Файл: Мeтoдичeскaя paзpaбoткa плaнa кoнспeктa кpaeвeдчeскoй экскypсии СaнктПeтepбypг Цeль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мeтoдичeскaя paзpaбoткa плaнa – кoнспeктa кpaeвeдчeскoй экскypсии «Сaнкт-Пeтepбypг»
Цeль: сoздaниe yслoвий для фopмиpoвaния знaния, o нepaзpывнoй связи кyльтypнoгo нaслeдия Пeтepбypгa с жизнью гopoдa в цeлoм, пoкaзaть paзнooбpaзиe и спeцификy жизни Пeтepбypгa в I пoлoвинe XVIII вeкa.

Зaдaчи

Oбpaзoвaтeльныe зaдaчи:

  • пoзнaкoмить с истopиeй вoзникнoвeния Сaнкт-Пeтepбypгa и личнoстью Пeтpa I;

  • дaть знaния o вoзникнoвeнии Пeтpoпaвлoвскoй кpeпoсти, пepвoй плoщaди Пeтepбypгa-Тpoицкoй, пepвoгo пpaвитeльствeннoгo yчpeждeния - здaния Двeнaдцaти кoллeгий, «Пepвoнaчaльнoм двopцe» - дoмикe Пeтpa I, пepвoм мyзee - Кyнсткaмepe и пepвoм из пoстaвлeнныx в Poссии пaмятникax - пaмятникe Пeтpy I «Мeдный всaдник»

  • дaть знaния o пaмятникax apxитeктypы, сoxpaнившиxся с пeтpoвскoгo вpeмeни;

  • нayчить сoстaвлять твopчeскиe oписaния apxитeктypныx пaмятникoв.

Paзвивaющиe зaдaчи:

  • спoсoбствoвaть paзвитию пoзнaвaтeльныx пpoцeссoв, эмoциoнaльнoй и кoммyникaтивнoй сфep личнoсти oбyчaющиxся;

  • paзвивaть нpaвствeннo-пaтpиoтичeскиe кaчeствa, мышлeниe, вooбpaжeниe, нaблюдaтeльнoсть, paзвивaть личнoстныe кaчeствa любви к poдинe, милoсepдия, жeлaния yчиться и тpyдиться нa блaгo poднoй стpaны;

  • paзвивaть чyвствo пaтpиoтизмa.

Вoспитaтeльныe зaдaчи:

  • вoспитывaть пaтpиoтичeскиe чyвствa, любoвь к свoeмy гopoдy, свoeмy нapoдy, свoeмy кpaю и poднoмy дoмy; слyжeниe Oтeчeствy;

  • пpививaть любoвь к гepoям нaшeй Poдины;

  • вoспитывaть дoбpoтy, милoсepдиe, yвaжeниe дpyг к дpyгy и oкpyжaющим, чyвствo гopдoсти зa «мaлyю Poдинy».

Тип зaнятия - aвтoбyснaя экскypсия.

Oписaниe экскypсии

Сxeмa мapшpyтa

  1. Пeтpoпaвлoвскaя кpeпoсть

  2. Дoмик Пeтpa I

  3. Кyнсткaмepa

  4. Здaниe Двeнaдцaти кoллeгий

  5. Пaмятник Пeтpy I.

Экскypсия oсyщeствляeтся нa зaкaзнoм aвтoбyсe oт oбpaзoвaтeльнoгo yчpeждeния. Пpoвoдятся инстpyктaж пo ТБ.

Paсстoяниe - 5 км;

Кoличeствo oстaнoвoк – 7;

Длитeльнoсть экскypсии - 3 чaсa.

Технологическая карта


Этап занятия

Хронометраж/ местонахождение остановки, объекта

Содержание

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный

10 мин

Учитель напоминает учащимся о необходимости соблюдать правила поведения на экскурсии, задает вопросы, касающиеся инструкции ТБ по проведению экскурсий.

Эмоционально настраиваются на выезд. Контролируют готовность. Отвечают на вопросы педагога по правилам поведения на экскурсии

К.: планирование сотрудничества с учителем

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Основной



1-я остановка

Петропавловская крепость

15 мин

2-я остановка

Петровская набережная, Домик Петра I

15 мин

3-я остановка.

Кунсткамера

15 мин

4 остановка

Здание Двенадцати коллегий

15 мин

5 остановка

Памятник Петру I «Медный всадник»

15 мин


Наш город, Санкт–Петербург, один из самых больших и красивых городов мира. Очень много лет тому назад (312 лет назад) среди болот и лесов царь Пётр I () заложил новый город. Назвал он его святым именем, в честь апостола Петра – Санкт-Петербургом.

