Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное профессиональное профессиональное учреждение |
«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ» |
Реферат
| Истории |
дисциплине
Тема: | Роль личности в истории Н.С. Хрущев |
| |
| |
тема работы
Выполнил(а) студент(ка) | Шок Ксения Константиновна |
фамилия имя отчество
Идентификационный номер: | 2201-070 |
Пермь 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................3
1.Биография Н.С. Хрущева.............................................................4
1.1.Детство и юность........................................................................4
1.2.Политика......................................................................................4
2.Внутренняя политика....................................................................6
2.1.Социальная политика.................................................................6
2.2.Сельскохозяйственная политика..............................................7
3.Внешняя политика.........................................................................9
3.1.Страны Запада.............................................................................9
3.2.Социалистические страны.........................................................9
Заключение.......................................................................................11
Список литературы..........................................................................12
ВВЕДЕНИЕ
Первая половина пятидесятых годов прошлого столетия в нашей стране была ознаменована изменением в политико-социальной сфере государства: режим сталинских репрессий и тотального правления с приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева ушел в прошлое.
Актуальность данной работы заключается в том, что личность и деятельность Н.С. Хрущева по сегодняшний день является одной из наиболее спорных проблем истории России. Время его нахождения во главе СССР: предпринятые реформы, выбранный курс внешнеполитической деятельности оценивается весьма неоднозначно.
Цель работы: рассмотреть исторический портрет Никиты Сергеевича Хрущева и определить происходившие в это время исторические события, оказавшие на него влияние.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Проанализировать биографию Н.С. Хрущева,
Рассмотреть внутреннюю политику Н.С. Хрущева,
Проанализировать внешнюю политику Никиты Сергеевича.
Данная работа содержит введение, 2 главы, заключение, список использованных источников. Введение определяет актуальность, задачи, раскрывает теоретическую значимость работы.
Первая глава посвящена непосредственно жизни и деятельности Никиты Сергеевича Хрущева.
Во второй главе раскрываются реформы Хрущева, и внешняя политика за время его правления.
В заключении описывается вывод проделанной работы.
При написании данной работы мне потребовалось привлечь широкий круг электронных источников для изучения биографии Н.С. Хрущева.
БИОГРАФИЯ Н.С ХРУЩЕВА
1.1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Никита Сергеевич Хрущев 15 апреля 1894 года в селе Калиновке Курской губернии в бедной шахтерской семье. Детство Никиты нельзя назвать счастливым, так как с юных лет будущему главе СССР приходилось работать, чтобы помогать родителям сводить концы с концами.
Начальное образование Хрущев получил в церковноприходской школе, где до 9 лет обучался грамоте. На летних каникулах мальчик работал пастухом, а зимой учился писать и читать. В начале 1900-х годов семья государственного деятеля переехала в Юзовку (современный Донецк), где Никита уже с 14 лет начал работать на машиностроительном заводе. Здесь юношу обучали слесарному делу. Спустя 4 года парень перешел работать слесарем в угольную шахту и вступил в партию большевиков, впоследствии участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии.
Никита Хрущев в детстве
В 1918 году Никита Хрущев получил членство в Коммунистической партии, а через два года стал политическим руководителем донбасского Рутченковского рудника. В тот период будущий лидер Советского Союза поступил в Донбасский индустриальный техникум на рабфак и в стенах учебного заведения начал вести партийную деятельность, что позволило получить назначение на пост партсекретаря техникума.
В 1927 году Никите Сергеевичу посчастливилось попасть в настоящую политическую кухню — он как представитель Юзовки был приглашен на съезд ВКП(б), на котором у него произошло судьбоносное знакомство с «серым кардиналом Сталина» Лазарем Кагановичем. Тот увидел в Хрущеве политический потенциал и поспособствовал его стремительной карьере.
1.2. ПОЛИТИКА
Серьезная политическая биография Никиты Хрущева началась с 1928 года. Тогда Каганович продвинул его в центральный аппарат Коммунистической партии Украины. В связи с этим Никите Сергеевичу пришлось поступить в Промышленную академию Москвы, так как среднего образования было недостаточно для чиновника республиканского уровня. Он учился в одной группе с Надеждой Аллилуевой, женой Сталина, что подтолкнуло его карьеру.
В академии Хрущев начал активно заниматься партийной деятельностью и вскоре возглавил политбюро учебного заведения, так как политика его привлекала больше, чем учебный процесс. Усердность и старательность Никиты Сергеевича в партийных делах были оценены советскими властями, и вскоре его назначили вторым секретарем Московского горкома ВКП. В 1934 году Хрущев стал главой московской партийной организации, сменив на этом посту своего протектора Лазаря Кагановича.
В 1938 году политик возвратился в Украину на место первого секретаря ЦК Компартии УССР. Получив первый почетный должностной трофей, Никита Сергеевич проявил себя как беспощадный борец с «врагами народа».
На годы украинского руководства Хрущева пришлась Великая Отечественная война. В ходе боевых действий он входил в состав военных советов фронтов и дослужился до звания генерал-лейтенанта, хотя историки возлагают на Никиту Сергеевича ответственность за ряд поражений Красной армии на украинской территории.
