Файл: Занятие 2 Обучающийся Мишарова Кристина Руслановна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Родная литература

Практическое занятие №2


Выполнил:

Обучающийся Мишарова Кристина Руслановна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


    1. Практическое занятие №2



Цель занятия: закрепление знаний о родной литературе с момента зарождения по 21-й в., совершенствование навыков ее практического применения.

 

ЗАДАНИЕ 1

Максимальное количество баллов – 4.

 

Раскройте способы изображения человека и особенности жанрового канона (одно произведение на выбор студента):




  •    Житии и хождение Даниила, игумена Русской земли;


  •    Житии Сергия Радонежского;


  •    Житии Александра Невского.


Определите композицию и сюжет произведений, выделив традиционные мотивы и новаторство.

Особенности «Хождения игумена Даниила»: описания святых мест; множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого; пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд; повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе. Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы - оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил избегает абстрактных слов, предпочитая простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей. Хождение игумена Даниила» ценно как обстоятельный путеводитель для русских паломников и источник археологических сведений об Иерусалиме. В его произведении, первом в своём жанре, формировались основные каноны написания хождений, которые впоследствии стали отличительными признаками для этого жанра


«Хождение » Даниила – образец паломнических записок, ценный источник исторических сведений о Палестине и Иерусалиме. По форме и содержанию оно напоминает многочисленные средневековые описание путешествия западноевропейских пилигримов. Он подробно описал маршрут, увиденные достопримечательности, пересказал предания и легенды о святынях Палестины и Иерусалима, порой не отличая церковно-канонических рассказов от апокрифических. Даниил – крупнейший представитель паломнической литературы не только Древней Руси, но и всей средневековой Европы. Даниил выступает как патриот родной земли, не забывающий в дальних странах о ее интересах, заботящийся о ее престиже. 

ЗАДАНИЕ 2

Максимальное количество баллов – 4.

 

Проанализируйте одну эпиграмму (на выбор студента) из предложенных по плану:




  1.    Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? Определите тему и идею.


  2.    Опишите цель создания эпиграммы.


  3.    Поясните актуальность этого жанра в современной поэзии. Свой ответ аргументируйте.


  4.    Попробуйте сочинить эпиграмму, по одной из предложенных тем:


  • О книге, самостоятельно мной прочитанной.


  • О новом фильме.


  • О взаимоотношениях наших одноклассников.


  • Об отношениях между моими братьями и сёстрами.


 

Перечень эпиграмм для анализа по установленному плану




  •    В. К. Тредиаковского «На человека, который, вышел в честь, так начал бы гордится, что прежних своих равных другов пренебрегал бы».


  •    П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...»


  •    И. Ф. Богдановича «Вкус возраста»


  •    В. В. Капниста «Ты под ручной заклад...»


  •    И. И. Дмитриева «Он врал — теперь не врет»


Анализ эпиграммы П. Сумарокова «Коль мыслишь, я любовь свою к тебе скончала...» по предложенному плану. Эта эпиграмма об отношениях мужчины и женщины. Ситуация в эпиграмме описана от лица девушки. Если перевести её на обывательский язык, то звучать это будет так: «Если думаешь, что я тебя перестала любить, то стоит тебе знать, что я и не начинала». Эпиграммы Сумарокова точны и остры по мысли, просты и лаконичны по слогу. Не случайно они вписываются и в нашу современную действительность. А тема отношений между мужчиной и женщиной актуальна и в наше время.

 

ЗАДАНИЕ 3

Максимальное количество баллов – 3.



 

Проанализируйте одну главу из предложенного перечня произведений (на выбор студента) по следующему плану:




  1.      Укажите жанровое определение повести. Обоснуйте свой ответ.


  2.      Определите датировку произведения и «приметы времени» в нём.


  3.      Опишите содержание и проблематику, особенности изображения традиционных для отечественной словесности тем (тема воспитания, тема «отцов и детей», тема любви и др.).


  4.      Раскройте специфику композиционной структуры произведения.


  5.      Определите ключевые (главные) эпизоды.


  6.      Охарактеризуйте образ главного героя.


  7.      Место произведения в истории русской литературы.


  8.      Опишите чем выражена авторская позиция (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).


  9.      Поясните, чем определено видение автора в решении поставленных в произведении проблем.


 

Перечень произведений для анализа:




  •    Димитрий Самозванец, автор Ф. В. Булгарин,


  •    Рославлёв, или Русские в 1812 году, автор М. Н. Загоскин,


  •    Последний Новик или Завоевание Лифляндии, автор И. И. Лажечников


 Произведение: Рославлёв, или Русские в 1812 году, автор М. Н. Загоскин

Это исторический роман,об этом говорит время(Отечественная война 1812г.) в котором происходит действие романа,переплетение реальных личностей и событий с художественным вымыслом. В данном случае проясняет эстетические особенности своего романа: «Исторический роман – не история, а выдумка, основанная на истинном происшествии»(Из предисловия).Автор желал описать русских в историческую эпоху, желал доказать, что хотя наружные формы и физиономия русской нации совершенно изменились, но не изменились вместе с ними: наша непоколебимая верность к престолу, привязанность к вере и любовь к родине.Все персонажи, независимо от их социального и социального статуса, выполняют общее дело – защищают Родину, каждый из них осознает себя частью единого живого организма – Российского государства, поэтому специфика характера данных персонажей определяется философией долга, а в их поступках доминирует патриотическая идея. Повествование в романтическом историческом романе строится на основе драматичских конфликтов, причем семейные и личные отношения тесно связываются с историческими событиями.Сюжет романа основан на реальном происшествии. В основе его лежит трагико-романтическая история взаимоотношений русского офицера Владимира Рославлева и его невесты Полины.


