Файл: Толерантное общение младших школьников в начальной школе Организационный момент. Игра Найди своих.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Толерантное общение младших школьников в начальной школе»

  1. Организационный момент.

Игра «Найди своих»

Каждый ребенок получает картинку с изображением одного животного: кошка, собака, лошадь, корова (картинки даны в приложении).Важно детей поделить примерно на 4 равные группы. Одному, как правило, самому озорному, коммуникативному ребёнку, даётся картинка с изображением вороны.

Задание детям:

- Не говоря ни слова, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, нужно найти «своих».  Взяться за руки, подняв их вверх, показать, что вся группа в сборе.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы узнали, где ваша группа?

- Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

- Почему никто не обращал на тебя внимания?

- Как ты себя чувствовал?

- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?

- Хотели ли вы быть на месте вороны?

- Тяжело ли быть не похожим на всех?

- Как вы в следующий раз отнесётесь к такому человеку?

Учитель проводит беседу таким образом, чтобы у ребят возникло желание пригласить к себе оставшегося вне групп ребенка. После обсуждения сложившейся ситуации, ребята из групп приглашают к себе того, кто остался один.

2. Беседа познавательного характера.

-Ребята, а вам не показалось странным, что ворона у нас белого цвета?

-Встречаются ли в природе вороны белого цвета?

фото белой вороны

-  Такие вороны встречаются, но очень редко. Как доказано учеными, это вызвано отсутствием в коже и волосах красящего вещества - пигмента. Животных с такими особенностями называют альбиносами.

В русском языке существует выражение «белая ворона». Это выражение используется в в русском языке для обозначения редкого, исключительного человека, чьё поведение, взгляды на жизнь сильно отличаются от остальных людей. Про такого человека говорят: «Не такой, как все».

Учитель читает отрывок из книги Василия Ливанова "Помни о белой вороне"

«Белой вороной нельзя стать по желанию, - воскликнул старик. - Нужно призвание, талант! Белой вороной нужно родиться. …Она самая прекрасная птица
, потому что ей труднее, чем другим. Она всегда хорошо заметна в любой стае. Поэтому, как правило, становится предметом всяческих охотничьих нападок. Но она гораздо важнее любой вороны в стае. О такой стае говорят: стая, в которой летает белая ворона. По ней одной помнят всю стаю! Но белых ворон обычно недолюбливают.
- За исключительность? - спросил старика папа.
- Нет. За чувство ответственности. Быть исключением из общего правила - это очень, очень ответственно. »

-Как вы думаете, легко ли таким людям найти друзей, общаться с окружающими.

-Часто общество не принимает таких людей, они чувствуют себя одинокими, беззащитными. А всё лишь потому, что они не похожи на остальных.

-Чем могут ещё  люди отличаться от остальных?

-Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых, людей разных национальностей. В современный русский язык прочно вошло такое понятие как «толерантность».

-Кто знает, что оно означает?

«Толерантность» -  означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость». Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека, независимо  от каких-либо отличий.

Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

4. Практическая работа.

Создание аппликации «Солнышко» в группах.

Цель:определение качеств толерантной личности, развитие коммуникативных навыков

Для проведения практической работы каждой группе выдается половина листа ватмана, с заранее приклеенным в центе жёлтым кругом, клей-карандаш.

Загадка:

1. Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...


(солнце)

2. Светит, сверкает,

Всех согревает.

(солнце)

- «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

 Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

-Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. Мы сделаем аппликацию «Солнышко». У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на которых записаны качества характера человека. Совещаясь, выберите те лучики, на которых написаны слова характеризующие толерантную личность и приклейте эти лучики вокруг солнечного круга.  Будьте внимательны. Т.к. не все слова -качества толерантной личности.

На лучиках написаны слова:

    Терпимость

    Бессердечность

    Конфликтность

    Сострадание

    Прощение

    Вспыльчивость

    Милосердие

    Злорадство

    Сотрудничество

    Уважение прав других

    Раздражение

    Принятие другого таким, какой он есть

    Зависть

    Доброта

    Любовь

Ребята, совещаясь в группе, выбирают нужные слова, распределяют между собой обязанности, создают аппликацию. Созданную аппликацию вывешивают на доску. Один человек от группы проводит защиту проекта.

 -Какие слова не отнесли к толерантной личности? Почему?

5. Коммуникативный тренинг.

Проводится игра: «Волшебный стул».

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование уважительного отношения к другим людям.

 - Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно, когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.


-После того, как все желающие дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали  во время упражнения.

-Вам понравилось эта игра?

-Почему?

-Что нового вы узнали друг о друге?

-Были комплименты одинаковыми или разными?

-Почему разные?

- Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или литературу. И если вы хотите жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению. Нужно быть добрым, внимательным и уметь дружить.

6. Итог. Рефлексия.

- С каким новым понятием познакомились?

-Какое выражение русского языка впервые услышали?

-Нарисуйте своему солнышку такое настроение, какое было у вас на занятии.

На столах лежат картинки-маленькие солнышки. Каждый ребенок рисует у солнышка лицо, в зависимости от того, какое у него на уроке было настроение. По окончании классного часа каждый ребёнок приклеивает своё солнышко на лист ватмана, размещенного на доске.