ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Для управления воздушным движением в районе
аэродрома используется отдельная радиолокационная станция, радиус действия которой около 30 км. Изобра
жение с ее экрана также передается на самолет. Сле
пую посадку самолет совершает по сигналам специаль
ной радиолокационной станции. С помощью телевизион
ной камеры и радиопередатчика эта станция непрерыв
но подает на экран телевизионного приемника самолета
крупным планом его курс и высоту полета, положение
относительно взлетно-посадочной полосы, а также ин
формацию о самолетах, идущих впереди и сзади.
Специалисты английской фирмы «Cossor» предложи ли идею новой радионавигационной системы «Telegee»
(«Теледжи»), которая будет использовать сигналы су ществующих телевизионных передатчиков, аналогичных
по устройству радионавигационной системе «Джи». Си
стема «Джи» основана на измерении разности времени
прихода импульсов от двух радиопередатчиков одно
временно, работающих через равные промежутки и от
стоящих далеко друг от друга. Положение самолета оп
ределяет постоянная разность расстояний до двух ра
диопередатчиков, представляющая собой кривую (ги
перболу), в фокусах которой они расположены.
Аналогичные измерения времени запаздывания им
пульсов одного из этих радиопередатчиков и третьего радиопередатчика дают новую кривую (гиперболу).
Местоположение самолета определяется на специаль
ной карте точкой пересечения двух гипербол. Предпола гают, что для самолетов, летающих на высоте 3 км, ра
диус действия телевизионных передатчиков будет око
ло 300—350 км и на высоте 6 км — свыше 700 км. Та ким образом, летящие над Англией самолеты могут везде принимать телевизионные передачи английской
радио- и телевещательной компании и определять свое
местоположение по системе «Теледжи».
В 1954 г. демонстрировался макет телевизионного оборудования, с помощью которого реализуется ориги
нальная идея использования телевизионных средств на
самолетах для целей навигации. Это оборудование при
способлено для размещения в носовой части истребите лей «Скай хоук», базирующихся на авианосце.
В центре горизонтального пульта управления самоле
77
том находится экран круглой телевизионной трубки диа
метром около 20 см, на котором в соответствующем мас
штабе изображена медленно движущаяся местность в том виде, какой она представляется с данной высоты.
Центральная точка экрана показывает положение само
лета. Внешний круг экрана используется для индика ции азимута, расстояния до базы, числа оборотов мото
ров и других данных.
Здесь же указывается наличие горючего и расстоя
ние, которое самолет может пролететь с имеющимся за пасом, учитывая влияние ветра. Максимальная даль ность полета соответствует радиусу карты, изображен
ной на экране. Затем появляется круг, стягивающийся по мере расходования горючего от периферии к центру.
Когда исчерпаются запасы горючего, круг стянется в
центральной точке. Изменения круга производит счетно
решающее устройство, в которое поступают данные о
скорости полета, направлении и скорости ветра.
Пока еще не опубликованы сведения о том, как об
разуется изображение и откуда оно берется на горизон тальном экране. Но надо полагать, что картина местно сти под самолетом может быть получена с помощью ап паратуры, находящейся на самом самолете. Прямо пе ред летчиком расположен вертикально второй телевизи онный экран, который представляет собой плоскую те
левизионную трубку, спроектированную отделом элект роники фирмы «Willis Motors С°».
Трубка устроена в виде тонкого параллелепипеда и
имеет полупрозрачный экран со слоем люминофора, че рез который пилот в ясную погоду смотрит, как через
окно. В условиях плохой видимости «окно» превращает ся в плоский телевизионный экран с изображенной на нем местностью. На экран же наносятся данные о ско рости, высоте и крене самолета. Ширина трубки 20 см,
толщина — 8 см.
В верхней части пульта управления имеется несколь
ко переключателей взлета, полета, посадки. Включени
ем одного из них выбирается основной режим для дан ной стадии полета.
На случай отказа в работе телевизионной аппарату ры ниже вертикального телевизионного экрана преду сматривается м'иниатюрная приборная доска обычного
типа. Систему разрабатывают 20 фирм.
78
Применение теле видения для обучения и тренировки пилотов на земле вызвано необ ходимостью удешевления подготовки пилотов. Для этой
цели американская фирма «Дуглас» («Douglas») выпу скает телевизионную установку «Телерама» («Telerama»). Телевизионная камера устанавливается в ней пе
ред моделью определенного аэродрома под углом, соот ветствующим углу зрения летчика из кабины самолета. Передаваемое телевизионной камерой изображение вос производится на большом экране длиной 4,5 м, находя
щемся перед кабиной имитатора самолета «Дуглас» ДС-9.
Обучающийся пилот получает почти реальное изоб
ражение аэродрома, изменяющееся по перспективе (на
пример, в процессе посадки) и по условиям освещения.
Перед установкой с телевизионной камерой помещают ся модели различных аэропортов и аэродромов. Благо
даря этому пилот может ознакомиться с их характер
ными особенностями.
