Файл: Тема урока. Нравственное превосходство Герасима над барыней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | | |||||||||||||||||||||||||
Тема урока. | Нравственное превосходство Герасима над барыней | |||||||||||||||||||||||||
Класс: 6 В | ФИО учителя: Мухамадиева Г.К. | |||||||||||||||||||||||||
Дата: | 31.01 | |||||||||||||||||||||||||
Цели обучения |
| |||||||||||||||||||||||||
Цель урока | формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; развивать речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; воспитывать чуткое отношение к художественному слову. | |||||||||||||||||||||||||
Ход урока | | | ||||||||||||||||||||||||
№ | Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы | |||||||||||||||||||||
1 | Эмоциональный настрой. | Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности впридачу! | Дети стоят в круге, повторяют за действиями учителя. Настраиваются на работу, делятся на 3 группы. | | | |||||||||||||||||||||
2 | Организационный момент. | Приветствие учителя с пожеланиями хорошей, плодотворной работы. Проверка готовности к уроку. Разъяснение темы и цели урока. | Знакомятся с темой и целью урока. | | | |||||||||||||||||||||
3. | Актуализация знаний. | . «Блиц- ассоциации». О чём вам говорят даты и словосочетания: -жанры фольклора, -1837 год, -мораль басни, -Кобладны- батыр, -жестокая помещица, Из какого произведения данные отрывки: - «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…»; - «Князь тихо на череп коня наступил…» - «Да, были люди в наше время…» 2.Какое из изученных произведений понравилось вам больше всего? 3. Перекрёстный опрос. Составьте в группе 2 вопроса соседней команде по изученным темам. | Ученики отвечают на вопросы. Ученики составляют 2 вопроса соседней команде по изученным темам. | | | |||||||||||||||||||||
4 | Переход к теме урока. | Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей историей о загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню»? Рассказ этот требует концентрации внимания на чувствах героя. Понимание перемен, произошедших с Герасимом, невозможно без медленного, вдумчивого чтения. Для этого сосредоточим усилия на начале и конце рассказа, сделав акцент на необычности героя, отмеченной писателем. | Записывают в тетрадях тему урока. | | | |||||||||||||||||||||
5. | Беседа по содержанию текста. | Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какую тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Найдите эти сравнения в тексте. Запишем в тетрадях в форме цепочки слов, что же мы узнали о герое: «Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий». В чём же источник его страданий? Эпиграф. | Индивидуально находят в тексте и зачитывают сравнения Записывают в тетрадях в форме цепочки слов, что узнали о герое | | | |||||||||||||||||||||
6 | Исследовательская работа по тексту. | Почему Герасим не протестует, а соглашается сам убить Муму? Осмысли этот эпизод, примеряя одну из «шляп» » (см. приложение «Метод 6 шляп»). Продолжи фразы или вставь недостающие по смыслу слова. Метод шести шляп. Многие читатели не могут понять, зачем Герасим убил животное. Ведь он мог избавиться от Муму другим способом, но он предпочел привязать ей камень на шею и сбросить в воду. Почему он так поступил? Осмысли этот эпизод, примеряя разные шляпы. Продолжи фразы или вставь недостающие по смыслу слова.
| Выразительное чтение., одновременно записывают в тетради | | | |||||||||||||||||||||
7 | Подведение итогов. Рефлексия. | Почему внутренний мир Герасима критики сравнивают с «чёрным ящиком»? Почему барыня не может понять народную душу? Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на вопрос, но без слов, только движениями. –Если вам было скучно, неинтересно, то поднимите руки вверх. –Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. –Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. –Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделён Герасим. Вот и познакомились мы с рассказом И.С. Тургенева «Муму». Закончите предложение (стикер) «Сегодня я узнал, что…» | Отвечают на вопросы. Выполняют движения. Приклеивают стикеры. | | Рефлексия |
Краткосрочное планирование.
Урок русская литература
Учитель Тасеменова Г.С., ОСШОД №8, г.Уральск, ЗКО
Класс 5 б
Тема урока «Нравственное превосходство Герасима над барыней».
