Файл: Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитель МАОУ ЛСОШ № 7 Виноградова Е. В.

План-конспект урока русского языка в 5 классе с применением технологии критического мышления.

Тема: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения."

Дидактическая цель: создать условия для распознавания видов предложений по цели высказывания; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Образовательная цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

Развивающая цель: моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, употреблять их в речевой практике, развивать творческие способности учащихся; научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к русскому языку; расширять кругозор учащихся; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: "Открытие нового знания".

Форма организации деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Основные методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, эвристический, творческий.

Ход урока



Этап урока

Дидактическая задача

Содержание этапа урока и деятельность учителя


Деятельность

учащихся

1.

Организационный

этап


Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.


Учитель показывает детям стеклянные шарики и просит передать их друг другу так, чтобы в конце они вернулись к учителю.

Учитель: Передайте, пожалуйста, стеклянные шарики друг другу. Передавайте их осторожно и бережно, они очень хрупкие. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить


Настраиваются на урок, передают осторожно друг другу маленькие стеклянные шарики.

2.

Этап мотивации и целеполагания

Обеспечить мотивацию, создать условия для постановки целей урока самим учеником, актуализировать опорные знания и умения.

Создает условия для мотивации и субъектного целеполагания.

Тест “Верные – неверные утверждения”. 

1.Слово пунктуацияпроисходит от лат. слова punctum– запятая. ДА

2.Словосочетание – самая маленькая единица синтаксиса, а текст – самая большая. ДА.

3.В школе изучаются 10 знаков препинания. ДА.

4.Мес

4. Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ.

5.Золотая осень– это словосочетание. ДА.

6.Листья кружатся– это тоже словосочетание. НЕТ (Почему это не словосочетание? А может быть это предложение? Нет (Знака завершения нет , значит просто грамматическая основа.)

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?

1) На партах у каждого ученика - текст (см Приложение 1)

2)Ученики пробуют прочитать текст.

3)Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)

4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения

Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений простым карандашом. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

Я посмотрела, что вам не всем удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится! или ? или .

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Чем будем заниматься?

(Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?)

Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет

нам справиться с поставленной задачей.

Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте озвучим цели.

Осуществляют субъектное целеполагание.

В тетрадях записывают ответы, проверяют по ключу, обмениваясь тетрадями.


Ученики формулируют тему, записывают в тетрадях на строчке, специально оставленной для этого6 «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения»

Дети предлагают цели:

- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

- чем эти предложения между собой отличаются?

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак?!

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.


3.

Изучение нового материала

Организовать познавательную деятельность учащихся на усвоение нового материала

Организует изучение нового учебного материала в совместной деятельности.

Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.

Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст 29 параграфа и промаркировать (Инсерт) , расставив значки.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

Работа с текстом после прочтения. Что вы знали по этой теме? Какая информация была новой? А о чём вы думали иначе? Что осталось непонятным?

Активно участвуют в усвоении нового материала.


Каждый ученик проговаривает своему соседу по парте, что он знал по данной теме.

4.

Этап отработки умений и навыков.

Создать условия для осознания и осмысления учебной информации и её анализа.

Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Расставьте знаки препинания в конце каждого предложения. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения. Что представляют собой предложения, с которыми вы работали? Верно, текст. Озаглавьте текст. На предыдущих уроках мы учились сжимать текст. Спишите текст, применяя умения и навыки по сжатию.

Закрепление новой информации будет происходить через создание творческой работы.

Прочитайте выразительно текст, который у вас получился в окончательном варианте.

Осень

Осень пришла. Какая красота! Оглянись вокруг! Янтарем и рубином зажглись листья. Осень - царица лесов.

А ты любишь осень?
О чём этот текст? Об осени верно, а вслед за осенью наступает новый учебный год…Нужно помнить о том, что путь в школу многих из вас проходит через проезжую часть. Почему важно знать, как правильно себя вести на дороге?

И в августе месяце двое учащихся из нашего класса переходили улицу в неположенном месте. Да были еще с велосипедами. К нам в школу поступило письмо. В связи с такой ситуацией мы приступим к следующему заданию: свои советы и предложения оформите в виде рекламного плаката, где вы, используя предложения разные по цели высказывания, как надо соблюдать правила дорожного движения. Как вы думаете, каких предложений будет больше всего?

Учитель говорит детям, что завтра они смогут отнести свои рекламные плакаты в 1-й класс.


Переписывают текст, выполняя задания в соответствии с уровнем обучаемости.

Творческое задание.

Ребята делятся на 3 группы.

Каждая группа получает большой лист для выполнения рекламного плаката, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и картинки для оформления.

После выполнения данной работы один из учеников от каждой группы показывает свою работу и объясняет, почему они здесь использовали разные по цели высказывания предложения.

Представляют результаты самостоятельно выполненного задания, делают выводы, читают свои советы и предложения.



5.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проанализировать и оценить успешность достижения цели урока через осознание учащимися учебной деятельности и самооценку.

Обратимся к кластеру, добавим в него то, что вы узнали нового о предложении.

Составим синквейн

1.ПРЕДЛОЖЕНИЕ

2.Законченное, выразительное.

3.Побуждает, спрашивает, повествует.

4.Без него не составишь текст.

5.ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА.
Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставит +, если нет - ставит -, если остались вопросы - ставим?

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.


Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.


6.

Домашнее задание




Дифференцированное задание:

1) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2) Написать письмо другу, в котором вы расскажите, как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (в вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)









Приложение

Приложение 1

Осень пришла Какая красота Оглянись вокруг Янтарем и рубином зажглись листья Целое лето они подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики А к осени листья налились, пропитались солнцем, стали золотыми Осень - царица лесов

А ты любишь осень


Приложение 2

Осень

Осень пришла. Какая красота! Оглянись вокруг! Янтарем и рубином зажглись листья. Осень - царица лесов.

А ты любишь осень?


Приложение3

Лист рефлексии

Формулировка цели урока

+


_








1.


2


3








1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)
3.Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)


4.Я ничего не понял. (2 балла)






Приложение 4

Предложения из рекламных плакатов, составленных учащимися 5.2 класса.

1.Знай правила дорожного движения как таблицу умножения.

2.Переходи дорогу только в установленном месте и на зеленый цвет.

3.Для пешеходов есть специальные места, чтобы безопасно переходить улицу.

4.Дорога - это не место для игр.

5. Красный - стой, желтый - приготовься, а зеленый - иди.

6. Будь внимателен при переходе дороги.