Файл: Активитибук как средство развития читательского интереса детей дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Развитие читательского интереса детей дошкольного возраста
1.1. Специфика дошкольного возраста
1.2. Развитие читательского интереса
Глава 2. Активитибук – средство развития читательского интереса
2.1. Активитибук. Особенности. Суть
2.2. Влияние активитибука на читательский интерес у дошкольников
, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций.
«Известно, что в качестве основы текста можно использовать различные интеллектуальные действия. Важно только, чтобы содержание интеллектуального действия соответствовало особенностям текста и целям работы с текстом»5.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.
Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли.
Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствами. В этом возрасте ребенок может понимать сложные скрытые причины поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев.
Рассматривая чтение как социально-педагогическое явление в контексте социокультурных изменений общества, мы понимаем, что культура детского мира как в фокусе отражает тенденции, которые проявляются в мире взрослых.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте, как и в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Activity book, в переводе с английского означает деятельная книга, то есть активитибук - это книга, которая содержит интерактивный контент, такой как игры, головоломки, викторины, цветные рисунки и другие элементы, которые включают в себя написание или рисование в самой книге. Основная целевая аудитория данного формата - дети.
Главной сутью и задачей таких книг является развитие логического мышления. Подобный формат используется не только для детей, но и многим взрослым интересны сборники с головоломками (судоку, кроссворды, нонограммы и др.).
Особенность активитибуков заключается в том, что в их содержание входят различные интерактивные и мыслительные материалы, далее будет разобран каждый из них.
Кроссворд — головоломка, состоящая из переплетения рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно суть слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.
Ребус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Игроку даётся слово или фраза, зашифрованная в виде последовательности рисунков, букв, слогов или чисел, которые, если произнести вслух, то должны дать искомое слово или фразу — например, рисунок кота и буквы «лета», получается котлета.
Судоку — задача с числами. Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз. Сложность зависит от изначально заполненного количества клеток, чем их меньше, тем сложнее.
Мосты— это логическая задача, где игроку нужно соединить линиями острова, и при этом число мостов должно соответствовать указанному на острове числу (Прил. 1).
Какурю - это головоломка, где поле состоит из клеток чёрного и белого цвета. Несколько белых клеток, идущих подряд по горизонтали или по вертикали, называются блоком. Про каждый блок известна сумма цифр, которые должны стоять в этом блоке. Для вертикальных блоков эта сумма обычно записывается непосредственно слева от блока, а для горизонтальных — непосредственно сверху. Во все белые клетки нужно вписать по одной цифре от 1 до 9 так, чтобы, во-первых, сумма цифр в каждом блоке сошлась с указанным числом, а во-вторых, чтобы в каждом блоке все цифры были различны.
Японская головоломка (также японский кроссворд, японское рисование, нонограмма) — задание, в котором закодированы не слова, а изображения. Изображения закодированы числами, расположенными слева от строк, а также сверху над столбцами. Нужно правильно определить размещение клеток на игровом поле.
Китайская стена - головоломка, где нужно нарисовать по правилам на предоставленном игровом поле единый непересекающийся замкнутый контур.
Загадка - это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним аналогию, на основании этого выражения человек отгадывает задуманный предмет.
Все вышеперечисленные головоломки являются часто используются редакторами для создания контента активитибука.
Задачами активитибуков являются воспитание бережного отношения к книгам, развитие умения внимательно слушать, а также активизация познавательного интереса, развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
На данном этапе развития технологий практически все головоломки есть в электронном формате. Для развития логического мышления и прививания любви и интереса к книгам, следует применять, для развития детей, печатные издания активитибуков.
У детей старшего дошкольного возраста происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель и чтобы этот интерес к книге у него не угасал, необходимо поддерживать и развивать этот интерес с помощью разнообразной деятельности, которую может предоставить активитибук.
Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Чтобы читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый интерес к книге. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер,
вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого и ребенка.
