Файл: Манохин В.Н. Телевидение в военных целях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для управления воздушным движением в районе

аэродрома используется отдельная радиолокационная станция, радиус действия которой около 30 км. Изобра­

жение с ее экрана также передается на самолет. Сле­

пую посадку самолет совершает по сигналам специаль­

ной радиолокационной станции. С помощью телевизион­

ной камеры и радиопередатчика эта станция непрерыв­

но подает на экран телевизионного приемника самолета

крупным планом его курс и высоту полета, положение

относительно взлетно-посадочной полосы, а также ин­

формацию о самолетах, идущих впереди и сзади.

Специалисты английской фирмы «Cossor» предложи­ ли идею новой радионавигационной системы «Telegee»

(«Теледжи»), которая будет использовать сигналы су­ ществующих телевизионных передатчиков, аналогичных

по устройству радионавигационной системе «Джи». Си­

стема «Джи» основана на измерении разности времени

прихода импульсов от двух радиопередатчиков одно­

временно, работающих через равные промежутки и от­

стоящих далеко друг от друга. Положение самолета оп­

ределяет постоянная разность расстояний до двух ра­

диопередатчиков, представляющая собой кривую (ги­

перболу), в фокусах которой они расположены.

Аналогичные измерения времени запаздывания им­

пульсов одного из этих радиопередатчиков и третьего радиопередатчика дают новую кривую (гиперболу).

Местоположение самолета определяется на специаль­

ной карте точкой пересечения двух гипербол. Предпола­ гают, что для самолетов, летающих на высоте 3 км, ра­

диус действия телевизионных передатчиков будет око­

ло 300—350 км и на высоте 6 км — свыше 700 км. Та­ ким образом, летящие над Англией самолеты могут везде принимать телевизионные передачи английской

радио- и телевещательной компании и определять свое

местоположение по системе «Теледжи».

В 1954 г. демонстрировался макет телевизионного оборудования, с помощью которого реализуется ориги­

нальная идея использования телевизионных средств на

самолетах для целей навигации. Это оборудование при­

способлено для размещения в носовой части истребите­ лей «Скай хоук», базирующихся на авианосце.

В центре горизонтального пульта управления самоле­

77


том находится экран круглой телевизионной трубки диа­

метром около 20 см, на котором в соответствующем мас­

штабе изображена медленно движущаяся местность в том виде, какой она представляется с данной высоты.

Центральная точка экрана показывает положение само­

лета. Внешний круг экрана используется для индика­ ции азимута, расстояния до базы, числа оборотов мото­

ров и других данных.

Здесь же указывается наличие горючего и расстоя­

ние, которое самолет может пролететь с имеющимся за­ пасом, учитывая влияние ветра. Максимальная даль­ ность полета соответствует радиусу карты, изображен­

ной на экране. Затем появляется круг, стягивающийся по мере расходования горючего от периферии к центру.

Когда исчерпаются запасы горючего, круг стянется в

центральной точке. Изменения круга производит счетно­

решающее устройство, в которое поступают данные о

скорости полета, направлении и скорости ветра.

Пока еще не опубликованы сведения о том, как об­

разуется изображение и откуда оно берется на горизон­ тальном экране. Но надо полагать, что картина местно­ сти под самолетом может быть получена с помощью ап­ паратуры, находящейся на самом самолете. Прямо пе­ ред летчиком расположен вертикально второй телевизи­ онный экран, который представляет собой плоскую те­

левизионную трубку, спроектированную отделом элект­ роники фирмы «Willis Motors С°».

Трубка устроена в виде тонкого параллелепипеда и

имеет полупрозрачный экран со слоем люминофора, че­ рез который пилот в ясную погоду смотрит, как через

окно. В условиях плохой видимости «окно» превращает­ ся в плоский телевизионный экран с изображенной на нем местностью. На экран же наносятся данные о ско­ рости, высоте и крене самолета. Ширина трубки 20 см,

толщина — 8 см.

В верхней части пульта управления имеется несколь­

ко переключателей взлета, полета, посадки. Включени­

ем одного из них выбирается основной режим для дан­ ной стадии полета.

На случай отказа в работе телевизионной аппарату­ ры ниже вертикального телевизионного экрана преду­ сматривается м'иниатюрная приборная доска обычного

типа. Систему разрабатывают 20 фирм.

78



Применение теле видения для обучения и тренировки пилотов на земле вызвано необ­ ходимостью удешевления подготовки пилотов. Для этой

цели американская фирма «Дуглас» («Douglas») выпу­ скает телевизионную установку «Телерама» («Telerama»). Телевизионная камера устанавливается в ней пе­

ред моделью определенного аэродрома под углом, соот­ ветствующим углу зрения летчика из кабины самолета. Передаваемое телевизионной камерой изображение вос­ производится на большом экране длиной 4,5 м, находя­

щемся перед кабиной имитатора самолета «Дуглас» ДС-9.

Обучающийся пилот получает почти реальное изоб­

ражение аэродрома, изменяющееся по перспективе (на­

пример, в процессе посадки) и по условиям освещения.