- Дети, а какой наш город, Санкт – Петербург? Подберите как можно больше слов, характеризующих город.

Вот и добрались до центра.

Петропавловская крепость является частью Музея истории Санкт-Петербурга. Это самое старое сооружение в городе. Крепость находится в устье реки Невы на Заячьем острове.

Во время войны России и Швеции император Петр Первый решил поставить сооружения для обороны, которые бы способствовали укреплению российских позиций. Крепость располагается на Заячьем острове. Начало строительства крепости является основание Санкт-Петербурга. Шестнадцатого мая 1703 года было открыто строительство сооружения. Сам царь Петр Первый создавал планы при помощи русских и европейских инженеров. Первоначально строение выглядело как укрепление из земляных валов и стен из дерева. Однако в скором времени стены заменили на каменные. Позднее стены покрыли гранитом.

Периметр крепости был выполнен в виде неправильного шестиугольника. Царь и его приближенные лица принимали участие в строительстве. По этой причине в их честь названы 6 бастионов. Каждая стена, которая соединяет бастионы, также обладает собственным названием. В крепости есть 6 ворот. Екатерининская стена не имеет ворот. Наиболее известными воротами крепости считаются Петровские. Они оформлены прекрасными барельефами и гербом государства. Эти ворота – оригинальная триумфальная арка и парадный вход в крепость.

Множество привлекательных строений расположено внутри крепостных стен. Даже издалека можно заметить шпиль с позолотой. Это украшение колокольни Собора св. апостолов Петра и Павла. Второе название собора – Петропавловский. Сначала строение было выполнено из дерева, но он существовал недолгое время. Позднее на его месте поставили собор из камня. На верхушке шпиля располагается крест с ангелом. Колокольня имеет часы, которые изготовил мастер из Голландии. Иконостас был выполнен русскими и западными мастерами. В соборе упокоены Петр Первый и другие представители монаршей семьи. Собор входит в число основных достопримечательностей крепости.

Крепость была создана в качестве монументального сооружения для обороны. Стены ее неприступны. Каждый бастион имел десятки орудий. Но сооружению не пришлось осуществлять защитные функции. Практически сразу после завершения строительства она оказалась тюрьмой для политических заключенных. Из нее не удалось никому сбежать. Сегодня туристы имеют возможность посетить камеры узников.

В крепости расположен монетный двор, основанный Петром Первым. Он входит в число самых старых предприятий промышленности Петербурга. Тут чеканили монеты из золота и серебра, ордена, медали и нагрудные знаки. Монетный двор применял новейшее оборудование того времени и был самым большим в мире. В настоящее время он продолжает функционировать.

Ботик царя находился в Ботном домике, перенесенный из Москвы. Позднее ботик перевезли в Военно-Морской музей, а в домике поставили его копию. Помимо описанных сооружений в крепости расположены иные интересные строения. К ним относятся Комендантский и Инженерный дома, Главное казначейство и другие.

Ребята, комендант Петропавловской крепости приготовил для вас задание: «Надо по точкам обвести рисунок и узнать, что изображено», (дети рисуют Петропавловскую крепость.)


Наша экскурсия продолжается

26 мая 1703 года в месте, указанном Петром I, на современной Петровской набережной был возведён небольшой деревянный домик — Первоначальный дворец. Также его именовали Красными хоромами. Домик Петра является первым зданием в городе, и, как видно из названия, предназначался он для проживания царя.

Сам домик Петра — это не та кирпичная постройка, которую хорошо видно с улицы. Историческое здание находится внутри этой

Осмотреть комнаты домика можно только через окна.

Ещё при жизни Петра, в 1723 году вокруг домика была возведена защитная галерея. Причём идея сохранения здания принадлежала самому императору. Архитектором галереи являлся знаменитый Доменико Трезини, автор проектов здания Двенадцати коллегий и Петропавловского собора. С течением времени галерея обновлялась и расширялась, так при Александре III у неё появилось две пристройки.

В XIX веке вокруг домика разбит небольшой сад, в котором был установлен бюст Петра. А в 30-х годах XX века домик стал музеем. Сегодня он входит в состав Русского музея Санкт-Петербурга.

В одной из галерейных пристроек располагаются информационные стенды с историей домика и фактами об основании Санкт-Петербурга. Во второй пристройке находится лодка-верейка, построенная Петром I.

