Файл: ПЗ 6 Лексические нормы русского литературного языка Теоретические вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П/З 6 Лексические нормы русского литературного языка
Теоретические вопросы

  1. Лексическая система русского языка

  2. Однозначные и многозначные слова

  3. Употребление синонимов

  4. Антонимы в речи

  5. Паронимы в русском языке

  6. Лексика ограниченной сферы употребления

  7. Использование фразеологизмов в речи

Понятие лексической системы

Все слова образовывают группы слов, которые обозначают тождественное явление. Например, существуют группы слов, которые мы используем при описании предметов мебели, внешности людей, погоды и т.д.

Из этого можно сделать вывод, что основа таких групп – тематический фактор. Существуют группы слов, которые объединены по грамматическим и лексико-семантическим признакам. В лексической системе русского языка выделяют группы слов, которые связанные по следующим признакам:

- обобщенность либо противоположность значения;

- сходность или противоположность стилистических свойств;

- общий тип словообразования;

- функции в речи;

- принадлежность к активному или пассивному запасу лексики.

Однозначные и многозначные слова

По количеству лексических значений слова в русском языке делятся на однозначные и многозначные.

Однозначные слова — это слова, имеющие одно лексическое значение, то есть обозначающие только один предмет, признак, действие и так далее.

Многозначные слова — это слова, имеющие два и более лексических значений. В этом случае одно лексическое значение является основным, исходным, а остальные — вторичными, производными.

Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-либо сходные между собой, то есть значения многозначных слов связаны друг с другом по смыслу. 

Употребление синонимов.

Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. 


Антонимы в речи
Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
Функции антонимов:

1. Основная стилистическая функция антонимов — это лексическое средство для построения антитезы.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества.

3. Антонимия лежит в основе оксюморона — стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов.

4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар

Паронимы в русском языке
Паронимы — слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи.

Паронимов в современном русском языке насчитывается сравнительно немного, но их роль нельзя недооценивать, необходимо верно понимать значение и смысл слов из паронимической пары, чтобы избегать речевых ошибок. Лексические значения компонентов пары всегда разграничены, нельзя заменять любой пароним его парным компонентом. Ошибочная взаимозамена делает контекст бессмысленным или относящимся к иной предметной области. Паронимы можно встретить в разговорной речи, художественной литературе, поэзии, научных журналах.

Лексика ограниченной сферы употребления

К лексике ограниченного употребления относятся слова, употребление которых ограничено какой-то местностью (диалектизмы), профессией (специальная лексика), родом занятий или интересов (жаргонная лексика).

Использование фразеологизмов в речи
Фразеологическая стилистика изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер. При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи. Рассматриваются различные приемы фразеологического новаторства писателей. В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов.



Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить их принципиальные отличия, остановимся на особенностях употребления фразеологизмов в речи.

Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.
Письменные задания

Задание 1. Работа с текстом. Вспомните, из какого произведения взяты следующие отрывки. Выпишите примеры историзмов и архаизмов и определите цель их использования в тексте:
А. С. Пушкин. Руслан и Людмила



В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.


Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна.

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.

Но, страстью пылкой утомленный,

Не ест, не пьет Руслан влюбленный;

На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья.
В унынье, с пасмурным челом,

За шумным, свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Гриднице

Чашники

Глас

Сладостный̆

Витязя

Показывают дух того времени и заставляют читателя проникнуться им.

Задание 2. Подберите синонимы к словам:
Амбиция - высокомерие.

Вердикт - постановление.

Индифферентный - безразличный.

Мемуары - воспоминания.

Меркантильный - корыстный.

Пунктуальный - точный.

Реставрация - восстановление.

Субтильный - тонкий.

Флора - растения.

Экспрессия - сила.
Задание 3. Подберите антонимы к прилагательным
, употребленным в словосочетаниях:

  1. Свежий хлеб - черствый хлеб

  2. свежая рубашка - несвежая рубашка

  3. свежая капуста – старая капуста

  4. свежий ветер - жгучий ветер

  5. Яркое солнце – блеклое солнце

  6. яркое платье – тёмное платье

  7. яркая личность – скрытная личность

  8. яркое выступление – блеклое выступление


Задание 4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу:


  1. Командировочные, командированные

Необходимо оплатить командировочные расходы.

  1. Криминальная, криминалистическая

Нужна криминалистическая экспертиза.

  1. Усвоил, освоил

Студент быстро усвоил материал.

  1. Эффективным, эффектным

Сочетание черного с белым делает эффектным любой костюм.

  1. Нестерпимо, нетерпимо

К его предложениям относятся так ­­­­нетерпимо, что это уже стало для него нестерпимо.

  1. Главную, заглавную

Молодая актриса сыграла главную роль в спектакле.

  1. Одеты, надеты

На мебель были надеты чехлы.

  1. Дружеское, дружественное

Впечатлений от поездки осталось много, главное – это исключительное дружественное отношение к нам народа, проживающего в этой стране.
Задание 5. Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.


  • Одолжи у кого-нибудь немного денег

  • Нами была обезврежена целая банда жуликов.

  • Верить в обязательную победу.

  • Они внесли огромный вклад в выполнение плана.

  • Специалисты в экономике оказывали консультационную поддержку правительству.

  • Нужно отдать должное идее президента.

  • Только у нас самые низкие цены на бытовую технику.

  • Особенно важную роль призван сыграть новый закон об образовании.

  • Надо смело предъявлять свои требования.

  • Татьяна, сестра царя, занимала почетное место при дворе.

  • Имя профессора Склифосовского сыграло огромную роль в истории старейшей московской больницы.

  • Спикер парламента провел двухчасовую встречу с ученым АН РФ.

  • Спикеру было порекомендовано не делать напрасных обещаний.

  • На заседании было замечено увеличение уровня благосостояния населения.

  • Большинство времени они провели впустую.

  • Он хотел дарить радость своим родным.

  • Эти события вызвали резонанс по всей стране.



Задание 6. Найдите и подчеркните плеоназм в предложениях:
1.Он привык беречь каждую минуту времени.

2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.

3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.

4. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой.

5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.

6. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.

7. При такой обработке много древесины пропадает зря.