеспечить уверенности заказчиков, в качестве получаемой продукции; -
обеспечит уверенность потребителей продукции в ее качестве.
Система менеджмента качества (ПМС ISO 9000) – система для разработки политики в области качества, целей качества в области качества и достижения этих целей.
Менеджмент качества (ПМС ISO 9000) - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Заключение
Международные стандарты ISO серии 9000 являются очень востребованными во всем мире.
В настоящее время, стандарты ISO серии 9000 являются национальными, приняты во многих странах мира (с 1980 года число таких стран значительно увеличилось). На западе стандарты приобрели особую популярность в конце 1990 годов. В США и Западной Европе сертифицировано более 80% компаний. В Китае число таких предприятий превышает 40%. Во всем мире (включая Россию) по состоянию на апрель 2006 г стандарт ISO серии 9000 применило более миллиона предприятий, в том числе примерно 700 тысяч из них сертифицировано по стандарту ISO 9001:2000. Каждый месяц количество сертифицированных компаний во всех странах-участницах процесса увеличивается на 5-8 тысяч.
Первое российское предприятие прошло процедуру международной сертификации в 1993 году. По некоторым данным, количество сертифицированных (как по международному, так и по отечественному вариантам) предприятий России сегодня превышает 50 тысяч.
Стандарты серии ISO 9000 стали рабочим инструментом производящих фирм и предприятий сферы услуг, государственных органов и учреждений науки и образования при построении системы качества и ее сертификации. Одной из задач реализации любой системы качества является достижение уверенности руководства предприятия, его клиентов и субподрядчиков в способности поставлять продукцию заданного качества в точно установленные контрактом сроки. В этой связи стандарты ISO 9000 часто применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве основы для оценки соответствия качества продукции и услуг условиям договора. При этом наличие сертифицированной системы качества и использование ее элементов в предконтрактной проработке проекта считается одним из условий минимизации риска потерь от невыполнения условий контракта.
Список литературы
-
ГОСТ Р ИСО 9000: 2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -
Никитин, В. А. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000 / В.А. Никитин. - Питер, 2002. - 272 с. -
Терехова, Т.В. ИСО 9001: 2000: Просто и доступно о стандартах ИСО серии 9000. / Т.В. Терехова. – Н. Новгород: Приоритет, 2005. – 39 с. -
Матрос, Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга. / Д.Ш. Матрос. – М: Центр педагогического образования, 2008. – 288 с. -
Васильев, В.А. Управление качеством и сертификация / В. А. Васильев, Ш. Н. Каландаришвили, В. А. Новиков, С. А. Одиноков. – М: Интермет Инжиниринг, 2002. - 416 с. -
Пузанков, Д.В. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях / Д. В. Пузанков, А. В. Олейник, В.С. Соболев, С.А. Степанов. – Санкт-Петербург: СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2003. – 220 с.