После войны Никита Хрущев остался лидером Украинской ССР, а в 1949 году пошел на повышение: его перевели в Москву на должность секретаря ЦК ВКП. В 1952-м после XIX съезда КПСС Хрущев вместе с Георгием Маленковым и Николаем Булганиным составил неформальную тройку секретарей ЦК, занимавшихся организацией работы Президиума ЦК.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
2.1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Время правления Хрущева стало переломным в развитии социальной сферы страны. Достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом нэпа.
1. Широко развернулось жилищное строительство. За 1956-1960 гг. новоселье справляют почти четверть населения страны (54 млн. человек). При этом семьи все чаще получают не комнаты, а, хотя и малогабаритные, но отдельные квартиры. Городской жилищный фонд увеличился на 80%, что позволило в короткие сроки сильно продвинуться в решении жилищной проблемы. Правда, преодолеть жилищный кризис не удалось из-за переезда в города миллионов крестьян.
2. Введены паспорта и пенсионное обеспечение для крестьян, что уровняло их в правах с другими трудящимися. Пенсии были увеличены вдвое.
3. Регулярно повышается зарплата, в т.ч. низкооплачиваемым категориям работников, занятым в просвещении, здравоохранении и т.д. Значительно выросли доходы населения и потребление населением промышленных и продовольственных товаров. Прекращается выпуск обязательных облигаций госзаймов, практиковавшийся при Сталине, кот. составляли не менее месячной зарплаты работника.
4. Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Отменяются все виды платы за обучение. Рост потребностей в специалистах стимулировал увеличение числа вузов - прежде всего в области знаний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства. При этом на первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве. В 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников имели среднее (иногда даже высшее) образование, тогда как в 1939 г. такое образование имело лишь 4,3% занятых физическим трудом. В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы: преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из Советской Армии. Несмотря на положительные моменты в связи с этим снизился уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний. Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение, основанное на соединении обучения в школе с производственным трудом. Срок обучения увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Однако профподготовка зачастую носила формальный характер (у школ нет материальной базы, а предприятия-шефы редко были заинтересованы в труде школьников). Лишь небольшой процент выпускников работал по специальностям, полученным в школе. В то же время ухудшилась общеобразовательная подготовка учащихся. В середине 60-х годов “политехническая” часть школьной реформы была отменена.
5. В 1956 - 1960 гг. завершился перевод рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных работах - на 6-часовой рабочий день. Введена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными. И хотя мизерных зарплат зачастую не хватало на жизнь, а миллионы семей продолжали ютиться в коммуналках, все же государство что-то давало не только одним избранным, но и простым людям, в том числе крестьянам.
2.2. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Стремясь обеспечить страну зерном, Н. С. Хрущев по примеру США увлекся внедрением кукурузы. С 1955 г. посевы ку-курузы стали вытеснять традиционные зерновые и кормовые травы даже в северных областях, вплоть до Вологодской, хотя севернее Москвы она практически не дает зерна. Одновременно началась распашка паров и лугов, в том чис-ле заливных. Все эти действия лишь снизили сборы хлебов.
В 1958 г. было принято решение о продаже колхозам и совхозам техники машинно-тракторных станций. Это должно было освободить колхозы от диктата директоров МТС. К тому же колхозники, в отличие от механизаторов МТС, были кровно заинтересованы в качественной обработке почвы. Но колхозам пришлось выкупить технику за один год, по вы-соким ценам. В результате многие колхозы, особенно слабые, разорились.
Хотя средняя урожайность зерновых составила в 1959 - 1964 гг. 10,4 ц/га против 7,7 ц/га в 1949-1953 гг., в начале 60-х гг. в стране вновь стало не хватать зерна. Правда, отчасти это объяснялось ростом потребления.
В начале 60-х гг. Н. С. Хрущев попытался вернуться к курсу сентябрьского Пленума 1953 г. В 1962 г. были повышены закупочные цены на мясо-молочную продукцию. В феврале 1964 г. Пленум ЦК провозгласил курс на интенсификацию сельского хозяйства (применение удобрений, орошение, комплексная механизация и химизация). Значительно возросли капиталовложения в сельское хозяйство. Однако принятые меры запоздали.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
3.1. СТРАНЫ ЗАПАДА
Внешнеполитическая доктрина изменилась: приняла оборонный характер. Проведено значительное сокращение армии и военно-морского флота.Окончательно оформились два противостоящих друг другу блока: НАТО и Варшавский договор.Борьба между блокам привела к ряду международных кризисов. Влияние СССР растет после вступления его в 1954 г. в ЮНЕСКО - организацию по вопросам образования, науки и культуры при ООН - и в Международную организацию труда (МОТ).
1955-создание Организации Варшавского договора- ОВД. (Повод-вступление ФРГ и Италии в НАТО и создание Западноевропейского союза)
1955-дипломатические отношения с ФРГ
1955-Государственный договор с Австрией
1956-роспуск Коминформа (это произошло потому, что советско-югославская декларация провозгласила, что каждая страна может выбирать свою модель движения к социализму).