Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурнооздоровительной деятельности) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области физкультурно-оздоровительной деятельности)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Алекман Кирилл Алексеевич

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


    1. Практическое занятие №1


Задания по теме 5.1 Профессиональная Я-концепция педагога

 

Цель занятия: закрепление знаний о сущности профессиональной Я-концепции педагога; формирование умений описывать собственную профессиональную Я-концепцию.

 

Задание 1.

1.Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.

Ответ:

Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнитивных схем, направленных на себя. Но, одни отождествляют ее с понятием самосознания, другие смотрят на Я-концепцию, в первую очередь, как детерминанту поведения. По теории бихевиоризма Я-концепция – это способ поведения [Шибутани Т.,1998]. Я-концепции даются следующие определения:

  1. Я-концепция – это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С.Т.Джанерьян).

  2. Я-концепция — осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).

  3. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?

Ответ:

Определение С.Т.Джанерьян более полное, обозначает цель человека, у которого сформирована Я-концепция – это саморазвитие и самореализация человека в профессии.

По определению А. К. Марковой, человек, обладающий сформированной Я-концепцией, сравнивает себя с Я-идеальным, с абстрактным коллегой. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.


Сходства данных определений заключается в том, что они связаны с самосознанием, с представлением человека о себе.

По моему мнению, Я-концепция педагога – это система человека представлений о себе, своих качествах, о результатах и смысле его деятельности, совокупность планов и целей, а так же поиск решений для их достижения. Уровень сформированности Я-концепции педагога очень важен: человек лучше понимает, куда двигаться, что и как делать, результаты его труда повышаются, а самооценка растёт, самочувствие и настроение улучшается.

  1. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?

Ответ:

Педагог – это всегда труженик.

Поэтому важными профессиональными качествами его мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.

Задание 2.

Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:

Проблемы педагогической деятельности

Пути решения

  1. Отсутствие у учащихся интереса к предмету.

  Развитию познавательного интереса способствует, например, такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Ученик – не просто «объект», на который направлена педагогическая деятельность учителя, но активный участник образовательного процесса. Также, любой труд, и интеллектуальный, интересен тогда, когда он разнообразен – а значит, при составлении учебного плана и организации уроков нужно обязательно использовать смену деятельности, разные виды заданий, проводить разные типы уроков. Нужно не забывать о связях изучаемого материала с уже известным учащимся, находить междисциплинарные связи. Слишком легкий или слишком трудный материал также не прибавит заинтересованности школьникам – уровень должен быть посильным, желательно учитывать ближайшую зону развития. Конечно, всегда останутся важными яркость и выразительность подачи материала, умение эффективно использовать иллюстративный материал и новые технологии обучения, а также личная заинтересованность самого педагога и его любовь к изучаемому предмету.

 2. Традиционно сложившееся в обществе принижение значений внешних стимулов педагогической деятельности, связанных с материальным вознаграждением.

 Известно, что «Сильные» специалисты в педагогике отличаются высоким уровнем развития внутренней мотивации к педагогической деятельности. Это позволяет им оставаться увлеченными в собственной профессиональной деятельности и ее результате. Роль и важность развитой внутренней мотивации педагога неоспорима. Наряду с этим нельзя принижать значение внешней мотивации, связанной не только с достойной оплатой труда, но также с соответствующим уважением со стороны социума к тяжелому труду педагога. При этом уважение должно быть проявлено в нашем материальном мире посредством всем давно известных путей: это повышение престижности работы в образовательном учреждении, выражаемое в уровне заработной платы, а также в условиях труда (современные кабинеты, современное оборудование, материальная база). Без здравого адекватного отношения к важности положительных внешних стимулов в работе педагога нельзя добиться высокого уровня образовательного процесса.

  3. Массовое использование по отношению к педагогам отрицательных внешних стимулов.

 Суть проблемы в том, что в сложившейся системе образования широкое распространение имеет применение таких отрицательных внешних стимулов, как, например, депремирование, или участие в разного рода политизированных мероприятиях, в которых сам педагог может не иметь интереса, на основании того, что педагоги должны быть социально и политически активной частью общества. При этом данные стимулы применяются людьми, которые непосредственно в образовательном процессе не участвуют – не ведут уроков, не проводят внеклассных мероприятий, не вывозят детей, не выставляют им оценок и не общаются потом с родителями, то есть людей, которые зачастую имеют свое достаточно ограниченное видение педагогического процесса. Такая практика препятствует развитию в педагоге самоуважения, проявлению им педагогического творчества, и значит, росту его педагогического мастерства. Человек, которого принудили делать общественно-социальный поступок, противоречащий его внутренней позиции – чувствует себя «социально битым», как он может потом, после этого – идти в класс к детям и внушать им уважением своей личностью, восхищать, увлекать своим предметом. Решение проблемы видится в демократизации образовательного процесса. Чем больше будет альтернатив стандартной общеобразовательной школе – тем лучше. Пусть это будет различного рода обучение на дому, или экстерном, специализированные школы, программы, — чтобы педагоги с развитой Я-концепцией и высокого уровня культуры могли найти себе там достойное их личности и профессионализму место.

