Файл: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.6. «Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?»
Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность
Сюжетно - ролевая игра «Магазин».
Рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей
3.7. Выгодно – невыгодно
Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.
Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик корову продавал»,
«Что может реклама» – обсуждение
3.8. Русская ярмарка Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка,
Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.
Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.
Обсуждение, игра праздник «Ах, какая ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.
3.9. Сюжетно-
Закрепление материала. ролевая игра
«Супермаркет»
Праздник в рамках проекта по финансовой грамотности
Мониторинг знаний и умений детей
2.Работа с родителями:
 письмо родителям о проведении познавательно – творческих проектов;
 предложить художественную литературы для чтения детям, разместить памятки, буклеты, которые помогут родителям организовать работу по формированию знаний в области экономики;
 предложить консультаций на темы:
«Почему так важно учить ребёнка финансовой грамотности», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»;
 индивидуальная помощь родителям по их запросам;
 сбор домашнего фотоматериала для оформления выставки «Любимые покупки», изготовление атрибутов для игр;
 участие в выставках: «Моя денежная единица», «Необычный банкомат»,
«Реклама глазами детей»;

 изготовление папки-передвижки «Юные экономисты», «Занимательные финансы»
3.Самореализация, работа с педагогами:
 внедрение перспективного плана работы с детьми по формированию основ финансовой грамотности;
 организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемотаблицы, схемы и т.д.)
;
 внедрение познавательно – творческих проектов «Азы финансовой грамотности», «Тратим разумно, сберегаем и экономим»;
 проведение мастер - класса
«Заинтересованность детей. Формы работы по формированию финансовой грамотности в ДОУ»;
 выступление на семинаре – практикуме «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»;
4 этап: Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
3 Самореализация:
 выступление с творческим отчетом на педагогическом совете;
 показ открытого мероприятия «Ах, какая ярмарка!»
5 этап: Итогово – контрольный
1.Работа с детьми:
 мониторинг по формированию основ финансовой грамотности
2.Работа с родителями:
 анкетирование родителей.
3.Самореализация:
 анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми;
 анализ анкетирования;
 оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, интернета, выступлений, картотек.
Отчет о работе по теме самообразования «Формирование основ
финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через
игровую деятельность» воспитателя Сбитневой Н.Н. за учебный 2019 --
2021 год
На конец учебного года общая численность детей в группе: 27 ребенка
- 12 мальчиков, 15 девочек. На начало года составляло 27 ребенка. Возраст детей 5-6 лет.
Воспитательно - образовательная работа с детьми строилась на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя образовательную программу дошкольного учреждения, разработанную на основе примерной образовательной программы дошкольного образования
“Радуга”.
В группе создана РППС согласно теме самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через

игровую деятельность»: оформлен информационный стенд для родителей, игровой уголок для воспитанников, где имеются: наборы игрушки для сюжетно
- ролевых игр, уголок дополнен костюмами, атрибутами; имеется магнитофон, интерактивная доска, разработаны и используются: электронные презентации, развивающие и обучающие интерактивные игры, наглядно-демонстрационный материал, художественная дитература, аудиосказки, дополнен сборник музыкальных произведений, мультфильмов.
Целью образовательного учреждения на 2020 - 2021 учебный год:
создание условий для комплексного решения проблемы развития и воспитания дошкольника, проявляющего инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способного организовывать и планировать свои действия, соблюдать и подчиняться установленным правилам и нормам поведения.
Задачи образовательного учреждения:
 продолжать развивать у дошкольников инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности в ходе решения проектных задач;
 приобщать детей к базовым духовно – нравственным и социокультурным человеческим ценностям;
 продолжать формировать финансовую грамотность старших дошкольников в ходе игровой деятельности;
 продолжать работу по созданию (обновлению) комфортной развивающей предметно – пространственной среды в образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. проектирование индивидуальных образовательных маршрутов педагогов согласуются с целью моей работы: содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Поставила перед собой следующие задачи:
Задачи:
 повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещение методических объединений, семинаров, семинаров - практикумов, вебинаров по формированию финансовой грамотности;
 повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста;
 повысить уровень знаний воспитанников по основам финансовой грамотности;
 создать условия для вовлечения родителей в формирование финансовой грамотности детей.
В 2019 году я начала работу над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность». Считаю, что для работы с детьми дошкольного возраста по освоению основ финансовой грамотности, педагог должен обладать необходимыми знаниями, умениями в области поведенческой экономики,