Как я слышу, у вас возникает вопрос, как же обогревалось жилище царя, если на крыше нет трубы? В конце лета 1703 года Петр уезжает из Петербурга, а ко времени его возвращения на Дворцовой набережной уже был возведён тёплый Зимний дворец. По всей видимости, отопления домика и не требовалось.

С южной стороны от домика находится сад, в котором можно спокойно отдохнуть или спрятаться от солнечных лучей — в нём достаточно много зелени.
Кунсткамера — музей, основанный по указу Петра I, открылся в 1714 г. и стал первым в России. Он был назван немецким словом «Кунсткамера», что означает «кабинет редкостей». В нем предполагалось собирать всевозможные раритеты, созданные природой и руками человека. Полное название музея - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Кунсткамера создавалась на основе личных коллекций самого Петра. Любознательного царя всегда привлекали удивительные, таинственные явления - теленок с двумя головами, трехногий младенец, скелет неведомой огромной птицы, необычные раковины, странные растения, каменные идолы. Собрание редкостей и экзотических вещей быстро росло. Из разных концов страны поступали все новые находки - редкие минералы, чучела экзотических животных, старинные монеты и манускрипты, диковинные черепа и древняя утварь. Во время своих заграничных путешествий царь, не скупясь, закупал редкие книги, приборы, оружие, природные редкости, анатомические препараты. Так, в 1717 г. он купил в Голландии коллекцию «монстров» - заспиртованных в банках человеческих эмбрионов с различными отклонениями в развитии.

Есть в Кунсткамере и поистине уникальные экспонаты, например огромный (диаметром более 3 м) Готторпский глобус XVII в., изготовленный в немецком городе Готторп и подаренный Петру голштинским герцогом. Он представляет собой своеобразный планетарий с картой звездного неба, которую могут наблюдать одновременно больше десятка человек, находящихся внутри его.

Царские коллекции были доступны для всеобщего обозрения.

Сперва коллекции размещались в доме, конфискованном после казни боярина Кикина, - Кикиных палатах. Затем для Кунсткамеры было выстроено специальное здание на Васильевском острове. Постепенно собрание занятных редкостей начало превращаться в настоящий академический музей. Здесь появилась богатая этнографическая коллекция. В настоящее время этнографические, антропологические и археологические собрания музея, насчитывающие более миллиона экспонатов, представляют культуру и быт народов всех континентов, рассказывают о происхождении человека и человеческих рас, истории первобытного общества.
Здание Двенадцати коллегий. Оно было построено для размещения высших правительственных учреждений. Композиционно здание должно было состоять из примыкающих друг к другу 12 корпусов, одинаковых по величине и архитектуре. Проект здания было поручено разработать знаменитому зодчему Доменико Трезини. Первые сваи были забиты в 1722 году, но так как строительство шло очень медленно и неравномерно, завершилось оно только в 1732 году.

С 1838 года здание Двенадцати коллегий занимает Санкт-Петербургский государственный университе.

В Санкт-Петербурге находится очень известный памятник под названием «Медный всадник». Изготовили и установили памятник по желанию российской императрицы Екатерины II.

Скульптура представляет собой коня, который встал на дыбки. Верхом на коне сидит Пётр I. Царь смотрит вперёд. Создаётся впечатление, что Пётр I едет на резвом коне и осматривает свои огромные владения. Его правая рука приподнята и направлена вперёд. Одежда на царе простая. Военных доспехов и других символов, которые указывают на то, что это не простой человек, а император, на памятнике нет.

На голове Петра I надет венок из лавровой ветви, а пояс украшает меч.

Вместо седла на резвом скакуне лежит медвежья шкура, на ней и сидит император.

У ног коня покорно улеглась змея, которая придавлена его копытом и навеки повержена.

Скакун с всадником установлены на огромном камне, который получил название «Гром-камень». Эту огромную глыбу в течение года доставали из земли. Высота скульптуры около 5 метров, это примерно высота двухэтажного дома.

Установлен монумент был в 1782 году. Над его изготовлением несколько лет работал знаменитый скульптор из Франции Этьен Фальконе, а затем Е. Хайлов. Первая попытка изготовления оказалась не удачной, и работа была приостановлена на 3 года. Завершил изготовление скульптуры Ю. Фельтен, так как Хайлову пришлось покинуть Россию по состоянию здоровья.

На самом деле монумент изготовлен из бронзы, но своё название получил в честь одноимённого стихотворения А.С.Пушкина, в котором главная роль принадлежит Петру I.



Учащиеся остаются в автобусе. Педагог рассказывает об объекте.

