Файл: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок №

Тема: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цель:Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи

  • определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи

Развивающие:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.

Планируемые результаты:

  • предметные:

  • давать образную характеристику Хаммурапи;

  • объяснять причины создания законов;

  • применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи

  • изучать и систематизировать информацию различных исторических источников



  • метапредметные УУД:

  • слушать других

  • пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов

  • обобщать результаты исследовательской работы

  • высказывать аргументированные суждения



  • личностные УУД:

  • обрести мотивацию к изучению нового материала

  • осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Оборудование: учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс; карта «Западная Азия в древности»; раздаточный материал - фрагменты «Свода законов Хаммурапи»; проектор; мультимедийная презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I.Огранизационный момент

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ……….., который создал первые …


(Тигр, Евфрат, клинопись, наводнением, посевы, 1792–1750 , 5000, Хаммурапи, законы)

II.Мотивационно-целевой этап

В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г.Сузах (ныне – Иран) на территории Междуречья, необычный предмет – черный базальтовый столб.

- Как вы думаете, чем уникален этот столб?

- Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?

Вы правильно предположили, что данный столб уникален благодаря надписям, которые сделаны на нем.

- Интересно ли вам узнать, о чем этот текст и кому он посвящен?

Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» (презентация)

План урока

1.Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2.Хаммурапи и его законы.

Проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет?

III.Работа по теме урока

1.Город Вавилон становится главным в Двуречье

В результате борьбы между городами-государствами (номами) произошло возвышение Вавилона, точнее Бабили, что значит «врата бога». Ему суждено было на много веков стать основным центром Двуречья.

Рассмотрите карту на с.70 учебника (в атласе) и расскажите, где располагался город Вавилон.

Вы готовы поближе познакомиться с Вавилоном и его жителями? Тогда в путь, но не забывайте делать записи в путевых дневниках.

Слайд 1. Вавилон был расположен в удобном месте, где реки Тигр и Ефрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

Слайд 2.В речном порту Вавилона множество судов. Деревянных кораблей совсем мало, так как лес был очень дорогой. Зато много больших лодок из тростника с загнутым носом и кормой.

Слайд 3. Вот пристает к причалу плот. Однако он сделан не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом. Вавилоняне связывали несколько мешков между собой, а поверхность плота выстилали тростником. Такой плот мог перевезти тяжелый груз.

Слайд 4. А вот видны круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода нет проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом – природной смолой, которую добывали из земли. В Вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие нагружаются.


Применив свои знания о природных и климатических условиях Двуречья, предположите, что продавали и что покупали купцы, приплывшие в Вавилон?

(Составляется схема)



Ч то ввозили? Вавилон Что вывозили?





Строительный лес, Зерно, овечья шерсть.

металлы финики

2. Хаммурапи и его законы

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму­рапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опыт­ным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

  • Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения.

Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил хра­мы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

  • Как вы можете объяснить слово законы?

(Ученики высказывают предположения, а затем записывают новое понятие в словари.)

Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны.

Как вы помните, «Законы Хаммурапи» были найдены фран­цузской археологической экспедицией в 1901 г. в г. Сузах и хра­нятся сейчас в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном камне. Всего их 282.


  • Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с. 71 учебника. Рассмотрите эту иллюстрацию.

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю жезл — знак власти.

Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Над­пись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?

Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

  • Теперь вам предстоит выполнить задание.

Работая в груп­пах с фрагментами «Свода законов Хаммурапи», вы должны ответить на следующие вопросы.

  • Кого и что защищали законы Хаммурапи?

  • Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?

  • Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества

(Ученики делятся на пять групп, каждая получает рабочий материал.)

Рабочий материал для первой группы

7. Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и до­говора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля и вслед­ствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соот­ветствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою рабо­ту, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.


Вопросы для первой группы

  • Что объединяет все эти законы?

  • Что вы узнали о хозяйстве Древней Вавилонии?

  • Какой труд поощряли законы?

  • Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Рабочий материал для второй группы

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) сру­бит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить I /2 мины (мина — 0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шер­стью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.

245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

  1. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.

  2. Если человек украл сошник или же борону, то он должен запла­тить хозяину 3 сикля серебра.

  3. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в год.

Вопросы для второй группы

  • Что использовалось в Древней Вавилонии в качестве платы за работу или компенсации ущерба?

  • О чем это свидетельствует?

  • Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

Рабочий материал для третьей группы

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или ра­быню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но непол­ноправного подданного), то его дблжно убить.

19. Если человек держит беглого раба в своем доме и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.

  1. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и бу­дет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

  2. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить... и, если взятый в залог — сын человека, должны казнить его [ростовщика] сына.