Файл: Активитибук как средство развития читательского интереса детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.

Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций.

«Известно, что в качестве основы текста можно использовать различные интеллектуальные действия. Важно только, чтобы содержание интеллектуального действия соответствовало особенностям текста и целям работы с текстом»5.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте.

Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки, он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли.

Сопереживание помогает ребенку осознать такие мотивации поступков персонажей, которые связаны не только с их действиями, но и с чувствами. В этом возрасте ребенок может понимать сложные скрытые причины поведения, проникая в сферу состояний, мыслей, чувств героев.

Рассматривая чтение как социально-педагогическое явление в контексте социокультурных изменений общества, мы понимаем, что культура детского мира как в фокусе отражает тенденции, которые проявляются в мире взрослых.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте, как и в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Глава 2. Активитибук – средство развития читательского интереса


2.1. Активитибук. Особенности. Суть




Activity book, в переводе с английского означает деятельная книга, то есть активитибук - это книга, которая содержит интерактивный контент, такой как игры, головоломки, викторины, цветные рисунки и другие элементы, которые включают в себя написание или рисование в самой книге. Основная целевая аудитория данного формата - дети.

Главной сутью и задачей таких книг является развитие логического мышления. Подобный формат используется не только для детей, но и многим взрослым интересны сборники с головоломками (судоку, кроссворды, нонограммы и др.).

Особенность активитибуков заключается в том, что в их содержание входят различные интерактивные и мыслительные материалы, далее будет разобран каждый из них.

Кроссворд — головоломка, состоящая из переплетения рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Обычно суть слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем — по вертикали.

Ребус — загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Игроку даётся слово или фраза, зашифрованная в виде последовательности рисунков, букв, слогов или чисел, которые, если произнести вслух, то должны дать искомое слово или фразу — например, рисунок кота и буквы «лета», получается котлета.

Судоку — задача с числами. Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз. Сложность зависит от изначально заполненного количества клеток, чем их меньше, тем сложнее.

Мосты— это логическая задача, где игроку нужно соединить линиями острова, и при этом число мостов должно соответствовать указанному на острове числу (Прил. 1).

Какурю - это головоломка, где поле состоит из клеток чёрного и белого цвета. Несколько белых клеток, идущих подряд по горизонтали или по вертикали, называются блоком. Про каждый блок известна сумма цифр, которые должны стоять в этом блоке. Для вертикальных блоков эта сумма обычно записывается непосредственно слева от блока, а для горизонтальных — непосредственно сверху. Во все белые клетки нужно вписать по одной цифре от 1 до 9 так, чтобы, во-первых, сумма цифр в каждом блоке сошлась с указанным числом, а во-вторых, чтобы в каждом блоке все цифры были различны.



Японская головоломка (также японский кроссворд, японское рисование, нонограмма) — задание, в котором закодированы не слова, а изображения. Изображения закодированы числами, расположенными слева от строк, а также сверху над столбцами. Нужно правильно определить размещение клеток на игровом поле.

Китайская стена - головоломка, где нужно нарисовать по правилам на предоставленном игровом поле единый непересекающийся замкнутый контур.

Загадка - это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним аналогию, на основании этого выражения человек отгадывает задуманный предмет.

Все вышеперечисленные головоломки являются часто используются редакторами для создания контента активитибука.

Задачами активитибуков являются воспитание бережного отношения к книгам, развитие умения внимательно слушать, а также активизация познавательного интереса, развитие памяти, мышления, воображения, внимания.

На данном этапе развития технологий практически все головоломки есть в электронном формате. Для развития логического мышления и прививания любви и интереса к книгам, следует применять, для развития детей, печатные издания активитибуков.

У детей старшего дошкольного возраста происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребенок успешно формируется как читатель и чтобы этот интерес к книге у него не угасал, необходимо поддерживать и развивать этот интерес с помощью разнообразной деятельности, которую может предоставить активитибук.


2.2. Влияние активитибука на читательский интерес у дошкольников



Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста. Дошкольное детство – важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Чтобы читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый интерес к книге. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер,
вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого и ребенка.

Активитибук пользуется особой популярностью, если он основан на какой-либо истории, например, по сказке «Колобок» или по мультфильму «Карлсон» (Прил. 1). Яркие картинки с любимыми персонажами вызывают интерес у дошкольного возраста.

