Файл: Макареня А.А. Музей Д. И. Менделеева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

историю якобы со слов Менделеева. Теперь найдена рукопись воспоминаний Иностранцева, и можно внести ясность в этот вопрос: «...Както я зашел к нему (Менделееву. — А. М.) по какому-то делу и застал его в превосходном настроении духа; он даже шутил, что было крайней редкостью. Это было вскоре после его знаменитого открытия периодичности эле­ ментов. Я, воспользовавшись этим благодуш­ ным настроением Дмитрия Ивановича, обра­ тился к нему с вопросом, что натолкнуло его на знаменитое открытие. На эт(> °н сообщил, что уже давно подозревал известную связь Элементов между собою и что много и долго думал об этом. В течение последних месяцев Д. И. перепортил массу бумаги с целью оты­ скания в виде таблицы этУ законность, но ни­ чего не удалось. Перед самым открытием за­ кона Дмитрий Иванович провозился над иско­ мою таблицею целую ночь, но опять ничего не вышло; он с досады бросил работу и томил­ ся желанием выспаться, тут ate в рабочем ка­ бинете, не раздеваясь, повалился на диван и крепко заснул. Во сне он увидел вполне явно ту таблицу». *

* Цит. по монографии Б. М. Кедрова «Депь од- 16 пого великого открытия», М., Соцэкгиз, 1958.

азделы VI и VII иллюстрируют деятель­ Р ность Менделеева в области молекуляр­ ной физики (его работы по газам) и изучению природы растворов. Представлены многие ори­ гинальные приборы, изобретенные и сделанные Менделеевым: весы для взвешивания газов, пикнометр, термометры различной конструк­ ции.

Здесь же рассказывается о работах Менде­ леева по воздухоплаванию, метеорологии, ко­ раблестроению, освоению Арктики. Ученый пи­ сал: «Мои занятия аэростатикой определились тем обстоятельством, что, занимаясь в начале 70-х гг. исследованием упругости разрелгенных газов, я невольно пришел к вопросу о верхних слоях атмосферы... и к разбору аэростатических поднятий в верхние слои атмосферы».

Среди материалов, помещенных в этих раз­ делах, находится фотокопия письма генерала Тотлебена к Менделееву с просьбой принять

участие

в обсуждении проекта

самолета

А. Ф.

Можайского, фотография

воздушного

шара «Русский», на котором поднимался Мен­ делеев в 1887 г. для наблюдения полного Затмения Солнца, проекты новых типов ледо18 колов, разработанные Менделеевым, а также


предложенная им карта высокоширотного мор­ ского пути в Арктике.

X раздел посвящен работам ученого по метрологии. Точность и высокая культура из­ мерений всегда были предметом постоянных забот ученого. С 1893 года по год своей смерти Менделеев был управляющим Главной палаты мер и весов. Здесь представлены разновесы, сделанные из хрусталя, фарфора и латуни, Эталоны длины, маятники и другие приборы из лабораторий палаты.

XI—XVI разделы экспозиции охватывают значительный период жизни Менделеева и ши­ рокий круг проблем, связанных с его участием в развитии русской промышленности и сель­ ского хозяйства.

«Если без науки не может быть современной промышленности, то без нее не может быть и современной науки». Эти слова ученого можно рассматривать как эпиграф к указанным раз­ делам. В экспозиции освещается работа Мен­ делеева в области химии и переработки нефти, топлива и металлургии. Рассказывается о по­ ездках Менделеева на Волгу и Кавказ, на Урал и в Донбасс, о его идеях индустриали­ зации и химизации. В разделе, посвященном сельскому хозяйству, представлены материалы об имении «Боблово» (неподалеку от Клина 19

2*

под Москвой), где Менделеев проводил агрохи­ мические исследования. «Вопрос об удобре­ ниях приобретает интерес самый существен­ ный... Едва ли есть другой вопрос техники, ко­ торый бы столь необходимо было решать в ближайшей будущности», — писал он- в 1867 г. А незадолго до смерти в своих «Заветных мыс лях» говорил: «Мы живем в эпоху, когда бо­ гатство и сила народов определяются преиму­ щественно индустрией, а наши дети или вну­ ки, вероятно, дозкивут до того, что богатство и вся сила народная будут определяться уме­ лым сочетанием индустрии с сельским хозяй­

ством».

В этих разделах помещены портреты уче­ ников и сотрудников Менделеева. Ученый ра­ ботал не в одиночку, он умел собрать вокруг себя талантливых сподвижников. Так, в рабо­ тах Менделеева по сельскому хозяйству участ­ вовали К. А. Тимирязев, В. В. Докучаев, Г. Г. Густавсон и др.

В своих трудах «Фабрично-заводская про­ мышленность и торговля России», «Основы

фабрично-заводской промышленности»,

«Уче­

ние о

промышленности»,

«Толковый тариф»,

«К познанию России», «Заветные мысли» Мен­

делеев

пытался обобщить

результаты

своих

20 экономических исследований. Он писал:

«Мне



говорят: ведь вы химик, а не экономист, за­ чем же входите не в свое дело? На эт° необ­ ходимо ответить: быть химиком не значит еще вовсе чуждаться заводов и фабрик и их поло­ жения в государстве».