У Загоскина и вымышленные, и исторические персонажи в равной степени охвачены желанием бороться с французским нашествием, защищать до конца родную землю. Так, многие персонажи романа: Иван Архипович, Зарецкий, Сурский, молчаливый офицер и другие – изображены в таком ключе, а главный герой – Владимир Рославлев – является в романе в двух ипостасях: патриотом и влюбленным персонажем. С первых глав романа Владимир Рославлев – персонаж, стоящий перед выбором. Он мучительно пытается найти выход из душевного противоречия: быть рядом с возлюбленой - Полиной (мотив любовного чувства) или встать на защиту Отечества от Наполеоновской армии (мотив любви к родине). Однако согласно авторской исторической концепции, выбора у Рославлева нет. Он следует закону патриотического служения своему Отечеству. Все поступки Владимира в романе мотивированы его позицией русского человека вообще в драматическую эпоху для страны. Он находится в состоянии душевной смуты, но в поступках доминирует главный мотив: при любых обстоятельствах защищать свою страну от иноземных захватчиков.

ЗАДАНИЕ 4

Максимальное количество баллов – 3.

 

Напишите эссе на тему «Мой любимый автор-земляк» на примере произведений 10-21 вв. 

Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа. Работа должна быть авторская, проверяется преподавателем на оригинальность текста.

Владимир Галактионович Короленко – российский и украинский писатель, журналист и редактор, общественный деятель конца XIX – начала XX века.

Уроженец Украины.Пробовал себя во многих направлениях общественной жизни, вёл активную правозащитную деятельность, писал книги революционной направленности.Наиболее известные произведения: «В дурном обществе», «Дети подземелья» и «Слепой музыкант». За критику царской власти во времена правления Императора Николая II Короленко был репрессирован. Многие его произведения написаны в ссылке.

Родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. За связь с Народниками вместе с братом Илларионом отправили в длительную ссылку в Вятскую губернию (1879 год), затем за самовольную отлучку с места поселения – в Западную Сибирь (1880 год). За то, что Короленко отказался присягать новому императору Александру III в марте 1881 года, его снова отправили в Сибирь. Свой срок он отбывал в Амгинской слободе в Якутской области.После освобождения писатель поднадзорно жил в Нижнем Новгороде с 1885 по 1895 год.Короленко вызывает мое уважение потому,что хоть он и был революционером по духу,но оставался убежденным гуманистом. Короленко не принял Советскую власть с её непримиримой жесткостью по отношению к классовым врагам. Самое крупное и последнее произведение писателя «История моего современника», обобщающее и систематизирующее его философские взгляды, которое издавалось с 1922 по 1929 год, осталось незаконченным.Последние годы жизни автор провел в городе Полтава,в котором родилась я сама. Для полтавчан Владимир Галактионович был человеком, к которому можно было прийти со своими проблемами, и он всегда находил способ, чтобы как-то помочь. Живя в Полтаве, он в самое трудное для Украины время занимался спасением и воспитанием обездоленных детей.К сожалению,годы ссылок плохо сказались на его здоровье. 25 декабря 1921 года он скончался от тяжелой пневмонии. Власти не вмешивались в организацию похорон,прощание с автором проходило 3 дня. Писателя похоронили в некрополе Полтавы, а в 1936 году его прах перенесли на территорию сада, обрамляющего дом-музей на Мало-Садовой.


ЗАДАНИЕ 5

Максимальное количество баллов – 3.

 

Прочитайте фрагмент произведения А.Г. Битова «Пушкинский дом»:

«Мы склонны в этой повести, под сводами Пушкинского дома, следовать освященным, музейным традициям, не опасаясь перекличек и повторений, — наоборот, всячески приветствуя их, как бы даже радуясь нашей внутренней несамостоятельности. Ибо и она, так сказать, «в ключе» и может быть истолкована в смысле тех явлений, что и послужили для нас здесь темой и материалом, — а именно: явлений, окончательно не существующих в реальности. Так что необходимость воспользоваться даже тарой, созданной до нас и не нами, тоже, как бы ужалив самое себя, служит нашей цели.

Итак, мы воссоздаем современное несуществование героя, этот неуловимый эфир, который почти соответствует ныне самой тайне материи, тайне, в которую уперлось современное естествознание: когда материя, дробясь, членясь и сводясь ко все более элементарным частицам, вдруг и вовсе перестает существовать от попытки разделить ее дальше: частица, волна, квант, — и то, и другое, и третье, и ничто из них, и не все три вместе… и выплывает бабушкино милое слово «эфир», чуть ли не напоминая нам о том, что и до нас такая тайна была известна, с той лишь разницей, что никто в нее не упирался с тупым удивлением тех, кто считает мир постижимым, а — просто знали, что тут тайна, и полагали ее таковой.

И мы разливаем этот несуществующий эфир в несохранившиеся бабушкины склянки, удивляясь, что тогда каждому уксусу соответствовала своя непраздная форма; мы с удовольствием отмываем слово «флакон» в тепловатой воде, любуясь идеей грани, пока из нее не сверкнет, мыльно и хрустально, луч детства и не осветит радужно желтоватую скатерку, связанную в чьём-то далёком и немыслимом рукодельном детстве, анисовые капли и градусник со старинным цветом ртути, не изменившимся до сих пор лишь в силу преданности таблице элементов и химической верности… И этот радужный луч осветит чью-то тонкую замотанную шею, мамин поцелуй в темя и великий роман «Три мушкетера». И как удивляемся мы внезапной, такой непривычной неспешности и любовности собственных движений, подсказанной всего лишь формой и гранью этих склянок, таинственно прорывающей и останавливающей нашу суету…»