Сложность дошкольного возраста заключается в том, что не все дети в данный период умеют читать. Конечно, данное печатное издание не должно быть оснащено крупным текстом, ведь детей не привлекают непонятные символы. Благодаря активитибукам предвкушение при перелистывании страниц появляется в раннем возрасте.

Головоломки в активитибуке должны быть либо расшифрованы родителем или педагогом, или быть настолько понятными, что ребёнок сможет сам догадаться как выполнить то или иное задание.

Самым актуальным для дошкольного возраста будет головоломка - китайская стена. Для начала это могут быть простые геометрические фигуры, благодаря этому ребёнок будет лучше изучать предметы и их формы, что позволит лучше ориентироваться в пространстве и излагать свои мысли.

Цветные наклейки вызывают большой интерес у детей. В активитибуках они используются как вспомогательный элемент. Например, на страницах книги есть пустые контуры объекта и ребёнок соотносит предмет на клеящемся листе с пустым пространством и приклеивает в нужное место. Данный формат учит детей внимательности, осторожности и аккуратности, это очень влияет на развитие детей.

В активитибуках вместо наклеек часто используются раскраски, где ребёнок должен закрасить белые поля цветом. Практика использования пишущих предметов позволяет разрабатывать мелкую моторику рук.

В период дошкольного возраста очень важно развивать детей при помощи активитибуков. Если ребёнок с детства привыкает к работе с страницами, то этот формат будет интересен для него в будущем.

Заключение



В заключении стоит отметить, что в ходе курсовой работы было сделано большое количество выводов и открытий. Во-первых, была раскрыта специфика дошкольного возраста. Во-вторых, были разобраны методы и средства развития читательского интереса. В-третьих, было рассмотрено влияние активитибука на читательский интерес детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детскоий деятельности, именно в игре наиболее быстро происходит развитие интереса к чтению. Книга является важным средством в жизни ребенка т.к. способствует развитию таких функций как мышление, речь, чувства и т.д. Если не развивать читательский интерес то у ребенка не возникнет интереса к чтению и книгам.


Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и в своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Основной признак читательского интереса это значимость определенной литературы для ребенка и положительное эмоциональное отношение к ней.

Читательский интерес формируется постепенно, поэтапно. Для успешного формирования читательского интереса нужно соблюдать следующие условия: принцип системности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, принцип наглядности, а также принцип доступности.

Для развития читательского интереса нужно подобрать такие игры что бы они были связаны с детской литературой и интересны детям, активитибук формирует интерес к чтению у дошкольного возраста.

Библиография




1. Алмазов Б.Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. – М.: Дата-сквер, 2009. – С.248

2. Башкин М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды: учеб. пособие. – Ярославль.: гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2014. – С. 108

3. Бочкарева Т. Н. Конструирование и реализация образовательных процессов: учеб. пособие. — Елабуга: Апробация, 2019. — С. 335

4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. Учебное пособие – М.: Владос, 2010. – С. 366

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология дошкольного возраста. Учебник для бакалавров. – М.: Кнорус, 2020. – С. 270

6. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для ВУЗов. – М.: Питер, 2019. – С.464

7. Грушевицкая Т. Г., Попков В. А., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНД, 2019. – С. 632

8. Кашапов М. М. Психология профессионального педагогического мышления / под ред. М. М. Кашапова. — М. : Институт психологии РАН, 2003. — С. 398

9. Кашапов, М. М. Психология педагогического мышления : монография / М. М. Кашапов. — СПб. : Алетейя, 2000. — С. 463

10. Николас Э. Интуиция. Как понять, что чувствуют, думают и хотят другие люди. Пер. Калинин А. – М.: 2016. – С. 350

11. Новикова Т.А. Воспитание дошкольника как читателя метод. реком. для библиотекарей [Текст]/ Т.А. Новикова. – Дмитров: Вести, 2010. – С. 20

12. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем : теория и практика / В. И. Панов. — СПб. : Питер, 2007. — С. 352

13. Романичева Е.С., Пранцова Г. В. Функциональное чтение. Теория и практика. Учебное пособие. – М.: Неолит, 2020. – С. 144