Активитибук пользуется особой популярностью, если он основан на какой-либо истории, например, по сказке «Колобок» или по мультфильму «Карлсон» (Прил. 1). Яркие картинки с любимыми персонажами вызывают интерес у дошкольного возраста.
Сложность дошкольного возраста заключается в том, что не все дети в данный период умеют читать. Конечно, данное печатное издание не должно быть оснащено крупным текстом, ведь детей не привлекают непонятные символы. Благодаря активитибукам предвкушение при перелистывании страниц появляется в раннем возрасте.
Головоломки в активитибуке должны быть либо расшифрованы родителем или педагогом, или быть настолько понятными, что ребёнок сможет сам догадаться как выполнить то или иное задание.
Самым актуальным для дошкольного возраста будет головоломка - китайская стена. Для начала это могут быть простые геометрические фигуры, благодаря этому ребёнок будет лучше изучать предметы и их формы, что позволит лучше ориентироваться в пространстве и излагать свои мысли.
Цветные наклейки вызывают большой интерес у детей. В активитибуках они используются как вспомогательный элемент. Например, на страницах книги есть пустые контуры объекта и ребёнок соотносит предмет на клеящемся листе с пустым пространством и приклеивает в нужное место. Данный формат учит детей внимательности, осторожности и аккуратности, это очень влияет на развитие детей.
В активитибуках вместо наклеек часто используются раскраски, где ребёнок должен закрасить белые поля цветом. Практика использования пишущих предметов позволяет разрабатывать мелкую моторику рук.
В период дошкольного возраста очень важно развивать детей при помощи активитибуков. Если ребёнок с детства привыкает к работе с страницами, то этот формат будет интересен для него в будущем.
В заключении стоит отметить, что в ходе курсовой работы было сделано большое количество выводов и открытий. Во-первых, была раскрыта специфика дошкольного возраста. Во-вторых, были разобраны методы и средства развития читательского интереса. В-третьих, было рассмотрено влияние активитибука на читательский интерес детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детскоий деятельности, именно в игре наиболее быстро происходит развитие интереса к чтению. Книга является важным средством в жизни ребенка т.к. способствует развитию таких функций как мышление, речь, чувства и т.д. Если не развивать читательский интерес то у ребенка не возникнет интереса к чтению и книгам.
Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Основной признак читательского интереса это значимость определенной литературы для ребенка и положительное эмоциональное отношение к ней.
Читательский интерес формируется постепенно, поэтапно. Для успешного формирования читательского интереса нужно соблюдать следующие условия: принцип системности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, принцип наглядности, а также принцип доступности.
Для развития читательского интереса нужно подобрать такие игры что бы они были связаны с детской литературой и интересны детям, активитибук формирует интерес к чтению у дошкольного возраста.
1. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. – М.: Дата-сквер, 2009. – С.248
2. Башкин М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учеб. пособие. – Ярославль.: гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2014. – С. 108
3. Бочкарева Т. Н. Конструирование и реализация образовательных процессов: учеб. пособие. — Елабуга: Апробация, 2019. — С. 335
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. Учебное пособие – М.: Владос, 2010. – С. 366
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология дошкольного возраста. Учебник для бакалавров. – М.: Кнорус, 2020. – С. 270
6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗов. – М.: Питер, 2019. – С.464
7. Грушевицкая Т. Г., Попков В. А., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНД, 2019. – С. 632
8. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления / под ред. М. М. Кашапова. — М. : Институт психологии РАН, 2003. — С. 398
9. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления : монография / М. М. Кашапов. — СПб. : Алетейя, 2000. — С. 463
10. Николас Э. Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди. Пер. Калинин А. – М.: 2016. – С. 350
11. Новикова Т.А. Воспитание дошкольника как читателя метод. реком. для библиотекарей [Текст]/ Т.А. Новикова. – Дмитров: Вести, 2010. – С. 20
12. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика / В. И. Панов. — СПб. : Питер, 2007. — С. 352
13. Романичева Е.С., Пранцова Г. В. Функциональное чтение. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Неолит, 2020. – С. 144
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций.
