Файл: Круглов, Евгений Николаевич. Устройство швов в цементобетонных дорожных покрытиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
тщательном приготовлении мастики и в усовершенствовании про
цессов заполнения шва.
Дальнейшее уменьшение ширины нарезных швов, к которому следует стремиться, потребует изменения технологии их заполне ния. Это должно найти выражение в поисках других менее вязких составов горячих мастик или в применении эмульсий, а также в заполнении швов под давлением (рис. 16).
Среди факторов, влияющих на стоимость нарезки швов, устраи ваемых в затвердевшем бетоне, решающими являются устойчивость-
карборундовых дисков |
и |
скорость |
нарезки |
шва. Эти факторы |
в свою очередь зависят |
от |
марки и |
возраста |
дорожного бетона; |
Рис. 16. Заполнение швов мастиками под давлением
и прочности породы каменного заполнителя. В общем способ на резки швов в затвердевшем покрытии следует считать экономиче ски целесообразным, так как работоспособность покрытия при
этом повышается, а расходы на его эксплуатацию значительно сни жаются. Как показали опыты, применяя в качестве крупного запол нителя известняковый щебень вместо гранитного, при одинаковой прочности бетона в суточном возрасте можно увеличить скорость резания более чем в 4 раза, а устойчивость диска — более чем
в10 раз.
Втабл. 3 приведены необходимые ресурсы и указана примерная стоимость 1 пог. м шва, нарезанного в затвердевшем бетоне и в свежеуложенном. В основу расчетов принята нарезка швов в бетоне марки 350 в возрасте 1 суток. Глубина шва 40 мм, ширина 6—8 мм."
Ресурсы подсчитаны исходя из скорости потока в смену 175 пог. м
покрытия шириной 7,0 м, при условии применения нового комплек та машин Николаевского завода.
Анализ стоимости нарезки швов в затвердевшем бетоне показы-
25.
Способ устройства швов
В свежеуложенном бе
тоне ........................
Взатвердевшем покры тии из бетона М-350 на гранитном щебне
То же, в бетоне на из вестняковом щебне .
Скорость
устройства шва в смену
350 пог. я
шва
350 лог. м
шва
350 лог. м
шва
Основные |
ресурсы |
|
|
механизмы |
рабочая сила |
|
|
Машина для устройства швов |
Оператор |
—1 |
|
Д-377-1 |
Бетонщики V разр.- 2 |
|
|
|
Дорожные рабочие—3 |
|
|
|
Всего |
6 |
чел. |
Нарезчики швов Д-4-32—4 |
Операторы |
—4 |
|
Карборундовые диски—1 диск |
Электрик |
—1 |
|
на 1b пог. м шва |
Дорожные рабочие—2 |
|
|
Электростанция ПЭС-100 —1 |
Всего |
7 |
чел. |
|
|||
Нарезчики швов Д-432—2 |
Операторы |
—2 |
|
Карборундовые диски-1 диск |
Электрик |
—1 |
|
на 40 пог. м шва |
Дорожные рабочие —1 |
|
|
Электростанция мощностью |
|
|
|
50 кит—1 |
Всего |
4 |
чел. |
|
Таблица
Примерная стой мость 1 пог. м шва без учета стоимости запол нения, руб.—коп
1-26
2-21
1-17
вает, что она может быть снижена путем применения более произ
водительных машин с несколькими режущими дисками и путем уве личения устойчивости дисков за счет изысканий новых рецептов
абразивной массы и новых конструкций дисков.
ИЗОЛЯЦИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ШВОВ
Попадание воды через швы в основание покрытия способствует возникновению деформаций земляного полотна. Для того чтобы
предотвратить попадание влаги и избежать засорения швов, их за полняют гидроизолирующими материалами. Материалы для запол
нения швов должны обладать следующими основными качествами: длительное время сохранять упругие свойства;
хорошо сцепляться с боковыми плоскостями смежных бетонных плит;
не пропускать воду; не растрескиваться в холодную погоду;
не вытекать из швов при высоких температурах.
Наиболее распространенными материалами, применяемыми в настоящее время для заполнения швов цементобетонных дорожных
покрытий, являются битумные мастики. Битумные мастики долж ны состоять из 3—4 компонентов, так как смеси из двух компонен
тов, как правило, вытекают из швов в летнее время при температу рах воздуха более 20—25°.
В качестве основных материалов для приготовления мастик сле дует применять:
битум марки 2 или 3, удовлетворяющий требованиям ГОСТа на
битумы дорожные;
минеральный порошок, удовлетворяющий требованиям к запол нителю для асфальтобетона;
асбестовую крошку; отходы резины (крышка или пыль), получаемые при ее реге
нерации.
Мастику приготавливают на базе под наблюдением лаборато
рии, которая принимает готовую продукцию и несет ответствен ность за ее качество. При приготовлении мастики с добавлением резины процесс варки нужно продолжать в течение 2,5—3 час. Это необходимо для того, чтобы резина набухла и произошло лучшее взаимодействие битума и резины.
Перед заливкой швов необходимо подогреть мастику до 160—
170°. Подогревают мастику в передвижных битумных котлах, тща
тельно перемешивая ее во избежание оседания минерального порошка. Примерные составы мастики для заливки швов приве дены в табл. 4.