Работы Менделеева содержат интересные и ценные идеи. Между тем многие из них невоз­ можно было реализовать в условиях капита­ лизма и самодержавия. «Толковый тариф» Менделеева использовал Б. И. Ленин при под­ готовке труда «Развитие капитализма в Рос­ сии», Знал и приветствовал Владимир Ильич идею Менделеева о подземной газификации топлива.

Один из стендов этого раздела экспозиции посвящен работам Менделеева по созданию бездымного пороха для артиллерийских сна­ рядов. Ученый организовал специальную лабо­ раторию Морского ведомства. «Внимание к взрывчатым веществам, вероятно, год от года

будет не

умаляться, а

возрастать, — писал

он, — ибо

в

новой

области

этого предмета

предвидится

множество

самостоятельных

и

глубоко важных для

науки

вопросов». И

да­

лее: «...разработка знания взрывчатых веществ отвечает как прямым, так и косвенным целям мирных успехов науки и промышленности».

Работая над проблемой бездымного пороха, 21

Менделеев предпринял поездку в Англию и Францию. В литературе рту поездку часто представляли как некую «секретную миссию». Якобы путем разведки Менделеев сначала рас­ крыл тайну французского бездымного пороха, после чего англичане уже безропотно раскрыли секреты изготовления своего пороха.

Лишь сравнительно недавно по архивным документам удалось воссоздать истинную исто­ рию как поездок Менделеева, так и хода ра­ боты ученого и его сотрудников (И. М. Чельцов, Л. Г. Федотов и др.) над созданием без­ дымного пороха.*

Теперь известно, что Менделеев сначала по­ сетил не Францию, а Англию. Английские уче­ ные познакомили его с бездымным порохом (пироксилин + нитроглицерин + касторовое масло), но Менделеев выявил его недостатки.

Во Франции военное министерство не раз­ решало раскрывать состав своего пороха. Встретившись с военным министром Фрейсине, Менделеев получил 2 грамма интересующего его пороха «как научный образчик для лич­ ного пользования». Несмотря на минимальный

* См.: А. Я. Ав е р б у х . Д. И. Менделеев и научно-техническая лаборатория Морского ведом­ ства. «Труды института истории естеств. и техн.»,

22 т. 39. Л., Изд-во АН СССР, 1962, стр. 222—247.


вес пороха, Менделеев сумел установить его основные компоненты и способ изготовления. Однако и французский порох имел свои недо­ статки. Он, как и английский, состоял из сме­ си различных веществ. Между тем Менделеев считал, что порох должен быть физически однороден. Свои опыты ученый начал в лабо­ раториях университета в конце 1890 г. Он на­ шел состав из пироксилина и коллодия, т. е. «огненного клея». Новый состав нитроклет­ чатки впервые дал однородную основу для бездымного пороха. З а небольшой срок, всего полтора года, Менделеев изобрел порох для огнестрельного оружия всех калибров.

XVII

раздел — «Педагогическая деятель­

ность

Д. II. Менделеева» — рассказывает

о 35-летней педагогической работе ученого. Он оставил глубокий след в организации новой системы общего, специального (технического) и среднего образования в стране. Менделеев

читал лекции в Петербургском

университете,

в Технологическом институте

(1863—1872),

Институте инженеров путей сообщения, Инже­ нерной академии и др. При его участии были организованы Политехнический институт в Пе­ тербурге и Томский технологический институт.

Ученики Менделеева возглавляли

кафедры

многих институтов России.

28

Лекции Менделеева оставляли исключитель­ но большое впечатление у слушателей. З а внешне нестройной речью, прерываемой пау­ зами, скрывались глубокие мысли ученого. Он рисовал слушателям цельную картину приро­ ды, призывая к ее овладению.

Большую роль сыграл Менделеев и в разви­ тии женского образования в стране. Он читал лекции на Высших женских курсах, в его уни­ верситетскую лабораторию был открыт доступ женщинам: у него работали М. Л. Гроссман и Е. К. Гутковская. Встречался Д. И. Менделеев и с С. В. Ковалевской. Вместе с А. М. Бутле­ ровым он рекомендовал в члены Химического общества Ю. В. Лермантову.

В 1890 г. Д. И. Менделеев был вынужден покинуть Петербургский университет. Непо­ средственным поводом к этому послужило, как говорилось выше, столкновение с чиновниками Министерства народного просвещения, кото­ рым Менделеев передал петицию студентов. Однако истинной причиной его ухода из уни­ верситета являлось принципиальное несогла­ сие с политикой правительства по вопросам просвещения, и в частности со многими по­ ложениями, зафиксированными в университет­ ском уставе 1884 г.

Такие столкновения бывали и раньше. Об