«Известно, что в качестве основы текста можно использовать различные интеллектуальные действия. Важно только, чтобы содержание интеллектуального действия соответствовало особенностям текста и целям работы с текстом»5.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.
Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли.
Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствами. В этом возрасте ребенок может понимать сложные скрытые причины поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев.
Рассматривая чтение как социально-педагогическое явление в контексте социокультурных изменений общества, мы понимаем, что культура детского мира как в фокусе отражает тенденции, которые проявляются в мире взрослых.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте, как и в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Глава 2. Активитибук – средство развития читательского интереса
2.1. Активитибук. Особенности. Суть
Activity book, в переводе с английского означает деятельная книга, то есть активитибук - это книга, которая содержит интерактивный контент, такой как игры, головоломки, викторины, цветные рисунки и другие элементы, которые включают в себя написание или рисование в самой книге. Основная целевая аудитория данного формата - дети.
Главной сутью и задачей таких книг является развитие логического мышления. Подобный формат используется не только для детей, но и многим взрослым интересны сборники с головоломками (судоку, кроссворды, нонограммы и др.).
Особенность активитибуков заключается в том, что в их содержание входят различные интерактивные и мыслительные материалы, далее будет разобран каждый из них.
Кроссворд — головоломка, состоящая из переплетения рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно суть слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.
Ребус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Игроку даётся слово или фраза, зашифрованная в виде последовательности рисунков, букв, слогов или чисел, которые, если произнести вслух, то должны дать искомое слово или фразу — например, рисунок кота и буквы «лета», получается котлета.
Судоку — задача с числами. Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз. Сложность зависит от изначально заполненного количества клеток, чем их меньше, тем сложнее.
Мосты— это логическая задача, где игроку нужно соединить линиями острова, и при этом число мостов должно соответствовать указанному на острове числу (Прил. 1).
Какурю - это головоломка, где поле состоит из клеток чёрного и белого цвета. Несколько белых клеток, идущих подряд по горизонтали или по вертикали, называются блоком. Про каждый блок известна сумма цифр, которые должны стоять в этом блоке. Для вертикальных блоков эта сумма обычно записывается непосредственно слева от блока, а для горизонтальных — непосредственно сверху. Во все белые клетки нужно вписать по одной цифре от 1 до 9 так, чтобы, во-первых, сумма цифр в каждом блоке сошлась с указанным числом, а во-вторых, чтобы в каждом блоке все цифры были различны.
Японская головоломка (также японский кроссворд, японское рисование, нонограмма) — задание, в котором закодированы не слова, а изображения. Изображения закодированы числами, расположенными слева от строк, а также сверху над столбцами. Нужно правильно определить размещение клеток на игровом поле.
Китайская стена - головоломка, где нужно нарисовать по правилам на предоставленном игровом поле единый непересекающийся замкнутый контур.
Загадка - это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним аналогию, на основании этого выражения человек отгадывает задуманный предмет.
Все вышеперечисленные головоломки являются часто используются редакторами для создания контента активитибука.
Задачами активитибуков являются воспитание бережного отношения к книгам, развитие умения внимательно слушать, а также активизация познавательного интереса, развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
На данном этапе развития технологий практически все головоломки есть в электронном формате. Для развития логического мышления и прививания любви и интереса к книгам, следует применять, для развития детей, печатные издания активитибуков.
У детей старшего дошкольного возраста происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель и чтобы этот интерес к книге у него не угасал, необходимо поддерживать и развивать этот интерес с помощью разнообразной деятельности, которую может предоставить активитибук.
2.2. Влияние активитибука на читательский интерес у дошкольников
Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Чтобы читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый интерес к книге. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер,
вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого и ребенка.
Активитибук пользуется особой популярностью, если он основан на какой-либо истории, например, по сказке «Колобок» или по мультфильму «Карлсон» (Прил. 1). Яркие картинки с любимыми персонажами вызывают интерес у дошкольного возраста.