Перед установкой с телевизионной камерой помещают­ ся модели различных аэропортов и аэродромов. Благо­

даря этому пилот может ознакомиться с их характер­

ными особенностями.

В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

Телевизионная техника в военно-морском флоте при­

меняется прежде всего для нужд прибрежной навига­

ции, управления движением судов и при различных под­

водных работах (подводное телевидение). Прибрежная навигация и управление

движением судов. В течение 1954 г. в Гаврском порту (Франция) для целей прибрежной навигации ис­ пользовалась система «Телерадар». Эта система пред­

ставляла собой совместное использование радиолока­ ционной и телевизионной техники. Радиолокационная

станция, установленная в порту, имела на своем экране— индикаторе кругового обзора изображение береговой

линии и окружающей обстановки. С помощью телеви­ зионной камеры и телевизионного передатчика оно пере­ давалось на борт любого корабля. На борту корабля

имеется телевизионный приемник. Наблюдая по экрану за обстановкой в порту, можно было следить за переме­

щением своего судна и очень точно определять его поло­ жение.

79

 

 

 

В

комплект

аппарату­

 

 

 

ры системы «Телерадар»

 

 

 

входят мощная радиоло­

 

 

 

кационная станция, теле­

 

 

 

визионная камера (рис.

 

 

 

33), телевизионный

пере­

 

 

 

датчик

дециметрового

 

 

 

диапазона с антенной, ус­

 

 

 

тановленной в порту

для

 

 

 

обслуживания

определен­

 

 

 

ного

района,

и бортовое

 

 

 

оборудование.

В бортовое

 

 

 

оборудование

входят

те­

 

 

 

левизионныесм,

с

приемники

 

 

 

на кораблях

диаметром

 

 

 

трубки 31

 

посредством

Рис.

33.

Телевизионная камера,

которых

воспроизводится

передающая изображения с экра­

переданная

информация.

на

портовой радиолокационной

Эксплуатация системы

станции кругового обзора на ко­

«Телерадар»

 

облегчала

рабли

по системе «Телерадар»

вход

кораблей в

порт и

 

 

 

выход из него, предотвра­

 

 

 

щала

возможные

столк­

новения. На рыболовных судах, курсирующих в районе

порта, также устанавливались небольшие телевизионные

приемники.

Подводное телевидение. В 1947 г. при ис­ пытании американской атомной бомбы на атолле Бики­

ни впервые возникла необходимость вести наблюдение под водой в условиях, исключающих всякую возмож­

ность пользоваться обычной водолазной техникой. Аме­

риканцы применили телевизионную технику для изуче­

ния действия ударной волны атомного взрыва на под­

водные сооружения и части кораблей, а также на по­

верхность морского дна. С этой целью под воду была

опущена телевизионная камера в специальном водоне­

проницаемом контейнере с очень чувствительной труб­

кой типа «Имэдж Ортикон».

Контейнер с телевизионной камерой весил 120 кг. Была предусмотрена возможность дистанционного уп­

равления телевизионной камерой. На больших глубинах

подводный ландшафт освещали два специальных под­

водных светильника мощностью 1000 вт. Расстояние, на

80


Рис. 34. Водонепроницаемый контейнер с телевизионной ка­ мерой, обслуживавшей пароход «Риклейм»

котором можно было различать детали подводных объ­

ектов, не превышало 5—6 м, а угол зрения был ограни­ чен 24 градусами.

О том, как могут применяться подобные системы

показывают следующие примеры.

Во время военно-морских маневров .в мае 1951 г. у

берегов Англии затонула подводная лодка британского

военно-морского флота «Эфрей» («Affray») с экипажем

в 75 человек. После долгих и безуспешных поисков было

решено

провести с

помощьюкм2.

телевизионных

средств

тщательное

систематическое

обследование

морского

района

около

15 000

Установленное на

пароходе

«Риклейм» («Reclaim») телевизионное оборудование

представляло собой телевизионные камеры фирмы

«Маркони» («Marconi»), предназначенные для внесту­

дийных передач (рис. 34). В опущенном на дно кон­ тейнере находились телевизионная камера и приспособ­ ления для дистанционного управления изменениями тем-

6 Зак. 307 81

Рис. 35. Изображение на экране телевизионного приемника борта затонувшей подводной лодки «Эфрей»

Рис. 36. Изображение на экране телевизионного прием­ ника работающего под водой водолаза

пературы внутри него. В нем же был помещен индика­

тор влажности для контроля за водонепроницаемостью.

На борту парохода находился обычный телевеща­ тельный приемник. Подводная телевизионная камера

82

Рис. 37. Подводная телевизионная камера опускается для проведения наблюдений на дне моря

весам 30 кг соединялась с бортовой аппаратурой видео-

кабелем длиной около 200 м с отметками глубины по­

гружения через каждые 3 м. Около нее устанавливались два подводных светильника общей мощностью 1,5 кет.

Опускали ее на специальных нескручивающихся тросах.

С помощью этой камеры подводная лодка была найде­

на на глубине 85 м (рис. 35, 36). Аналогичные работы

проводились в январе 1955 г. в связи с поисками зато­

нувшего в устье реки Эльбы пассажирского реактивно-

83