Файл: Предупреждение и ранее устранение заикания у детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, о его впечатлительности, о ранимости его нервной системы.

7. Необходимо, чтобы речь окружающих была спокойной, неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Правильная речь взрослых вызовет такую же правильную, неторопливую речь и у ребенка. Проводя ежедневную спокойную беседу с ребенком о прочитанных стихах, сказках, событиях за день и т.п. необходимо помнить, что Ваша речь служит образцом правильной речи и ребенок подражает этим образцам.

8. Необходимо ограничивать контакты ребенка с заикающимися взрослыми или ровесниками. Делать это необходимо в корректной форме.

Если заикание уже появилось, также необходимо:

1. Немедленно обратиться к логопеду.
2. Говорить с ребенком спокойно, ограничив его речь и переключая его внимание с речи на различные виды деятельности (игры, рисование, мозаика и т.д.).
3. Нельзя передразнивать, высмеивать ребенка, требовать от него правильного произношения слов. Можно привлекать внимание ребенка к тому, что он иногда говорит неправильно, но:
• делать замечания ребенку необходимо тактично, без ущемления его достоинства;
• указывая на недостатки, необходимо обращать внимание ребенка и на положительные качества, поощрять его успехи.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен обязательно знать и чувствовать, что может говорить правильно. В младшем возрасте целесообразно ограничиться только одним показом, как нужно говорить.
4. Необходимо очень точно выполнять все предписания врача и логопеда и строго следовать режиму (своевременные занятия, отдых, полноценное питание).

Соблюдение всех этих условий поможет ребенку вернуться к нормальной, плавной речи.

Задание 4. Составьте сборник  сказок, литературных произведений, показывающих, что голос, интонацию можно менять в зависимость от контекста (от того, с кем и о чем говоришь)

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Для чтения детям берутся сказки : «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). Во второй младшей группе «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.


Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги

Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям младших групп детского сада.

Интонация народной речи при рассказывании всегда звучит более убедительно. Сказку рассказываем напевно, мелодично. Оттенками интонаций рассказчик рисует неуклюжего большого медведя, хитрую лису, грубого волка, трусливого, слабого зайчика. Лаконичное описание природы в сказке дополняется живой интонацией. Когда воспитатель рассказывает про «дремучий лес», дети в воображении рисуют величавый, тёмный, таинственный лес. Простой убедительный язык сказки требует ярких интонаций (слова лисы всегда звучат лукаво, в них кроется обман)

Изложение повествования в сказках ритмично. Ритм чувствуется как в композиции сказки, так и в языке. Приём многократного повторения придаёт ритмичность произведению («репка», «Курочка – ряба», »Колобок»).

В сказках часто встречаются песенки. Песенки могут выражать:

-условный знак (коза поёт козлятам)

-диалог (песенка колобка)

-душевное состояние (хвастливая песенка лисички «Лисичка со скалочкой».

Песенка не должна выделяться из общего тона всей сказки.

Рассказав сказку воспитатель задает вопрос, ставший традиционным в беседах по прочитанному: «Как называется сказка (рассказ, стихотворение), которую я вам рассказала?» Сам вопрос закономерен и должен иметь место на занятии. Но воспитателю нужно помнить, что маленький ребенок не всегда может дать точный ответ. Нормой для этого возраста являются такие ответы: «Рассказали сказку про петушка и еще про лисичку; про медведя и Машу» и т. п. Педагогу следует одобрить подобный ответ и тотчас же произнести название произведения.



После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?» Дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, веси дедушке!»

Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев.

И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц.

А чтобы дети младшей группы приучались отвечать на вопросы педагога по одному, он вызывает ребенка и предлагает: «Коля, повтори, какую песенку лиса пела под окошком петушку» — или: «Аня, вспомни, какую песенку коза пела своим козлятушкам».

Значение народной сказки в развитии речи дошкольников.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза, лисичка-сестричка и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли, содержание произведения и слова
, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Народные слова, встречающиеся в сказках представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения также использовали упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию,

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Рассказыванию народных сказок во второй младшей группе отводится 2—3 занятия в квартал, чтению — 1—2 занятия в месяц. Занятие по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы требуют от педагога тщательной подготовки к ним.

Этапы работы по ознакомлению со сказкой.

Подготовка к занятию. На знакомство с любым произведением (большим по объему и небольшим, очень трудным для восприятия и менее трудным) отводится одно занятие, на котором воспитатель должен помочь малышам понять произведение, полюбить его, запомнить некоторые диалоги, отдельные фразы, сравнения.

Начало занятия. Известно, что использование разнообразных наглядных средств помогает сконцентрировать внимание детей, быстрее включить их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками часто начинают с показа игрушек, предметов, картинок. Показ игрушек и предметов помогает ребенку запомнить действующих лиц.


В тех случаях, когда показ игрушек или предметов перед чтением (рассказыванием) произведения нецелесообразен, детям сообщают, что сегодня (сейчас) им прочтут новую интересную сказку (рассказ). Называть жанр произведения обязательно.

Чтение (рассказывание) произведения и беседа по его содержанию. Народные сказки детям рассказывают, так как младшие дошкольники непосредственный рассказ воспринимают лучше, чем чтение.

Большинство произведшей, рекомендованных программой целесообразно не просто читать, а инсценировать с помощью игрушек или картинок (используя, например, фланелеграф). Если детей знакомят с новым произведением путем инсценировки, то заканчивать занятие следует чтением без наглядного сопровождения.

Инсценировать произведение для воспитателя гораздо труднее, чем читать: надо знать текст наизусть. Желательно также знать наизусть сказки и такие небольшие по объему стихотворения.

После того как детей познакомят с произведением, проводится беседа по прочитанному. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы выяснить, как малыши поняли произведение, запомнили последовательность событий и их взаимосвязь; как содержание прочитанного связывается с личным опытом ребенка.

Опыт показал, что эта часть занятия самая трудная и нередко проходит неудачно. Главным образом это объясняется тем, что вопросы педагога бывают или очень конкретны (дети называют героев, перечисляют события) и ребенок быстро теряет к ним интерес, или сложны для младших дошкольников. Крайне осторожно надо относиться к вопросам, связанным с личным опытом ребенка. Зачастую такие вопросы, по сути мало связанные с содержанием произведения, отвлекают от него, уводят в сторону.

Заключительная часть занятия. Приемлемы самые разные варианты: прослушивание концовки сказки в записи, инсценировка отрывков из произведения, подвижная игра, рассматривание картинок и иллюстраций к сказке.

В течение года дети не раз возвращаются к произведению. На занятиях малышам напоминают отрывки из него, предлагают вспомнить название. Вне занятий организуются игры по мотивам произведения. Дети слушают знакомую сказку в записи (пластинка, магнитофонная пленка). Наблюдения показали, что младшим дошкольникам сложно прослушивать в записи сказку целиком, поэтому лучше давать 1—2 отрывка.