Файл: ПЗ 6 Лексические нормы русского литературного языка Теоретические вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П/З 6 Лексические нормы русского литературного языка
Теоретические вопросы
-
Лексическая система русского языка -
Однозначные и многозначные слова -
Употребление синонимов -
Антонимы в речи -
Паронимы в русском языке -
Лексика ограниченной сферы употребления -
Использование фразеологизмов в речи
Понятие лексической системы
Все слова образовывают группы слов, которые обозначают тождественное явление. Например, существуют группы слов, которые мы используем при описании предметов мебели, внешности людей, погоды и т.д.
Из этого можно сделать вывод, что основа таких групп – тематический фактор. Существуют группы слов, которые объединены по грамматическим и лексико-семантическим признакам. В лексической системе русского языка выделяют группы слов, которые связанные по следующим признакам:
- обобщенность либо противоположность значения;
- сходность или противоположность стилистических свойств;
- общий тип словообразования;
- функции в речи;
- принадлежность к активному или пассивному запасу лексики.
Однозначные и многозначные слова
По количеству лексических значений слова в русском языке делятся на однозначные и многозначные.
Однозначные слова — это слова, имеющие одно лексическое значение, то есть обозначающие только один предмет, признак, действие и так далее.
Многозначные слова — это слова, имеющие два и более лексических значений. В этом случае одно лексическое значение является основным, исходным, а остальные — вторичными, производными.
Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-либо сходные между собой, то есть значения многозначных слов связаны друг с другом по смыслу.
Употребление синонимов.
Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.
Антонимы в речи
Антонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
Функции антонимов:
1. Основная стилистическая функция антонимов — это лексическое средство для построения антитезы.
2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества.
3. Антонимия лежит в основе оксюморона — стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов.
4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар
Паронимы в русском языке
Паронимы — слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи.
Паронимов в современном русском языке насчитывается сравнительно немного, но их роль нельзя недооценивать, необходимо верно понимать значение и смысл слов из паронимической пары, чтобы избегать речевых ошибок. Лексические значения компонентов пары всегда разграничены, нельзя заменять любой пароним его парным компонентом. Ошибочная взаимозамена делает контекст бессмысленным или относящимся к иной предметной области. Паронимы можно встретить в разговорной речи, художественной литературе, поэзии, научных журналах.
Лексика ограниченной сферы употребления
К лексике ограниченного употребления относятся слова, употребление которых ограничено какой-то местностью (диалектизмы), профессией (специальная лексика), родом занятий или интересов (жаргонная лексика).
Использование фразеологизмов в речи
Фразеологическая стилистика изучает употребление в речи сложных по составу языковых единиц, имеющих устойчивый характер. При этом главное внимание уделяется стилистическим свойствам и выразительным возможностям фразеологизмов, а также их преобразованию в художественной и публицистической речи. Рассматриваются различные приемы фразеологического новаторства писателей. В центре внимания фразеологической стилистики предупреждение речевых ошибок при употреблении фразеологизмов.
Фразеологизмы следует отличать от свободных словосочетаний. Чтобы уяснить их принципиальные отличия, остановимся на особенностях употребления фразеологизмов в речи.
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке.
Письменные задания
Задание 1. Работа с текстом. Вспомните, из какого произведения взяты следующие отрывки. Выпишите примеры историзмов и архаизмов и определите цель их использования в тексте:
А. С. Пушкин. Руслан и Людмила
В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили И низко кланялись гостям. | Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей веселый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна. И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана И Лелем свитый им венец. Но, страстью пылкой утомленный, Не ест, не пьет Руслан влюбленный; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья. В унынье, с пасмурным челом, За шумным, свадебным столом Сидят три витязя младые; |
Гриднице
Чашники
Глас
Сладостный̆
Витязя
Показывают дух того времени и заставляют читателя проникнуться им.
Задание 2. Подберите синонимы к словам:
Амбиция - высокомерие.
Вердикт - постановление.
Индифферентный - безразличный.
Мемуары - воспоминания.
Меркантильный - корыстный.
Пунктуальный - точный.
Реставрация - восстановление.
Субтильный - тонкий.
Флора - растения.
Экспрессия - сила.
Задание 3. Подберите антонимы к прилагательным
, употребленным в словосочетаниях:
-
Свежий хлеб - черствый хлеб -
свежая рубашка - несвежая рубашка -
свежая капуста – старая капуста -
свежий ветер - жгучий ветер -
Яркое солнце – блеклое солнце -
яркое платье – тёмное платье -
яркая личность – скрытная личность -
яркое выступление – блеклое выступление
Задание 4. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу:
-
Командировочные, командированные
Необходимо оплатить командировочные расходы.
-
Криминальная, криминалистическая
Нужна криминалистическая экспертиза.
-
Усвоил, освоил
Студент быстро усвоил материал.
-
Эффективным, эффектным
Сочетание черного с белым делает эффектным любой костюм.
-
Нестерпимо, нетерпимо
К его предложениям относятся так нетерпимо, что это уже стало для него нестерпимо.
-
Главную, заглавную
Молодая актриса сыграла главную роль в спектакле.
-
Одеты, надеты
На мебель были надеты чехлы.
-
Дружеское, дружественное
Впечатлений от поездки осталось много, главное – это исключительное дружественное отношение к нам народа, проживающего в этой стране.
Задание 5. Определите тип лексической ошибки и исправьте ее.
-
Одолжи у кого-нибудь немного денег -
Нами была обезврежена целая банда жуликов. -
Верить в обязательную победу. -
Они внесли огромный вклад в выполнение плана. -
Специалисты в экономике оказывали консультационную поддержку правительству. -
Нужно отдать должное идее президента. -
Только у нас самые низкие цены на бытовую технику. -
Особенно важную роль призван сыграть новый закон об образовании. -
Надо смело предъявлять свои требования. -
Татьяна, сестра царя, занимала почетное место при дворе. -
Имя профессора Склифосовского сыграло огромную роль в истории старейшей московской больницы. -
Спикер парламента провел двухчасовую встречу с ученым АН РФ. -
Спикеру было порекомендовано не делать напрасных обещаний. -
На заседании было замечено увеличение уровня благосостояния населения. -
Большинство времени они провели впустую. -
Он хотел дарить радость своим родным. -
Эти события вызвали резонанс по всей стране.
Задание 6. Найдите и подчеркните плеоназм в предложениях:
1.Он привык беречь каждую минуту времени.
2. Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.
3. Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.
4. На первый взгляд эта работа кажется простой и незамысловатой.
5. Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.
6. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.
7. При такой обработке много древесины пропадает зря.