ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.04.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
нии ужо других задач. Принципы оказались универ сальными, поэтому с их помощью и по сей день мож но решать различные изобретательские задачи. И хотя каждый такой принцип сам по себе уже известен, каждое конкретное применение считается новым изоб
ретением, если при этом |
удается |
устранить |
техниче |
|
ское противоречие. |
|
|
|
|
Другая группа |
приемов — это |
методы, основанные |
||
на использовании |
новых |
материалов, новых |
видов |
энергии и т. д. Например, использование пневмоконструкций, использование оптическЪго моделирования и т. д. Эти приемы еще не стали обычными принципа ми решения изобретательских задач. Это, в сущности, конструкторские приемы, которые в силу своей но визны пока являются изобретательскими. Пройдет время, и часть таких приемов будет отнесена к «веч ным» принципам, а часть станет общеизвестными спо
собами |
решения |
технических |
задач, а не |
будет счи |
таться |
изобретательством. |
|
|
|
Участникам семинара нет |
необходимости запоми |
|||
нать все приемы |
устранения |
технических |
противоре |
чий. Значительно удобнее пользоваться вспомогатель ной таблицей (приложение 4). Зная, что желательно изменить и что этому мешает, можно с помощью таб лицы определить наиболее вероятные приемы. И лишь в тех случаях, когда таблица не дает решения, нужно проверить пригодность других приемов.
41
ЧЕЛОВЕК И «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК:
Рэй Бредбери не случайно дал своей новелле назва ние «Черный ящик». На Западе многие ученые этим
термином определяют пока еще не раскрытые тайны
мыслительных |
процессов человеческого |
мозга. |
Соз |
дать «черный |
ящик» — означает создать |
искусственный |
|
м о зг— самое |
совершенное устройство в |
природе. |
Но |
до этого пока еще очень и очень далеко. Хотя в наши дни роботы уже перекочевали со страниц фантасти ческих книг в самую реальную действительность. «Ум ные» машины анализируют результаты исследований, находят оптимальные варианты сложнейших проектов, ставят медицинские диагнозы и даж е... выдвигают ги потезы. Роботы-контролеры, роботы-вычислители, ро боты-переводчики становятся привычным явлением.
Как известно, в основу работы электронных машин
положен принцип алгоритмизации вычислительных про цессов. Невольно напрашивается вывод: если теория изобретательства оперирует алгоритмом, то, следова тельно, имеется принципиальная возможность решать
изобретательские |
задачи с помощью кибернетических |
устройств. |
|
Первый такой |
образец — портативная электронная |
машина — уже сконструирован и проходит испытания. |
Машина подсказывает |
идею решения, избавляя от не |
обходимости анализа. |
Видимо, усовершенствованный |
образец «Эвратрона» |
(такое название имеет устрой- |
42
ство) позволит существенно облегчить труд изобрета теля. Именно облегчить и отнюдь не заменить собой творческую деятельность. Машина способна опериро вать только тем, что в нее вложил человек. Но элек тронные устройства производят действия с молниенос ной быстротой, в них можно вложить огромное коли чество сведений. И это, бесспорно, должен использо вать человек. Применение счетно-решающих устройств откроет колоссальные возможности перед людьми творческого поиска.
Нужно ли в таком случае изучать теорию изобрета тельства? Конечно, нужно. Ведь машина мыслить все-
таки не может!
11 p ii л о ж e и и с I
П Р И М Е Р Н А Я П РО ГРА М М А С ЕМ И Н А Р А
« К А К Р А Б О ТА Т Ь Н АД И З О Б Р Е Т Е Н И Е М »
З а н я т и е 1-е.
Теоретические основы теории изобретательства
1. Развитие техники происходит закономерно. Эти закономерности могут быть познаны и использованы при решении изобретательских задач.
2.Теория изобретательства построена на изучении закономерностей развития техники и обобщении твор ческого опыта изобретателей. Теория учитывает также особенности человеческой психики.
3.Как работает современный изобретатель. Наиболее
распространенные ошибки. Метод определения разно сти.
4.Основные принципы рациональной методики рабо ты над изобретением. Примеры решения изобретатель ских задач.
5.Задача № 1 для домашнего решения.
44
3 a п я т ri r 2-е.
Идеальная машина Технические противоречия
1.Разбор учебной задачи № 1.
2.Тенденции развития современных машин. Понятие
об идеальной машине.
3. Как возникают изобретательские задачи. Решить задачу — значит устранить техническое противоречие.
