Файл: Функционально грамотный ученик индикатор качества образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.
Шенгельбаева Г.А,учитель русского языка и литературы
КГУ «Матайская средняя школа»
Функциональная грамотность – один из актуальных навыков, которые нужны современным школьникам. Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Как показывают исследования, большинство школьников возводят искусственные границы между предметами: к примеру, думают, что формулы изучают только на математике, слова – на уроках русского языка и литературы, а строение клетки – исключительно на биологии. Поэтому им очень сложно совместить знания, полученные на уроках математики, русского языка и литературы, предметов естественно-научного цикла, в единую систему. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение.
Одни из самых распространённых запросов от родителей к педагогам — «Наши дети не умеют читать», «Они не понимают, что прочитали», «Ребенок прочел толстую книгу и ничего не может о ней рассказать». Получается, что навык чтения и умение читать — вовсе не одно и то же. Попробуем с этим разобраться. Техника чтения — важнейший фактор, который в итоге влияет на процесс формирования функциональной грамотности. У каждого ребёнка эта дорога индивидуальна, и на ней есть свои сложности и препятствия. Дети с низкой техникой чтения не могут быстро прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, начинают отставать в учебе. С другой стороны, дети часто быстро читают, но не понимают текст, вопрос или инструкцию. Предлагая школьникам задачи, связанные с функциональной грамотностью, нужно ориентироваться на возраст учащихся. Читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.На уроке
обязательно должно быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Например. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе? Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели. Мне как учителю важно видеть, что, во-первых, все учащиеся прочитали текст на уроке или дома, а во-вторых, поняли его содержание. Я преподаю русский язык и литературу и на уроки часто приношу фотографии рекламных вывесок, этикетки. Например, показываю ученикам фотографию полки с разными марками одного продукта и спрашиваю: «А что бы купили вы?» Мнения либо расходятся, либо ребята говорят: «Ну какая разница, сгущёнка и есть сгущёнка».И здесь мы приступаем к внимательному чтению. Получается, наш разговорный вариант слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки. Как такое могло произойти?В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.Очень похожий пример — обёртка со словом «Молочный». Хотя можно предположить, что речь идёт о шоколаде, на самом деле мы покупаем «молочную кондитерскую плитку». Почему поменялся род? Просто это более дешёвый продукт. Получается такая рекламная хитрость, которая рассчитана на невнимательных покупателей.Все эти маленькие примеры можно привязывать к конкретным темам. Например, «сгущёнку» привязать к словообразованию в 6-м классе, а «кондитерскую плитку» — к любому повторению рода как грамматической категории. Здесь также важно задать накопительный эффект и сформировать саму привычку внимательно относиться к языку и надписям, которые нас окружают.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике.Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу»,должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».
Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования.
Литература: 1. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебнометодическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО). 2. Е. Камзеева (начальник отдела МЦКО): «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования»3. Леонтьев А.А., академик РАО, в книга«Школа 2100. Педагогика здравого смысла»
Трудоустройство учащихся 9 «в» класса
в 2022-2023учебному году.
№ | ФИО учащихся | Название учебного заведения | Факультет | Форма обучения |
1 | Ананьева Анастасия Евгеньевна | Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж. | Казахский язык и литература | Грант. |
2 | Анварова Асем Ермековна | Талдыкорганский политехнический колледж. | Техник сетевого и системного администрирования. | Грант. |
3 | Бекенова Айым Ерлановна | Алматинский государственный гуманитарно-педагогический колледж. | Учитель начальных классов. | Грант. |
4 | Бекұали Аблай Алмасғалиұлы | ГККП «Алматинский государственный политехнический колледж» | Вычислительная техника и информационные сети(по видам) | Грант. |
5 | Ерболат Бахтияр Дастанұлы | Талдыкорганский политехнический колледж. | Техник сетевого и системного администрирования. | Грант |
6 | Кәрибай Еркежан Турысбайқызы | Алматинский медицинский колледж «Аяжан» | Фельдшер. | Платное. |
7 | Қалдыбек Тимур Әділбекұлы | Талдыкорганский политехнический колледж. | Техник сетевого и системного администрирования | грант |
8 | Муханов Рафик Равильевич | Талдыкорганский политехнический колледж. | Техник сетевого и системного администрирования | грант |
9 | Маратбек Ельназ Қанатқызы | Колледж Государственного университета им.И.Жансугурова | Учитель русского языка и литературы | грант |
10 | Серікқызы Эльназ | Колледж Государственного университета им.И.Жансугурова | Учитель русского языка и литературы | грант |
11 | Орынбай Нурлан Досанұлы | ГККП «Алматинский государственный политехнический колледж» | Вычислительная техника и информационные сети(по видам) | грант |
12 | Кисель Кристина Сергеевна | Шелекский медицинский колледж. | Сестринское дело. | платное |
13 | Қалдыбек Қарақат Алибекқызы | КГУ «Балхашский колледж сервиса» | Повар. | грант |
| | | | |
Классный руководитель Шенгельбаева Г .А.