методикой преподавания базовых знаний в сфере управления личными финансами. Считаю, для того чтобы ребёнку познать основы финансовой грамотности, необходимо знать возрастные особенности развития детей данного возраста, учитывать индивидуальные возможности, применять личностно – ориентированную модель взаимодействия с воспитанниками, понимать душу ребёнка, разгадывать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло.
Для повышения собственного уровня знаний, что является моей первой задачей, прошла курсы повышения квалификации по теме «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» г. Сургут, 2019 г. Приняла участие: вебинар «Первые практические шаги по включению азов финансовой культуры в дошкольном образовательном учреждении»; методический семинар
«Методологические особенности формирования основ финансовой грамотности у дошкольников»; методологический фестиваль «Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования по основам финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях ХМАО – Югры»; методический семинар – практикум «Опыт реализации программ по финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях ХМАО – Югры».
Разработала и опубликовала в печатном сборнике
«Академия
Педагогических Знаний»: сценарий праздника «Ах, какая ярмарка», познавательно – творческий проект «Азы финансовой грамотности». Работу выстраивала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, работа с воспитанниками, взаимодействие с родителями (законными представителями) и педагогами учреждения.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:
1.Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. Пособие /
Л. Н. Галкина. – Челябинск,
2006. – 98 с.
2.Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/
Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.
3.Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002. – 80 с.
4.Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск,
2006. – с. 158 – 161.
5.Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск,
2006. – с. 158 – 161.
6.Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска.
– 2006. – № 7. – с.17-18.
7.Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019


8.Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки.
Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019 9.Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
10.Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
Одной из моих задач является: повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Систематически принимаю участие в проектировании и реализации инициатив, связанных с эффективностью работы учреждения, а также с целью повышения компетентности педагогов.
Творческой группой, в состав которой я вхожу, был разработан и реализован методический проект: «Экономическое воспитание и образование в детском саду», в результате повышен уровень компетенции педагогов и родителей в развитии у дошкольников первоначальных представлений, понятий в области финансовой культуры, способствующие развитию финансово – экономических отношений. Были проведены: семинар – практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста, мастер – классы, отчёт творческой группы на педагогическом совете.
В результате деятельности в данной творческой группе мною были реализованы проекты: «Азбука финансовой грамотности», «Тратим разумно, сберегаем и экономим», в которых активное участие приняли родители
(законные представители) воспитанников. Разработаны и представлены на официальном сайте учреждения: конспекты занятий, художественные произведения для чтения воспитанникам, развивающие интерактивные игры, виртуальные экскурсии, ребусы – загадки, картотека дидактических игр, консультации для педагогов и родителей. Подготовила для родителей презентацию (фотоотчёт) по проекту «Азы финансовой грамотности». Родители
(законные представители) приняли активное участие в выставке рисунков «Моя денежная единица», выставке творческих работ «Необычный банкомат».
Считаю, что в результате проделанной мною работы повышен уровень знаний педагогов, компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей по формированию основ финансовой грамотности.
С целью обеспечения образовательного процесса в учреждении, самостоятельно разработала и внедрила в работу с дошкольниками перспективный план работы по «Формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»; разработала и распространила перечень художественной литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста; внедрила в работу интерактивные игры; разработала сценарий досугового мероприятия «Ах, какая ярмарка!» .
На протяжении всего учебного года мною проводилась работа по формированию финансовой грамотности у детей через игровую деятельность. Интерактивные игры «Кто, где работает?», «Профессии», «Хочу
– надо», «Школа экономики», дидактические игры «Я выбираю», «Финансовая

экспедиция», сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» «Банк»,
«Моя семья», «Почта» позволили воспитанникам накопить интересную информацию в сфере личных и семейных финансов, сформировали базовые первичные знания, умения и навыки рационального финансового поведения, укрепили взаимодействие и общение детей, развивали детскую активность, эмоциональность, познавательную потребность воспитанников. Виртуальные экскурсии в банк «Дом – где живут деньги», в магазин «Магнит»; специально организованные игры - занятия «Семейный бюджет», «Научим Буратино правильно тратить деньги», «Денежная монета. Банкнота. Пластиковая карта» не только усилили интерес детей, но и раскрыли сущность денег, особенности желаний и потребностей, а эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории, как деньги.
Дети научились более ответственно относиться к деньгам и осознавать тесно связанные с деньгами понятия, как богатство, экономность, щедрость, жадность.
Воспитанники под моим руководством принимали активное участие во всероссийском конкурсе «Творческая мозаика», региональных творческих конкурсах для дошкольников «Моя Югра», «Северное сияние» и являлись победителями в номинациях интеллектуального, патриотического, творческого направления, а также конкурсов рисунков, конкурсов чтецов, призёрами муниципальных конкурсов чтецов «Созвездие юных талантов», фестивале
«Юный шахматист». Являлись участниками и победителями конкурсов, организованных в рамках учреждения «Моя Югра – моя планета», «Мама – первое слово», что является показателем их активности, творческого потенциала и интеллектуальных способностей. Формированию основ финансовой грамотности воспитанников послужило и активное сотрудничество с социальными партнёрами: МБУК «Городская библиотека», ГИБДД г.
Нефтеюганска, образовательным учреждением города Нефтеюганска: «Музей реки Обь», МБУ ДО «Дом детского творчества», МБУК «Цент национальных культур», КВЦ «Метаморфоза», «СОШ № 5», кукольный театр «Волшебная флейта».
Основная моя задача в процессе изучения основ финансовой грамотности
– применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания
Воспитанники чувствовали мою поддержку, помощь в овладении элементами самоанализа, я также поощряла различные виды самоутверждения и самовыражения. Считаю, что воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
В результате моей деятельности по теме самообразования, ребёнок стремится к самостоятельному изучению окружающего мира, у него сформировалась готовность и способность самостоятельно, творчески