В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ
Телевизионная техника в военно-морском флоте при
меняется прежде всего для нужд прибрежной навига
ции, управления движением судов и при различных под
водных работах (подводное телевидение). Прибрежная навигация и управление
движением судов. В течение 1954 г. в Гаврском порту (Франция) для целей прибрежной навигации ис пользовалась система «Телерадар». Эта система пред
ставляла собой совместное использование радиолока ционной и телевизионной техники. Радиолокационная
станция, установленная в порту, имела на своем экране— индикаторе кругового обзора изображение береговой
линии и окружающей обстановки. С помощью телеви зионной камеры и телевизионного передатчика оно пере давалось на борт любого корабля. На борту корабля
имеется телевизионный приемник. Наблюдая по экрану за обстановкой в порту, можно было следить за переме
щением своего судна и очень точно определять его поло жение.
79
|
|
|
В |
комплект |
аппарату |
||||
|
|
|
ры системы «Телерадар» |
||||||
|
|
|
входят мощная радиоло |
||||||
|
|
|
кационная станция, теле |
||||||
|
|
|
визионная камера (рис. |
||||||
|
|
|
33), телевизионный |
пере |
|||||
|
|
|
датчик |
дециметрового |
|||||
|
|
|
диапазона с антенной, ус |
||||||
|
|
|
тановленной в порту |
для |
|||||
|
|
|
обслуживания |
определен |
|||||
|
|
|
ного |
района, |
и бортовое |
||||
|
|
|
оборудование. |
В бортовое |
|||||
|
|
|
оборудование |
входят |
те |
||||
|
|
|
левизионныесм, |
с |
приемники |
||||
|
|
|
на кораблях |
диаметром |
|||||
|
|
|
трубки 31 |
|
посредством |
||||
Рис. |
33. |
Телевизионная камера, |
которых |
воспроизводится |
|||||
передающая изображения с экра |
переданная |
информация. |
|||||||
на |
портовой радиолокационной |
Эксплуатация системы |
|||||||
станции кругового обзора на ко |
«Телерадар» |
|
облегчала |
||||||
рабли |
по системе «Телерадар» |
вход |
кораблей в |
порт и |
|||||
|
|
|
выход из него, предотвра |
||||||
|
|
|
щала |
возможные |
столк |
новения. На рыболовных судах, курсирующих в районе
порта, также устанавливались небольшие телевизионные
приемники.
Подводное телевидение. В 1947 г. при ис пытании американской атомной бомбы на атолле Бики
ни впервые возникла необходимость вести наблюдение под водой в условиях, исключающих всякую возмож
ность пользоваться обычной водолазной техникой. Аме
риканцы применили телевизионную технику для изуче
ния действия ударной волны атомного взрыва на под
водные сооружения и части кораблей, а также на по
верхность морского дна. С этой целью под воду была
опущена телевизионная камера в специальном водоне
проницаемом контейнере с очень чувствительной труб
кой типа «Имэдж Ортикон».
Контейнер с телевизионной камерой весил 120 кг. Была предусмотрена возможность дистанционного уп
равления телевизионной камерой. На больших глубинах
подводный ландшафт освещали два специальных под
водных светильника мощностью 1000 вт. Расстояние, на
80
Рис. 34. Водонепроницаемый контейнер с телевизионной ка мерой, обслуживавшей пароход «Риклейм»
котором можно было различать детали подводных объ
ектов, не превышало 5—6 м, а угол зрения был ограни чен 24 градусами.
О том, как могут применяться подобные системы
показывают следующие примеры.
Во время военно-морских маневров .в мае 1951 г. у
берегов Англии затонула подводная лодка британского
военно-морского флота «Эфрей» («Affray») с экипажем
в 75 человек. После долгих и безуспешных поисков было
решено |
провести с |
помощьюкм2. |
телевизионных |
средств |
|
тщательное |
систематическое |
обследование |
морского |
||
района |
около |
15 000 |
Установленное на |
пароходе |
«Риклейм» («Reclaim») телевизионное оборудование
представляло собой телевизионные камеры фирмы
«Маркони» («Marconi»), предназначенные для внесту
дийных передач (рис. 34). В опущенном на дно кон тейнере находились телевизионная камера и приспособ ления для дистанционного управления изменениями тем-
6 Зак. 307 81
Рис. 35. Изображение на экране телевизионного приемника борта затонувшей подводной лодки «Эфрей»
Рис. 36. Изображение на экране телевизионного прием ника работающего под водой водолаза
пературы внутри него. В нем же был помещен индика
тор влажности для контроля за водонепроницаемостью.
На борту парохода находился обычный телевеща тельный приемник. Подводная телевизионная камера
82
Рис. 37. Подводная телевизионная камера опускается для проведения наблюдений на дне моря
весам 30 кг соединялась с бортовой аппаратурой видео-
кабелем длиной около 200 м с отметками глубины по
гружения через каждые 3 м. Около нее устанавливались два подводных светильника общей мощностью 1,5 кет.
Опускали ее на специальных нескручивающихся тросах.
С помощью этой камеры подводная лодка была найде
на на глубине 85 м (рис. 35, 36). Аналогичные работы
проводились в январе 1955 г. в связи с поисками зато
нувшего в устье реки Эльбы пассажирского реактивно-
83