Сложность дошкольного возраста заключается в том, что не все дети в данный период умеют читать. Конечно, данное печатное издание не должно быть оснащено крупным текстом, ведь детей не привлекают непонятные символы. Благодаря активитибукам предвкушение при перелистывании страниц появляется в раннем возрасте.
Головоломки в активитибуке должны быть либо расшифрованы родителем или педагогом, или быть настолько понятными, что ребёнок сможет сам догадаться как выполнить то или иное задание.
Самым актуальным для дошкольного возраста будет головоломка - китайская стена. Для начала это могут быть простые геометрические фигуры, благодаря этому ребёнок будет лучше изучать предметы и их формы, что позволит лучше ориентироваться в пространстве и излагать свои мысли.
Цветные наклейки вызывают большой интерес у детей. В активитибуках они используются как вспомогательный элемент. Например, на страницах книги есть пустые контуры объекта и ребёнок соотносит предмет на клеящемся листе с пустым пространством и приклеивает в нужное место. Данный формат учит детей внимательности, осторожности и аккуратности, это очень влияет на развитие детей.
В активитибуках вместо наклеек часто используются раскраски, где ребёнок должен закрасить белые поля цветом. Практика использования пишущих предметов позволяет разрабатывать мелкую моторику рук.
В период дошкольного возраста очень важно развивать детей при помощи активитибуков. Если ребёнок с детства привыкает к работе с страницами, то этот формат будет интересен для него в будущем.
Заключение
В заключении стоит отметить, что в ходе курсовой работы было сделано большое количество выводов и открытий. Во-первых, была раскрыта специфика дошкольного возраста. Во-вторых, были разобраны методы и средства развития читательского интереса. В-третьих, было рассмотрено влияние активитибука на читательский интерес детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детскоий деятельности, именно в игре наиболее быстро происходит развитие интереса к чтению. Книга является важным средством в жизни ребенка т.к. способствует развитию таких функций как мышление, речь, чувства и т.д. Если не развивать читательский интерес то у ребенка не возникнет интереса к чтению и книгам.
Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Основной признак читательского интереса это значимость определенной литературы для ребенка и положительное эмоциональное отношение к ней.
Читательский интерес формируется постепенно, поэтапно. Для успешного формирования читательского интереса нужно соблюдать следующие условия: принцип системности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, принцип наглядности, а также принцип доступности.
Для развития читательского интереса нужно подобрать такие игры что бы они были связаны с детской литературой и интересны детям, активитибук формирует интерес к чтению у дошкольного возраста.
Библиография
1. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. – М.: Дата-сквер, 2009. – С.248
2. Башкин М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учеб. пособие. – Ярославль.: гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2014. – С. 108
3. Бочкарева Т. Н. Конструирование и реализация образовательных процессов: учеб. пособие. — Елабуга: Апробация, 2019. — С. 335
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. Учебное пособие – М.: Владос, 2010. – С. 366
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология дошкольного возраста. Учебник для бакалавров. – М.: Кнорус, 2020. – С. 270
6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗов. – М.: Питер, 2019. – С.464
7. Грушевицкая Т. Г., Попков В. А., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНД, 2019. – С. 632
8. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления / под ред. М. М. Кашапова. — М. : Институт психологии РАН, 2003. — С. 398
9. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления : монография / М. М. Кашапов. — СПб. : Алетейя, 2000. — С. 463
10. Николас Э. Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди. Пер. Калинин А. – М.: 2016. – С. 350
11. Новикова Т.А. Воспитание дошкольника как читателя метод. реком. для библиотекарей [Текст]/ Т.А. Новикова. – Дмитров: Вести, 2010. – С. 20
12. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика / В. И. Панов. — СПб. : Питер, 2007. — С. 352
13. Романичева Е.С., Пранцова Г. В. Функциональное чтение. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Неолит, 2020. – С. 144