4.Изобретательских задач очень много, а техниче ских противоречий всего несколько десятков. Зная спо собы устранения таких типовых противоречий, можно решать большинство встречающихся на практике задач.
5.Решение учебных задач. Метод последовательного
деления.
6. Задача № 2 для домашнего решения.
3 а и я т и е 3-е.
Выбор и анализ изобретательской задачи
1.Изобретательство — стиль работы советского ин женера, техника, рабочего. Создавать новое надо не от случая к случаю, а постоянно.
2.О романтике изобретательского творчества.
3.Алгоритм выбора задачи.
4.Не бояться слова «невозможно!»
5.Инерция мышления и «обходные» задачи.
6.Алгоритм анализа задачи.
7.Разбор учебной задачи № 2,
45
3 п п я т п о 4-о.
Оперативная стадия работы над изобретением
1.Таблица основных приемов устранения техниче ских противоречий. Решение задач с использованием таблицы.
2.Перенос технических идей из ведущих отраслей техники.
3.Использование решений, «подсказанных» природой.
4.Решение учебных задач.
5.Задача № 3 для домашнего решения.
З а н я т и е 5-е.
Синтетическая стадия работы над изобретением
1. Изменение одной части машины в большинстве случаев вызывает необходимость изменения других
еечастей.
2.Новая машина должна по-новому обслуживаться
3.Использование найденной идеи для решения дру гих задач.
4.Учебные задачи.
З а н я т и е 6-е.
Контрольная задача
1.Разбор учебной задачи № 3.
2.Ознакомление с условиями контрольной задачи (в качестве контрольной задачи берется проблема, акту альная для производства, на котором проводится семи иар).
З а н я т и е 7-е.
|
От |
идеи до конструкции |
I. |
Особенности |
конструкторской разработки новых |
изобретательских идей.
46
2.Основные требования к жизнеспособной конструк ции нового изобретения.
3.Изобретательский эксперимент.
4.Решение учебных задач.
3 а н я т и е 8-е.
Правильная организация изобретательского труда
1.Систематическая подготовка к решению изобрета тельских задач. Творческий «арсенал» изобретателя: типовые приемы, новые технические идеи, сведения о новых материалах.
2.Работа с патентной литературой. Использование па тентной литературы для пополнения творческого «арсе
нала».
3. Внедрение изобретений. Обстоятельства, затруд няющие внедрение (относительно невысокое качество изобретения, недоработанность конструкций, неправиль ная организация «доводки» изобретения, неиспользова ние прав, предоставленных советскому изобретателю).
4.Как должно быть организовано внедрение изобре тений в заводских условиях.
5.Коллективная работа над изобретением. Организа ционные формы такой работы.
G.Учебные задачи по темам занятий 3 п 4.
З а м я т и е 9-е.
Решение контрольной задачи
1.Разбор наметившихся решений контрольной задачи.
2.Показательное решение контрольной задачи.
3.Учебные задачи № 4, 5, 6 для домашнего решения.
47
З а н я т н о 10-е.
Итоговое собеседование
1.Разбор задач № 4, 5, 6.
2.Обзор литературы по изобретательству.
3.Тенденции развития теории изобретательства. Ки
бернетика и теория изобретательства. Можно ли соз дать машину, решающую изобретательские задачи.
4. Ознакомление участников семинара с нерешенны ми задачами, имеющими важное народнохозяйственное значение.
|
|
|
|
|
П р и л о ж е н и е 2 |
|
АЛГОРИТМ |
РЕШЕНИЯ |
ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ |
||||
|
|
|
ЗАДАЧИ |
|
||
|
|
|
Выбор |
задачи |
|
|
П е р в ы й |
ш а г : |
Определить, какова конечная цель, |
||||
с которой ставится задача. |
|
|
||||
В т о р о й |
ша г : |
Проверить, можно ли достичь ту |
||||
же цель «в обход» — решением иной задачи. |
|
|||||
Т р е т и й |
ша г : |
Определить, решение какой зада |
||||
чи — первоначальной |
или |
«обходной» — может |
дать |
|||
больший эффект. |
|
Определить требуемые |
коли |
|||
Ч е т в е р т ы й |
ша г : |
|||||
чественные |
показатели |
(скорость, производительность, |
||||
точность, габариты и т. п.). |
|
|
||||
П я т ы й |
ша г : |
Уточнить требования, вызванные |
конкретными условиями, в которых предполагается реа лизация изобретения.
|
|
Анализ задачи |
П е р в ы й |
ш а г: |
Определить идеальный конечный |
результат (ответить |
на вопрос: «Что желательно полу |
|
чить в самом |
идеальном случае?»). |
49