Файл: Реферат по правоведению "основы законодательства российской федерации об охране здоровья граждан".doc
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
www.spbgmu.ru
Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова.
Кафедра судебной медицины и правоведения.
РЕФЕРАТ
ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ
“ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН”
Преподаватель: Никитин Е.Н.
Студент:
Группа
Санкт-Петербург
2005 г
План реферата:
-
Введение:
-
Значение охраны здоровья граждан, как неотъемлемого условия жизни общества.
-
Основная часть:-
Структура “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” -
Ознакомление со статьями “Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан”
-
-
Заключение.
I. Охрана здоровья граждан РФ является одной из важнейших задач государства, что закреплено в ст. 41 Конституции РФ — «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». В соответствии с Конституцией РФ Верховный Совет РФ в августе 1993 г. принял «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».
Охрана здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества. И за обеспечение этого общепризнанного принципа, закрепляющего приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, ответственно государство.
II.
1) “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” состоят из 12 разделов и 69 статей.
Первый раздел “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” содержит 4 статьи (статьи 1 - 4), раскрывающие общие положения “Основ законодательства”.
Второй раздел содержит 8 статей (статьи 5 - 8), определяет компетенцию в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления.
Третий раздел охватывает 8 статей (статьи 9 - 16) и раскрывает организацию охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Четвертый раздел содержит 5 статей (статьи 17 - 21), определяет права граждан в области охраны здоровья.
Пятый раздел состоит из 8 статей (статьи 22 - 29) и определяет права отдельных групп населения в области охраны здоровья.
Шестой раздел включает 5 статей (статьи 30 - 34), устанавливает права граждан при оказании медико-социальной помощи.
Седьмой раздел содержит 3 статьи (статьи 35 - 37), описывает медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека.
Восьмой раздел охватывает 11 статей (статьи 38 - 48), обозначает гарантии осуществления медико-социальной помощи граждан.
Девятый раздел состоит из 5 статей (статьи 49 - 53), раскрывает порядок медицинской экспертизы.
Десятый раздел содержит 11 статей (статьи 54 - 64), посвящен правам и социальной защите медицинских и фармацевтических работников.
Одиннадцатый раздел состоит из 1 статьи (статья 65) и описывает международное сотрудничество.
Двенадцатый раздел включает 4 статьи (статьи 66 - 69), раскрывает ответственность за причинение вреда здоровью.
2) В статье 1 “Основ законодательства” дается определение охраны здоровья граждан. Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случаях утраты здоровья.
Основополагающими принципами охраны здоровья граждан (ст. 2 «Основ законодательства») являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-социальной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Организация охраны здоровья граждан в РФ предусматривает существование трех систем здравоохранения: государственной, муниципальной и частной. При этом деятельность учреждений как государственной, так и муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется в соответствии с «Основами законодательства» и другими законодательными актами РФ, причем только при наличии лицензии на избранный вид деятельности (ст. 15 «Основ законодательства»). Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, является Министерство здравоохранения РФ. Лицензия может быть выдана юридическому или физическому лицу при наличии у него диплома о среднем или высшем медицинском образовании и сертификата на определенный вид деятельности.
В разделах IV и V «Основ законодательства» приводятся права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья. Право граждан РФ на охрану здоровья (ст. 17 «Основ законодательства») обеспечивается: 1) охраной окружающей природной среды; 2) созданием условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан; 3) производством и реализацией доброкачественных продуктов питания; 4) предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Граждане РФ имеют право:
1. На информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19 «Основ законодательства»). Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.
2. На медико-социальную помощь при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях (ст. 20 «Основ законодательства»). Медико-социальная помощь предусматривает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, в том числе выплату пособия по временной нетрудоспособности.
3. На бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
4. На дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.
5. На льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами.
6. На медицинскую экспертизу, в том числе и независимую, которая производится по их личному заявлению.
7. На 3 дня неоплачиваемого отпуска, который предоставляется по личному заявлению работающего гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.
В разделе VI «Основ законодательства» приводятся права граждан при оказании медико-социальной помощи. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1. Уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского обслуживающего персонала.
2. Выбор врача, в том числе семейного и лечащего, а также лечебно-профилактического учреждения (в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования).
3. Обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
4. Проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов.
5. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами.
6. Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья и диагнозе.
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе и иные сведения, полученные при обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. К врачебной тайне также относятся сведения об искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Медицинские работники за разглашение врачебной тайны с учетом причиненного гражданину ущерба несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина (в соответствии со ст. 61 «Основ законодательства») может быть осуществлено лишь: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Оказание медицинской помощи без согласия граждан или иных законных представителей (в соответствии со ст. 34 «Основ законодательства») допускается в отношении лиц: 1) страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (инфекционные заболевания); 2) страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 3) совершивших общественно опасное деяние.
8. Отказ от медицинского вмешательства. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15 лет, либо законного представителя лица, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц (ст. 33 «Основ законодательства»).
9. Получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
10. Получение медицинских и иных услуг в рамках добровольного медицинского страхования.
11. Возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.
12. Допуск адвоката.
13. Допуск священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов.
В разделе VII «Основ законодательства» впервые предусматривается регулирование медицинской деятельности по планированию семьи и в отношении репродуктивной функции человека. Допускаются искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона — это является правом женщины детородного возраста (ст. 35 «Основ законодательства»).
Ст. 36 «Основ законодательства» предоставляет женщине самой самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности может быть проведено: 1) по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед; 2) по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 нед; 3) по медицинским показаниям — независимо от срока беременности. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяет МЗ РФ, а социальные показания — Федеральное правительство.
Медицинская стерилизация как метод контрацепции, согласно ст. 35 «Основ законодательства», может быть произведена только по письменному заявлению гражданина: 1) не моложе 35 лет или имеющего не менее 2 детей; 2) при наличии медицинских показаний — независимо от возраста и наличия детей. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется МЗ РФ.
В разделе VIII «Основ законодательства» излагаются гарантии осуществления медико-социальной помощи. Закон предусматривает оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой и специализированной медицинской помощи, а также медико-социальной помощи некоторым категориям граждан.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным видом медицинского обслуживания. Она предусматривает: лечение наиболее распространенных заболеваний, травм и отравлений, других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; профилактику наиболее важных заболеваний; осуществление мер по охране семьи, материнства и детства и т.д. Данный вид медицинской помощи обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения. Объем первичной медико-санитарной помощи устанавливается местной администрацией в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ст. 38 «Основ законодательства»).