 4. Применение некоторыми педагогами в процессе педагогического общения устрашения учащихся или, наоборот, заигрывание с учащимися.

 Использование в процессе педагогического общения заигрывания или устрашения встречается, как правило, среди неопытных педагогов, с недостаточным уровнем развития личности. Такого рода общение деструктивно и по сути своей препятствует достижению результата в педагогической деятельности, особенно в воспитательной работе. Решение проблемы видится в настойчивой и последовательной работе педагога над собою, выработкой им соответствующей Я-концепции, развитие в себе профессионально-педагогических качеств. Также известно, что все отрицательные стили общения строятся на субъект-объектных отношениях, где педагог рассматривает воспитанников как объект воздействия. С этой точки зрения начинающему педагогу необходимо научиться занимать диалогическую позицию в процессе ведения профессиональной деятельности, в противовес авторитарной. При этом, однако, не стоит забывать и об искусстве дистанции, так как фамильярность в педагогическом процессе также вредна, как и жесткая авторитарная позиция.

 5. Отсутствие эмпатии при педагогическом общении.

 Перцептивная функция общения, пожалуй, самая «тонкая» и непростая в реализации. Однако ее важность для успешного образовательного процесса не подлежит сомнению. Важна она не только для достижения образовательного результата, но также для развития личности самого педагога. Без эмпатии практически невозможным видится создание на уроке положительной атмосферы продуктивного общения. Все мы живые люди, переживающие свои эмоциональные состояния, и это накладывает свой отпечаток на любую нашу деятельность. Бывают педагоги, которые по своей природе хорошо разбираются в людях – «гении общения». Для других научится чувствовать человеческую душу, понимать желания, мотивы поступков и эмоциональное состояние другого человека – сложная проблема. Решение этой проблемы видится, прежде всего, в активном саморазвитии и самопознании педагога. Если педагог научится объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми – то есть, если он разовьёт в себе на должном уровне навык рефлексии, то научится через это также и эмпатийно воспринимать воспитанника. Такой педагог сможет успешно прогнозировать, моделировать и корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения.


Задания по теме 6.2 Способы оценивания учебных достижений

 Цель: закрепление знаний о способах оценивания учебных достижений детей; формирование умений описывать и систематизировать способы оценивания учебных достижений.

 Задание 3. Формула «Опять ты НЕ...»  — верный способ выращивания неудачника. Сформулируйте правила оценочной безопасности.

ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


1

Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.).

2

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

3

''На бочку дегтя – ложку меда''. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

4

Ставить перед ребенком только конкретные цели.

5

''За двумя зайцами…''Не надо ставить перед первоклассниками несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть про точки в конце предложения, простите ему, если он забыл, как пишется заглавная буква Д.

6

Формула ''Опять ты не…'' – верный способ вырастить Неудачника.

7

Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Задание 4. Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:

1)        Что такое портфолио?

2)        Для чего необходимо создавать портфолио?

3)        Виды портфолио.

4)        Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.

5)        Структура портфолио: количество, название рубрик.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:

«Портфолио ученика начальной школы».

 

Цели собрания:

Способствовать формированию у родителей  потребности в оформлении портфолио,  которое помогает  выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребенка; дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.


Участники: классный руководитель  2 «А» класса,

                     родители обучающихся 2 «А» класса.

Организация родительского собрания:

·       подготовка приглашений для родителей;

·       изучение педагогом методической литературы по теме собрания;

·       подготовка сценария родительского собрания;

·       подготовить выставку портфолио ученика;

·        на заседании родительского комитета обсуждается вопрос о необходимости введения портфолио.

«ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Цели: способствовать формированию у родителей  потребности в оформлении портфолио,  которое помогает  выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей ребенка; дать рекомендации родителям по организации ведения портфолио.

Форма проведения: родительский всеобуч

Этап подготовки:

  Подготовка вопросов для обсуждения на родительском собрании:

- Портфолио в школе.

- Для чего ученику портфолио?

-  Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

- Выставка портфолио и работ учащихся.

ХОД СОБРАНИЯ

Родительское собрание проходит в кабинете, который закреплен за классом. Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения обучающихся  БЫВШИХ учеников).
 I. Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.

  Уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать в нашем уютном классе. Тема сегодняшней нашей встречи «Портфолио ученика начальной школы». 

   "С начальных классов нужно портфолио!" - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители имеют либо не полную, либо искаженную информацию о том, что же такое "портфолио", для чего он нужен, когда и как начать его собирать, чем наполнять… 

               Поговорим о портфолио

Учитель: Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое "портфолио".

  Что такое портфолио?  Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.


              Для чего ученику портфолио?

   Что стоит за  отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальные достижения учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.  

 

 «Портфолио» в начальной школе прежде всего должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

-  Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

- Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

-  Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

-  Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).     

                  

                        Для чего это нужно?