19 января 2017 г. | | |||
Тема урока. | Нравственное превосходство Герасима над барыней». | |||
Тип урока | Урок- обобщение пройденного материала | |||
Цель урока | формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; развивать речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку. | |||
Ожидаемые результаты | Учащиеся в течение урока вспомнят текст художественного произведения И.С. Тургенева, ответят на вопросы по пройденному материалу, смогут выразить свои мысли, проведут исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнят практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделают выводы, оценят свою работу на уроке. | |||
Приемы | фронтальный опрос, диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, художественный пересказ. | |||
Ресурсы | Рассказ И.С.Тургенева “Муму”, учебник “Русская словесность: фольклор и литература», 5 класс, Авторы: Т.П.Чаплышкина, Л.В. Сафронова, А.М. Садвакасова, Н.Н. Ставицкая, С.Я. Ходова. Презентация «Г», иллюстрации к тексту, мультипликационный фильм “Муму” режиссера Валентина Караева, творческие работы учащихся, аудиокнига. | |||
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, маркеры 3 цветов, скотч, ножницы; постеры 5 штук, цветные стикеры для рефлексии. | |||
Ход урока. | 1. Эмоциональный настрой. 2. Организационный момент. Знакомство с темой, целью урока. 3. Актуализация знаний. 4. Проверка домашнего задания. 5. Переход к теме урока. 6. Беседа по содержанию текста. 7. Исследовательская работа. 8. Групповая работа. Презентация. 9. Подведение итогов. | |||
План. | ||||
№ | Этапы | Время | Действия участников. | Действия учеников |
1 | Эмоциональный настрой. Деление на группы. | 1 мин. | Дети стоят в круге, повторяют за действиями учителя. «Начинаем ровно в срок наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности впридачу»! Настраиваются на работу, делятся на 3 группы. | |
2 | Организационный момент. | 2 мин. | Приветствие учителя с пожеланиями хорошей, плодотворной работы. Проверка готовности к уроку. Разъяснение темы и цели урока. Ученики знакомятся с темой и целью урока. | |
Основная часть. | ||||
3. | Актуализация знаний. | 10 ин. | Ученики отвечают на вопросы: 1. «Блиц- ассоциации». О чём вам говорят даты и словосочетания: -жанры фольклора, -1837 год, -мораль басни, -Кобладны- батыр, -жестокая помещица, Из какого произведения данные отрывки: - «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…»; - «Князь тихо на череп коня наступил…» - «Да, были люди в наше время…» 2.Какое из изученных произведений понравилось вам больше всего? 3. Перекрёстный опрос. Составьте в группе 2 вопроса соседней команде по изученным темам. | |
4 | Проверка домашнего задания. | 5 мин. | На доске творческие работы учащихся «Какой вы представляете себе Муму»? Представляют свою работу. | |
5 | Переход к теме урока. | 2 мин. | Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей историей о загубленной собачке, вызывая недоуменный вопрос «Почему же Герасим не ушел вместе с ней в деревню»? Рассказ этот требует концентрации внимания на чувствах героя. Понимание перемен, произошедших с Герасимом, невозможно без медленного, вдумчивого чтения. Для этого сосредоточим усилия на начале и конце рассказа, сделав акцент на необычности героя, отмеченной писателем. Отрывок из мультфильма. «Из … всей … челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим… Славный он был мужик… ». Эти фразы и будут отправным моментом беседы. Запишите тему урока в тетрадях. Слайд №1. Записывают в тетрадях тему урока. | |
6. | Беседа по содержанию текста. | 10 мин. | Поскольку Герасим ничего о себе рассказать не может, представление о нем будет складываться из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какую тайну несут сравнения? Обратимся к ним. Найдите эти сравнения в тексте. Индивидуально находят в тексте и зачитывают сравнения. (Метод самостоятельной работы с текстом). Запишем в тетрадях в форме цепочки слов, что же мы узнали о герое: «Герасим — глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий». Слайд №2. (По мере работы над текстом рассказа дополняют цепочку слов). В чём же источник его страданий? Эпиграф. Слайд №3. Записывают в тетрадях в форме цепочки слов, что узнали о герое | |
| Работа с иллюстрациями. | 5 мин. | Работа с иллюстрациями: - перескажите эпизод, изображенный на иллюстрации; - найдите в тексте слова, соответствующие изображенному отрывку; -как поза героя помогает понять его внутреннее состояние? - каково ваше отношение к финалу рассказа? Выражают своё отношение. Дополняют в тетрадях цепочку слов. | |
Практическая часть | ||||
7 | Исследовательская работа по тексту. | 5 мин. | Сопоставление экспозиции и эпилога. Слайд №5 На слайде проецируется 1 часть «Экспозиция», ученики подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога. (Стр. 159). Одновременно записи делаются в тетради в виде таблицы. Какой вывод мы можем сделать, сравнивая Герасима до начала событий, описанных в повести, и в конце повествования? | |
8 | Групповая работа «Образ литературного героя». | | 1 группа. «Герасим и дворня». Заполняют Диаграмму Венна. 2 группа. «Любовь и привязанность к Муму». Пишут эссе. 3 группа. Заканчивают предложение «Протест Герасима- это…» | |
Рефлексия | ||||
9 | Подведение итогов. Рефлексия. | 5 мин. | Почему внутренний мир Герасима критики сравнивают с «чёрным ящиком»? Почему барыня не может понять народную душу? Отвечают на вопросы. Выполняют движения Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на вопрос, но без слов, только движениями. –Если вам было скучно, неинтересно, то поднимите руки вверх. –Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. –Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места. –Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделён Герасим. Вот и познакомились мы с рассказом И.С. Тургенева «Муму». Закончите предложение (стикер) «Сегодня я узнал, что…» Приклеивают стикеры. | |
Достигнутые результаты: учащиеся в течение урока вспомнили содержание текста, ответили на вопросы по пройденному материалу, смогли выразить свои мысли, мнения, провели исследовательскую работу по тексту «Сопоставление экспозиции и эпилога», выполнили практическую работу по анализу образа литературного героя и сравнению героев произведения; сделали выводы, оценили свою работу на уроке. |