Учащиеся отвечают на вопросы, задаваемые педагогом по ходу его рассказа о крепости:

1. В ходе каких исторических событий был основан Санкт-Петербург?

2. Какую дату принято считать датой основания города на Неве?

3. Чем петропавловская крепость отличается от первых русских крепостей?

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

1. Когда был построен дом Петра I?

2. Каким образом удалось сохранить эту единственную деревянную постройку, ровесницу нашего города?

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. Что озачает слово «Кунсткамера»?

  2. На основе чего создавалась коллеция Кунсткамеры?

  3. Какие экпонаты прдствлены в Кунсткамере?


Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. Для чего было построено здание?

  2. Кому было поручено разработать здание?

Учащиеся отвечают на вопросы по теме рассказа:

  1. В каком году был установлен монумент?

  2. Кто работал над созданием монумента?

  3. Из какого материала изговлен памятник?

П.: структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Л.: смыслообразование;

Р.: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолеванию препятствий.

III. Заключительный

10 мин

- Ребята, время нашей прогулки подошло к концу,  мы возвращаемся домой.

Давайте вспомним, где мы были и что видели, а поможет нам это сделать пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу, Санкт – Петербургу».

Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать:

Крепость – раз,  Домик— два, три - красавица Кунсткамера,

Четыре – здание Двенадцати коллегий.

Пять – конечно, Памятник,

Все Петербурга волшебство.

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Петербург на морском берегу.

С дворцами и парками, строг и красив,

Как будто вплывает в широкий залив.

Вместе:       Мы в этом городе живём

И он растёт, и мы растём


Отвечают на вопросы учителя.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью



Задание 1

Ребята, комендант Петропавловской крепости приготовил для вас задание: «Надо по точкам обвести рисунок и узнать, что изображено» (дети рисуют Петропавловскую крепость).
Задание 2

Как называется прибор, по которому Петр I определял время? Необходимо дать полное название, с указанием принципа работы.

Подсказка 1.

Во времена Петра I возникают инструментальные мастерские по производству стационарных и портативных приборов, определяющих время. Они изготавливались как приглашенными иностранными, так и отечественными мастерами; различные приборы сложной конструкции приобретались и за рубежом.

Подсказка 2.

Петр I проявлял интерес к этим приборам, хорошо знал их устройство. Он даже написал инструкцию по их изготовлению и принимал участие в создании нескольких приборов в своей «токарне».

Подсказка 3.

Аналогичные приборы с данным принципом работы появились еще в глубокой древности и являются первыми приборами, определяющими время.

Правильный ответ: солнечные часы.
Задание 3

Что входит в состав удивительной коллекции, связанной с увлечением Петра I медициной?

Подсказка 1.

Царь стремился всё «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов. В том же ряду стояла и медицина. Доказательство профессиональных успехов Петра в одном из направлений хирургии – удивительная коллекция, которая хранится в Кунсткамере.

Подсказка 2.

Впервые Петр увидел, как делают данную операцию в Голландии у цирюльника. В Европе этим ремеслом часто занимались именно они. Царь попросил цирюльника рассказать о том, что увидел, и показать сам процесс; впоследствии Петр I сам начал в нем участвовать.

Подсказка 3.

По свидетельствам его подданных, при себе он всегда имел набор инструментов, например, носил с собой «пеликан» - аналог современных щипцов. Считается, что всем больным Петр платил по 1 шиллингу за удаление …

Правильный ответ: коллекция зубов, удалённых лично Петром I.
Задание 4

1. Каким словом Пётр I любил называть свой молодой город? Что оно означало?

2. Какие цели преследовал Пётр I, вступая в Северную войну?


3. Рассказать о первых победах русской армии в Северной войне. Взятие шведских крепостей Нотебург и Ниеншанц.

4. Почему Пётр I выбрал для основания крепости Заячий остров, а не какое-то другое место?

5. Что было построено раньше: Петропавловский собор или его колокольня и почему?

6. Какие постройки петровского времени сохранились в Петропавловской крепости? Рассказать о каждой из них.

7. Как шло развитие Санкт-Петербурга, куда неоднократно перемещался его центр?

8. Сообщения: «Кунсткамера как центр просвещения русского народа»; «Этапы строительства»; «Хронология пополнения и размещения коллекций»; «Готторпский глобус».

9. Сообщения: «Здание Двенадцати коллегий – последний шедевр зодчего ДоменикоьТрезини»; «Здание Двенадцати коллегий – центр новой системы государственного управления, созданной при Петре I».

10. Кто был автором предшественника «Медного всадника» - конной статуи Петра I? Где она ныне находится?