Центральные лаборатории дорожных' строек должны предвари тельно подбирать несколько составов мастики из местных материа лов, отличающихся количественным расходом составляющих ком понентов. В некоторых случаях в зависимости от свойства материа
лов количество битума может быть уменьшено до 50—45%.
27
|
|
|
'Г а б л и ц а 4 |
|
|
|
|
Температура |
Климати |
|
|
|
размягчения |
ческая зо |
Состав |
Состав |
мастики |
мастики на |
на, где ре |
|
приборе коль |
комендует |
||
|
|
|
цо и шар, |
ся приме |
|
|
|
град. |
нять масти |
ку
1Битума марки 2 — 60% Минерального порошка (известня
ка) - 20% 75-85 III—IV
Асбестовой крошки 6—7-го сорта20 %
2Битума марки 2 — 60% Минерального порошка (известня
ка) — 25% |
60—65 |
11 |
Асбестовой крошки — 10% Резиновой крошки —5%
3Битума марки 2—60% Минерального порошка (извест
няка) — 25% 60-65 н
Асбестовой крошки — 15%
Для заливки швов, нарезанных в твердом бетоне, можно реко
мендовать следующие составы мастик.
Для швов шириной 8—10 м.м.'. |
|
70% |
битума марки 2.................................................................. |
• |
|
резиновой крошки............................... |
5% |
|
минерального порошка.......................................................... |
|
25% |
температура размягчения мастики этого состава на |
58—60° |
|
приборе кольцо и шар.......................................................... |
|
|
Для швов шириной 6 — 8 мя: |
|
83% |
битума марки 2 .............................................................. |
|
|
резиновой крошки.................................................................. |
' |
7% |
минерального порошка................ |
10% |
|
температура размягчения ................................................... |
|
55° |
Основными показателями, |
характеризующими |
свойства мате |
риалов для заполнения швов, являются текучесть при положитель ных температурах от 45' до 50° и растяжимость при низких темпе ратурах. Температуроустойчивость мастики, проверяемая на при боре кольцо и шар, для II климатической зоны должна быть не ни же 60°, а для III и IV зон не ниже 70°. Текучесть (растекаемость) мастики при температуре от 45 до 50° определяют по расплыву ша рика из мастики или по величине сплава мастики по наклонной плоскости.
По первому способу текучесть мастики определяют по измене нию размера шарика из мастики. С этой целью из 150 г мастики изготавливают три шарика весом по 50 г, укладывают их на стек лянную пластинку размером 10 X 15 см, толщиной 3—5 мм и поме
щают в термостат на 1 и на 24 час. Термометр устанавливают на
28
■5 см выше уровня пластинки. Температура в термостате должна
быть все время от 45 до 50°. В зависимости от свойств мастики про изойдет в той или иной степени расплыв шарика в лепешку. После извлечения таких лепешек из термостата измеряют их высоту .и диаметр. Отношение диаметра к высоте дает число, большее 1. Чем больше величина отношения диаметра лепешки к ее высоте, тем
больше склонность мастики к текучести. Смеси, удовлетворяющие
необходимым требованиям,, должны показать число текучести от 1,2 до 4,0 при нахождении в термостате в течение 1 часа и 1,5— 9,0 при нахождении в термостате в течение 24 час. Среднюю вели чину текучести определяют по данным испытания трех шариков.
По второму способу определения текучести мастики берут две балочки из цементного раствора 1 :3 и размером 4 X 4 X 16 см. Балочки закрепляют на листе фанеры размером 12 X 16 см с таким расчетом, чтобы между ними образовалась щель шириной 2 см. Щель на половину длины бетонных балочек заливают мастикой. Для предупреждения выливания мастики из щели ее ограничивают двумя деревянными брусочками, предварительно смазанными керо сином (после заливки бруски из щелей удаляют). Балочки с масти кой оставляют на сутки в помещении при температуре воздуха от
20 до 25°. Затем их помещают на 8 час. в термостат с температурой
45—50°, устанавливая их с наклоном в 2% вдоль щели. После 8 час. пребывания в термостате не должно быть сплыва мастики вдоль уклона.
Температурные швы бетонных покрытий заполняют горячей би тумной мастикой при температуре ее не ниже 160°. Перед заполне
нием швы тщательно очищают от пыли, песка, раствора и мусора сжатым воздухом, крючками и жесткими металлическими щетками.
Для более прочного сцепления мастики с бетоном стенки швов окрашивают разжиженным битумом за 2—3 часа до заполнения
швов. Битум разжижают бензином, чтобы обеспечить более быст рое испарение разжижителя. Мастику заливают при помощи конус ных леек объемом 5—7 л с носиком, входящим в шов, аккуратно,
без разбрызгивания мастики по поверхности покрытия. После за полнения мастикой швы должны иметь хороший, опрятный вид
с прямыми очертаниями кромок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что вопросами конструирования и устройства швов в цементобетонных покрытиях во всех странах занимаются со времени постройки первых покрытий, методы устройства и конструк ции швов нельзя считать полностью удовлетворяющими современ ным требованиям.
Наиболее важные задачи, которые предстоит решить в ближай шее время, следующие:
1. Создать новые, более совершенные материалы для заливки
швов с использованием для этой цели полимеров.
29